УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Карабанов
А.С.
Дело № 33а-5723/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 15 декабря
2017 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Лифановой З.А.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,
при секретаре Бешановой Э.Е.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Рудковского Евгения
Андреевича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 декабря 2017
года, по которому постановлено:
в удовлетворении административного иска Рудковского
Евгения Андреевича к администрации города Ульяновска о признании незаконным
отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга
15.12.2017 г. - отказать.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения представителя
Рудковского Е.А. –
Лютова Д.Л., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, пояснения представителя администрации города
Ульяновска - Золотаревой Ю.И.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Рудковский Е.А. обратился в суд с указанным административным иском к
администрации города Ульяновска, в обоснование указав следующее.
Согласно уведомлению о проведении публичного
мероприятия, поданного административным истцом в адрес административного
ответчика 04.12.2017, административный ответчик уведомлялся о проведении
административным истцом публичного мероприятия в форме митинга. Место
проведения данного публичного мероприятия: г.Ульяновск, ул. Железнодорожная, д.
40. Дата и время проведения публичного мероприятия: 15 декабря 2017 с 18 часов
00 минут до 22 часов 00 минут. Цель публичного мероприятия - «Встреча граждан с
А*** Н*** с целью информирования о его деятельности».
Административный ответчик письмом от
06.12.2017 № 18734-01 сообщил, что не может согласовать проведение публичного
мероприятия по данному адресу в указанный в уведомлении период времени, по
причине проведения иного, ранее запланированного мероприятия. При этом,
административным ответчиком было рекомендовано повторно подать уведомление для
согласования и рассмотреть иную дату проведения публичного мероприятия.
Фактический отказ в согласовании публичного
мероприятия, по мнению административного истца, нарушает его права на
проведение публичного мероприятия, установленные ст. 31 Конституции Российской
Федерации, Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О
собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и является незаконным по следующим
основаниям.
В письме административного ответчика, не
содержится предусмотренных законом оснований для отказа в согласовании
публичного мероприятия. В связи с этим фактический отказ в согласовании
публичного мероприятия, по мнению административного истца, является незаконным
решением, ограничивающим права гражданина.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12
Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах
демонстрациях, шествиях и пикетированиях» административный ответчик не вправе
предлагать изменения даты проведения публичного мероприятия.
Воспрепятствование административному истцу в
проведении публичного мероприятия, выраженное в письме административного
ответчика от 06.12.2017 г. №18734-01 является незаконным, ограничивающим права
гражданина Российской Федерации.
С учетом
изложенного, административный истец просит признать не соответствующим закону и
нарушающим его права решение главы администрации города Ульяновска, выраженное
в письме от 06.12.2017 № 18734-01 об отказе в согласовании проведения митинга
15.12.2017 с 18.00 до 22.00 часов в месте находящемся по адресу: город
Ульяновск, ул. Железнодорожная, д. 40, признать за ним право на проведение
публичного мероприятия в форме митинга 15.12.2017 в месте находящемся по
адресу: город Ульяновск, ул. Железнодорожная, д. 40.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе Рудковский Е.А. просит
отменить решение, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых
требований.
В обоснование
жалобы ссылается на то, что
постановленное по делу решение нарушением его конституционные права на
проведение митингов, собраний, шествий. Законом предусмотрен исчерпывающий
перечень оснований для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия.
Действующее законодательство – ст.12 Федерального закона №54-ФЗ не содержит
запрета на проведение в одном месте двух митингов одновременно. Ссылается на
Постановление Конституционного суда РФ от 14.02.2013 №4-П. Администрация г. Ульяновска признала
проведение заявленного Рудковским Е.А. публичного мероприятия невозможным только
по факту проведения в указанном месте иного публичного мероприятия. При этом никакой альтернативы
административный ответчик не предложил. Ответ администрации, изложенный в
письме от 06.12.2017, не содержит мотивированного обоснования фактической невозможности
проведения митинга исходя из численности участников, фактической площади места
проведения митинга, иных заслуживающих внимание доводов. Выражает несогласие с
выводом суда о том, что совместное проведение мероприятий заведомо препятствует
достижению их целям. Ссылается на практику Европейского суда.
В заседание суда
апелляционной инстанции Рудковский Е.А.
не явился, о месте и времени
рассмотрения дела извещен надлежаще.
Судебная коллегия с
учетом положений ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившегося лица.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает
оснований для отмены решения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.
1 ст. 218 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации
гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений,
действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что
нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы
препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или
на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом, 04.12.2017 в 14.50 в администрацию
города Ульяновска Рудковским А.Е. подано уведомление о проведении 15.12.2017 с
18.00 до 22.00 часов публичного мероприятия в форме митинга по адресу: г.
Ульяновск, ул. Железнодорожная, д. 40, цель публичного мероприятия – «Встреча
граждан с А*** Н*** с целью информирования о его деятельности».
Сообщением администрации города Ульяновска от 06.12.2017 № 18734-01 за подписью Главы
администрации города Ульяновска Гаева А.В. до Рудковского Е.А. доведено, что
проведение публичного мероприятия по указанному в уведомлении адресу администрация
города Ульяновска не может согласовать по причине проведения иного, ранее
запланированного мероприятия.
Рудковскому Е.А. также рекомендовано
повторно подать уведомление для согласования и рассмотреть иную дату проведения
публичного мероприятия в единых специально отведенных местах (город Ульяновск,
проспект Ленинского Комсомола, 47; город Ульяновск, проспект 50 лет ВЛКСМ, 15;
город Ульяновск, ул. Гончарова,
11А).
Указанное сообщение
получено Рудковским Е.А.
07.12.2017, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
На 15.12.2017 в
период времени с 17.00 час. до 22.00 час. на ул.Железнодорожная,
д. 40 в г. Ульяновске ранее было
запланировано мероприятие – пикет, с целью
публичного мероприятия: «Привлечение внимания общественности к
социально-значимым вопросам, регулируемым действующей властью», согласно уведомлению от
04.12.2017, поступившего в 08.20 час.
При таких
обстоятельствах, администрация города Ульяновска, с учетом положений п. 2 ч. 1
ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и
пикетированиях» обоснованно не согласовала
Рудковскому Е.А. проведение митинга
ул.Железнодорожная,
д. 40 в г. Ульяновске 15.12.2017 в
период времени с 17.00 час. до 22.00 час., предложив повторно обратиться для согласования места и времени
проведения пикета.
Положения ст. 21
Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливают, что
пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме
тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в
демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного
порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод
других лиц.
Согласно п. 2 ст. 11
Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) и
«Всеобщей декларации прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН
10.12.1948) осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким
ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в
демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного
порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья
и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Довод административного
истца о нарушении его конституционных прав на проведение публичного мероприятия
судебная коллегия считает несостоятельным.
Предусмотренная
законом обязанность органа местного самоуправления вносить предложения об
изменении места и времени проведения публичного мероприятия является
необходимой мерой для соблюдения общественной безопасности и порядка.
Конституционно
значимые намерения, интересы и цели организатора публичного мероприятия не
должны вступать в противоречие с задачами органов местного управления,
направленных на реализацию и защиту прав и законных интересов других лиц.
На органы
исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного
самоуправления возложена обязанность по обеспечению общественного порядка и
безопасности при проведении публичного мероприятия.
Принимая во внимание
то обстоятельство, что цели и задачи ранее запланированного на ул.Железнодорожная, д. 40 в г. Ульяновске мероприятия
и митинга по информированию
о деятельности А*** Н*** совершенно
различны, и их совместное проведение заведомо препятствует достижению целей
таких мероприятий, а также может повлечь нарушение общественного порядка и
безопасности, предложение администрации города Ульяновска Рудковскому Е.А. повторно обратиться с уведомлением для
согласования даты и времени проведения публичного мероприятия в единых
специально отведенных местах является правомерным.
Рудковский Е.А. имел возможность согласовать планируемый
митинг в указанную им дату и время по другому адресу, однако не воспользовался
данным правом.
Несвоевременное
получение Рудковским Е.А.
ответа на его уведомление не
является основанием для отмены решения
суда.
Доводы жалобы,
сводящиеся к тому, что администрация города Ульяновска фактически отказала в согласовании
проведения публичного мероприятия, не нашли своего подтверждения в ходе
рассмотрения дела и опровергаются представленными в дело доказательствами.
Все изложенные в
жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им
дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться. Юридически
значимые по делу обстоятельства определены судом верно, нарушений норм
материального и процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены
решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 12 декабря 2017 года оставить без
изменения, а апелляционную
жалобу Рудковского Евгения Андреевича – без удовлетворения.
Председательствующий Судьи