Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Освобождение от исполнительского сбора
Документ от 05.12.2017, опубликован на сайте 14.12.2017 под номером 70316, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Бойкова О.Ф.                                                          Дело № 33а-5107/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                         05 декабря 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 28 августа 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Администрации города Ульяновска удовлетворить.

Освободить Администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 17.03.2017 по исполнительному производству  №7201/17/73017-ИП.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Администрация города Ульяновска обратилась в суд с исковым заявлением к УФССП России по Ульяновской области об освобождении исполнительского сбора.

В обосновании иска указала, что в рамках исполнительного производства от 03.03.2017, предмет исполнения – производство капитального ремонта многоквартирного жилого дома № *** по ул. О*** в г.У***, судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Х*** В.Х. было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 руб.

С данным постановлением администрация г.Ульяновска не согласна, поскольку исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок не могла по объективным причинам.

Администрация г.Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в ее распоряжении, носят целевой характер и используются в соответствии с «Ведомственный структурой расходов бюджета МО «город Ульяновск» на 2016 года, утвержденный Решением Ульяновской Городской Думы  от 02.12.2015 №151 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2016 года на плановый период 2017 и 2018гг.».

Для исполнения решения суда должнику необходимо предварительно произвести расчет стоимости работ и заключить муниципальный контракт.

Администрация осуществляет свою деятельность в пределах лимита бюджетных средств, которые, в свою очередь определяются Ульяновской Городской Думой. В настоящее время администрация принимает все меры  по надлежащему  выполнению решения суда: подготовила и направила в Ульяновскую Городскую Думу письма о необходимости выделения дополнительного финансирования; подготовила примерную смету расходов.

В связи с этим администрация г.Ульяновска просила освободить её от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства  №7201/17/173017-ИП от 03.03.2017.

Рассмотрев заявленные исковые требования по существу, суд первой инстанции принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФССП России по Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и отказать администрации города Ульяновска в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы ссылается на том, что оспариваемое постановление соответствует положениям ст. 112  Федерального закона «Об исполнительном производстве». В установленный в указанном постановлении срок должник не исполнил требования исполнительного документа. Доказательств невозможности исполнения решения суда вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, судебному приставу-исполнителю не представил.

Не соглашается с выводом суда об отсутствии со стороны администрации города Ульяновска виновного неисполнения требований исполнительного документа.  

Указывает на то, что при наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, должник не лишен был возможности обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта, о заключении соглашения с взыскателем, однако этого им сделано не было. 

В заседание суда апелляционной инстанции участники процесса не явились. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска, вступившего в законную силу 24.01.2017 на администрацию г.Ульяновска была возложена обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома *** по ул. О*** в г.У***.

03.03.2017 в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство № 7201/17/73017-ИП. Должнику предоставлен 5-дневный срок для исполнения решения уда в добровольном порядке.

В связи с неисполнением должником в установленный срок решения суда судебный пристав-исполнитель постановлением от 17.03.2017 взыскал с должника  исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

В силу ч. 11 статьи  30 Федерального закона  «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 статьи  105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.  Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Частью 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено право суда при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (не относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.

Для применения   такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора  должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск» и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области (ст. 36 Устава МО «город Ульяновск»). К субъектам предпринимательской деятельности не относится.

Администрация является бюджетным учреждением  и все денежные средства, находящиеся в ее распоряжении носят целевой характер и используются в соответствии с «Ведомственный структурой расходов бюджета МО «город Ульяновск» на 2016г., утвержденный Решением Ульяновской Городской Думы  от 02.12.2015 №151 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2016г. на плановый период 2017 и 2018гг.» Для исполнения решения суда должнику необходимо предварительно произвести расчет стоимости работ и заключить муниципальный контракт для выполнения предписанных решением суда работ по проведению капитального ремонта в доме 25 по ул. Октябрьская г.Ульяновска.

Из материалом дела следует, что Администрацией г.Ульяновска предпринимаются меры по исполнению решения суда: составлена примерная  смета расходов на ремонт дома, направлены в Ульяновскую Городскую Думу письма о необходимости выделения дополнительного финансирования. 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о возможности освобождения администрации г.Ульяновска от взыскания исполнительского сбора.

Учитывая, что принятое по делу решение соответствует положениям действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 28 августа 2017 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: