У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Николаева Н.Д.
Дело № 33а-5032/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 05 декабря 2017 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Трифоновой Т.П.,
судей Васильевой
Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Бешановой Э.Е.
рассмотрела в открытом
судебном заседании дело по апелляционному представлению Ульяновского
транспортного прокурора на решение Заволжского районного суда города Ульяновска
от 23 августа 2017 года, по которому постановлено:
В удовлетворении
исковых требований Ульяновского транспортного прокурора в интересах
неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «УК
Экостандарт» о запрете размещения отходов на
полигоне твердых бытовых отходов, расположенном по адресу: У*** область,
Ч*** район, в границах СПК «К***», в *** км юго-западнее п. К*** на земельном участке с
кадастровым номером ***, обязании произвести работы по рекультивации земельного
участка, использующегося под полигон
твердых бытовых отходов, путем освобождения от находящихся отходов и ликвидации
полигона отказать в полном объеме.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения помощника Ульяновского транспортного прокурора
– Новикова В.А., поддержавшего доводы
апелляционного представления, возражения представителя ООО «УК Экостандарт»
Мусихина И.М., не согласившегося с доводами апелляционного представления,
полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Ульяновский
транспортный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах
неопределенного круга лиц к ООО «УК Экостандарт», в котором просил запретить
ООО «УК Экостандарт» размещение отходов на полигоне твердых бытовых отходов
(ТБО), расположенном по адресу: У*** область, Ч*** район, в границах СПК «К***»,
в *** км юго-западнее п. К*** на земельном участке с кадастровым номером ***,
обязать ООО «УК Экостандарт» провести работы по рекультивации данного
земельного участка путем освобождения участка от находящихся на нем отходов, а
также ликвидировать полигон путем вывоза с территории полигона отходов.
В обоснование
требований прокурор указал, что Ульяновской транспортной прокуратурой проведена
проверка соблюдения ООО «УК Экостандарт» законодательства о безопасности
полетов, в ходе которой выявлены нарушения положений Воздушного кодекса
Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138
утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской
Федерации, устанавливающие порядок использования воздушного пространства
Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны в целях
удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения
безопасности использования воздушного пространства. Пунктом 59 названных Правил
запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне
полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов
(размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты,
способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Согласно п. 4.2.3 Руководства по орнитологическому
обеспечению полётов в гражданской авиации, утверждённого приказом Министерства
гражданской авиации СССР от 26.12.1988 № 209, с целью устранения причин
концентрации птиц на приаэродромной территории осуществляются мероприятия по
ликвидации в радиусе 15 км от аэродрома свалок пищевых отходов или перенос их в
сторону с таким расчётом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не
пересекали взлётно-посадочную полосу и подходы к ней.
Принадлежащий ООО «УК Экостандарт» полигон
ТБО, расположенный по адресу: У*** область, Ч*** район, в границах СПК «К***»,
в *** км юго-западнее п. К***, на земельном участке с кадастровым номером ***,
находится на расстоянии менее 17 км от контрольной точки аэродрома «Б*** К***»
в полосе воздушного подхода аэродрома. При размещении полигона ООО «УК
Экостандарт» нарушены требования законодательства в сфере безопасности
функционирования воздушного транспорта. Размещение полигона способствуют
скоплению птиц в районе полетов аэродрома, ухудшению орнитологической
обстановки и может привести к попаданию птиц в двигатель самолета и к аварийной
ситуации. 30.11.2016 Ульяновской транспортной прокуратурой генеральному
директору ООО «УК Экостандарт» внесено представление об устранении выявленных
нарушений, однако надлежащих мер к исполнению представления не принято.
К участию в деле в
качестве заинтересованных лиц привлечены: Приволжское межрегиональное
территориальное управление Федерального агентства воздушного транспорта,
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по Ульяновской области, Агентство государственного
имущества и земельных отношений Ульяновской области, Управление Федеральной
службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области,
Ульяновский Центр ОВД филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГПУ
«Госкорпорация по ОрВД», Управление государственного авиационного надзора и
надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному
округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта
Российской Федерации, ПОУ Ульяновский аэроклуб ДОСААФ России.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционном представлении Ульяновский
транспортный прокурор просит отменить решение суда как незаконное и вынести
новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме. В
обоснование представления приводит доводы аналогичные изложенным в
административном иске. Указывает, что судом дана ненадлежащая оценка имеющимся
в деле доказательствам. Ссылается на несоответствие протокола от 25.01.2017 по
согласованию размещения и строительства завода по переработке твердых бытовых
отходов и полигона по их захоронению, утвержденного старшим авиационным
начальником аэродрома государственной авиации «Б*** ***», согласно которому
полигон не входит в полосу воздушных подходов аэродрома «Б***» и не оказывает
влияния на безопасность полетов, объяснениям данного должностного лица,
полученным прокуратурой 01.08.2017, из которых усматривается, что вывод о
соответствии полигона требованиям п. 59 Федеральных авиационных правил
использования воздушного пространства сделан без определения фактических границ
аэродрома, приаэродномной территории и полигона ТБО. Судом не дана оценка тому
обстоятельству, что в отсутствие в Инструкции производства полетов на аэродроме
«Б***» обозначения полос воздушных подходов полосы воздушных подходов
устанавливаются Федеральными авиационными правилами использования воздушного
пространства. Представленная административным ответчиком в суд копия карты
природных и техногенных планировочных организаций Генерального плана города
Ульяновска, на которой изображены полосы воздушного подхода на аэродроме «Б***»
и полигон ТБО ООО «УК Экостандарт», не удостоверена компетентными должностными
лицами. Судом ненадлежаще оценены представленное прокурором заключение отдела
геодезии ЗАО «Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным
ресурсам», а также справки от 19.06.2017 и от 20.06.2017, подтверждающие
месторасположение полигона и массовое скопление на нем птиц.
В возражениях на апелляционное представление
ООО «УК Экостандарт» считает решение суда законным и обоснованным, а
апелляционное представление не подлежащим удовлетворению.
В заседание суда апелляционной инстанции не
явились представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела
извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учетом мнения
представителей сторон, определила рассмотреть дело при данной явке согласно ст.
150 ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного
представления, возражений на апелляционное представление, судебная коллегия не
усматривает оснований к отмене решения суда.
По делу установлено, что ООО «УК Экостандарт»
владеет (по договору аренды земельных долей от 16.08.2013) участком с кадастровым
номером ***, расположенный по адресу: У*** область, Ч*** район, в границах СПК
«К***», *** км юго-западнее п. К***, общей площадью 249 267 кв.м,
категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической
деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения.
Использует данный участок для размещения полигона твердых бытовых отходов.
Согласно Устава основными видами деятельности
ООО «УК Экостандарт» являются: удаление и обработка твердых отходов; оптовая
торговля отходами и ломом; хранение и складирование и т.д.
Федеральной службой по надзору в сфере
природопользования ООО «УК Экостандарт» выдана лицензия № 073 0098 от
12.07.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов
опасности; место осуществления лицензируемого вида деятельности - У*** область, Ч*** район, в границах СПК «К***»,
*** км юго-западнее п. К***; срок
действия лицензии – бессрочно.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования №
164 от 27.02.2015 указанный объект размещения отходов включен в государственный
реестр объектов размещения отходов.
Земельный участок используется
административным ответчиком в соответствии с категорией и видом разрешенного
использования земельного участка.
Обращаясь в суд с настоящим административным
иском, Ульяновский транспортный прокурор указывал на несоблюдение при
размещения полигона ТБО требований ст. 59
Федеральных правил использования воздушного пространства Российской
Федерации, согласно которому запрещается размещать в полосах воздушных подходов
на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной
точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы,
скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению
птиц.
Принимая решение по делу, суд на основании
полной и объективной оценки представленных в дело доказательств пришел к
правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований
прокурора.
По делу установлено, что размещение полигона
ТБО осуществлено в соответствии с требованиями действующего законодательства с
соблюдением соответствующих процедур согласования размещения объекта.
Полигон не входит в полосу воздушных подходов
аэродрома «***». Также полигон находится вне полос воздушных подходов
аэродромов «У***)», «С***» и «У***
Размещение полигона согласовано с операторами
и собственниками аэродромов гражданской авиации и с оператором аэродрома государственной
авиации «Б***» - ПОУ «Ульяновский аэроклуб ДОСААФ России», в протоколе
согласования с которым указано о соответствии размещения объекта нормам п. 59
Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации.
Ссылка в апелляционном представлении на
несоответствие протокола согласования
размещения полигона, утвержденного старшим авиационным начальником аэродрома
государственной авиации «Б***», объяснениям данного должностного лица,
полученным прокуратурой 01.08.2017, не может быть признана состоятельной.
Указанные объяснения начальника ПОУ «Ульяновский аэроклуб ДОСААФ России» Д***
В.А. не опровергают выводы, изложенные в протоколе согласования размещения
полигона.
В решении судом дана полная и объективная
оценка представленным в дело доказательствам в их совокупности, приведены
мотивы, на основании которых суд пришел к выводу о необоснованности заявленного
прокурором административного иска, которые судебная коллегия считает
правильными.
Изложенные в апелляционном представлении
доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им в решении дана
надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться.
Принятое по делу решение является по существу
правильным, материальный и процессуальный закон применены судом верно,
оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А :
Решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 23 августа 2017 года оставить без
изменения, апелляционное
представление Ульяновского транспортного прокурора – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи