Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обязании обеспечить полиомиелитной вакциной
Документ от 05.12.2017, опубликован на сайте 14.12.2017 под номером 70313, 2-я гражданская, о возложении обязанности по обеспечению наличия достаточного количества инактивированной полиомиелитной вакцины, стабилизатора напряжения, термоиндикаторов и терморегистраторов для транспортирования препаратов в термоконтейнерах, произвести ремонтные работы прививочного кабинета поликлиники учреждения, обеспечить работу аппарата УЗИ SSD 500 Aloka, ультрозвуковой диагностической установки и ультразвукового медицинского диагностического аппарата, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Гельвер Е.В.                                                                  Дело № 33а-5027/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               05 декабря 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 06 сентября 2017 года, по которому постановлено:

 

Административное исковое заявление Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Государственное учреждение здравоохранения «Инзенская районная больница» обеспечить инактивированной  полиомиелитной вакциной       ГУЗ «Инзенская районная больница».

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Инзенская районная больница» обеспечить учреждение стабилизатором напряжения, термоиндикаторами и терморегистраторами для транспортирования препаратов в термоконтейнерах и провести  ремонт прививочного кабинета поликлиники в срок до 1 апреля 2018 года.

В остальной части заявленных требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Инзенская районная больница», в котором просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить проведение закупки для ГУЗ «Инзенская районная больница» достаточного количества инактивированной полиомиелитной вакцины согласно заявке ГУЗ «Инзенская районная больница», стабилизатора напряжения, термоиндикаторов и терморегистраторов для транспортирования препаратов в термоконтейнерах; обязать ГУЗ «Инзенская районная больница» обеспечить наличие в учреждении достаточного количества инактивированной полиомиелитной вакцины, а также стабилизатора напряжения, термоиндикаторов и терморегистраторов для транспортирования препаратов в термоконтейнерах, произвести ремонтные работы прививочного кабинета поликлиники учреждения, обеспечить работу аппарата УЗИ SSD 500 Aloka, ультразвуковой диагностической установки и ультразвукового медицинского диагностического аппарата.

В обоснование требований прокурор указал, что по результатам проверки соблюдения законодательства об охране здоровья граждан выявлены нарушения в деятельности ГУЗ «Инзенская районная больница». В медицинском учреждении длительное время отсутствует вакцина против полиомиелита. 14.06.2017 прокурором в адрес главного врача ГУЗ  «Инзенская районная больница» внесено представление об устранении нарушений закона, которое не исполнено. 

В ноябре 2016 года в ГУЗ «Инзенская районная больница» выявлены нарушения ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой юридические  лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность здоровья человека, выполняемых работ и оказываемых услуг. В прививочном кабинете больницы имеются значительные участки разрушения стен и линолеума на полу. Не обеспечены условия для бесперебойной работы холодильного оборудования в связи с отсутствием стабилизатора напряжения. В нарушение п. 5.6 СП 3.3.2.332-16 в системе холодовой цепи отсутствовал второй комплект хладоэлементов для термоконтейнеров, в нарушение п. 5.16 названных санитарно-эпидемиологических правил отсутствуют термоиндикаторы или терморегистраторы для контроля температурного режима при транспортировании  препаратов  в термоконтейнерах. Вынесенное прокурором в адрес главного врача ГУЗ «Инзенская районная больница» представление об устранении указанных нарушений оставлено без исполнения.

В ГУЗ «Инзенская районная больница» не используется поставленное медицинское оборудование: аппарат УЗИ SSD 500 Aloka, ультразвуковая диагностическая установка и ультразвуковой медицинский диагностический аппарат, что свидетельствует о ненадлежащем оказании медицинской помощи гражданам.

Поскольку учредителем ГУЗ «Инзенская районная больница» является Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, которое наделено полномочиями в сфере охраны здоровья граждан, создания условий для развития медицинской помощи и обеспечения её доступности для граждан, реализации программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, прокурор просил удовлетворить заявленные требования к двум ответчикам.

Рассмотрев административный иск по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и вынести новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора в части возложения обязанности по обеспечению наличия достаточного количества инактивированной полиомиелитной вакцины отказать. В обоснование жалобы указывает на то, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» мероприятия по иммунопрофилактике обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Закупка медицинских иммунобиологических препаратов Национального календаря профилактических прививок осуществляет Министерство здравоохранения РФ за счет средств федерального бюджета. Самостоятельно закупку вакцин ни Министерство, ни государственные учреждения здравоохранения не производят. Заявка на централизованную закупку иммунобиологических лекарственных препаратов на 2017 год была направлена и согласована с Минздравом России осенью 2016 года. 01.06.2017 в адрес Минздрава России направлено информационное письмо об отсутствии в Ульяновской области инактивированной полиомиелитной вакцины в связи с задержкой централизованной поставки данного препарата. Согласно ответу Минздрава России реализация глобального плана ВОЗ по эрадикации полиомиелита, предусматривающего поэтапный переход на использование ИПВ (инактивированной полиомиелитной вакцины) к 2019 году, привела к глобальному дефициту данной вакцины в мире, а также рискам недостаточной обеспеченности для вакцинации населения Российской Федерации в рамках Национального календаря профилактических прививок. В связи с этим объявленные ранее аукционы на поставку  ИПВ признаны несостоявшимися по причине отсутствия предложений. В настоящее время Минздрав России прорабатывает вопрос закупки 5-и компонентной вакцины, включающей в свой состав инактивированную полиомиелитную вакцину. По сообщению Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России после заключения необходимых государственных контрактов поставщику будет направлена информация о первоочередных поставках в Ульяновскую область.

В судебное заседание не явились представители административных ответчиков, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Согласно ст. 12 названного Федерального закона приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем, в том числе, осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В силу ст. 16 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний и прочее.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Согласно п. 2.1 Положения Министерство в установленном порядке осуществляет управление в сфере здравоохранения и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению ГУЗ «Инзенская районная больница» инактивированной полиомиелитной вакциной.

Судебная коллегия данный вывод суда считает правильным по следующим основаниям.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

В силу ст. 5 данного Федерального закона граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право, в том числе на бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий (ст. 6 указанного Федерального закона).

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения иммунобиологическими лекарственными препаратами для иммунопрофилактики в целях проведения профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, осуществляется соответственно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (ст. 15 указанного Федерального закона).

В соответствии с Уставом ГУЗ «Инзенская районная больница» учредителем учреждения является Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

При осуществлении прокуратурой надзорной деятельности за исполнением требований законодательства по охране здоровья граждан в деятельности  Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  выявлены нарушения законодательства по проведению своевременной профилактики на территории Инзенского района Ульяновской области заболевания полиомиелита.

Установив недостаток поставки вакцины против полиомиелита в ГУЗ «Инзенская районная больница», суд с учетом приведенных норм права правомерно удовлетворил требования прокурора о возложении на административных ответчиков обязанности по обеспечению ГУЗ «Инзенская районная больница» инактивированной полиомиелитной вакциной.

Ссылка Министерства в апелляционной жалобе об отсутствии закупок данной вакцины по независящим от Министерства обстоятельствам не освобождает уполномоченный орган исполнительной власти от обязанности обеспечения лечебных учреждений указанным медицинским препаратом для вакцинопрофилактики полиомиелита.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные судом обстоятельства.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 06 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий         

 

Судьи: