Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании заключения незаконным
Документ от 28.11.2017, опубликован на сайте 14.12.2017 под номером 70298, 2-я гражданская, об оспаривании решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                            Дело № 33а-4902/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             28 ноября 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 04 августа 2017 года, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Молоствовой Ирины Борисовны, удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии № 16 от 27.04.2017 в отношении жилого дома № *** по ул. М*** в г. У***.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания жилого дома по адресу: г. У***, ул. М***, дом № *** аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принять решение в соответствии с п. 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Сальникова А.А., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Молоствовой И.Б. к администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 27.04.2017 № 16, возложении на администрацию города Ульяновска обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома № *** по ул. М*** в г. У*** аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в деятельности администрации города Ульяновска выявлены нарушения требований жилищного законодательства при рассмотрении вопроса о признании жилого дома № *** по ул. М*** в г. У*** аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16.02.2017 на администрацию города Ульяновска была возложена обязанность рассмотреть вопрос о возможности признания многоквартирного жилого дома по указанному адресу аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Межведомственная комиссия дала заключение от 27.04.2017 № 16 об отсутствии оснований для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При этом указанное заключение является немотивированным, принято межведомственной комиссией в отсутствие подтверждающих документов, без проведения обследования жилого дома.

К участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение суда как незаконное. Указывает, что порядок признания жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции носит заявительный характер. Заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в администрацию направлено не было, а межведомственная комиссия не вправе запросить его в порядке межведомственного взаимодействия. Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области не является специализированной организацией, которая может проводить обследование многоквартирного дома. Межведомственная комиссия рассматривает поступившие документы, а не обеспечивает предоставление документов для рассмотрения на межведомственной комиссии. Указывает об исполнении решения Ленинского районного суда города Ульяновска от 16.02.2017. Ссылается на необоснованность возложения на администрацию города Ульяновска обязанности по рассмотрению на межведомственной комиссии вопроса о возможности признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с п. 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, так как рассмотрение данного вопроса урегулировано п. 47 названного Положения. Требование прокурора о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 27.04.2017    № 16 о признании жилого дома аварийным и подлежащим капитальному ремонту не соответствует заключению межведомственной комиссии, поскольку такого решения комиссия не принимала.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района             г. Ульяновска не соглашается с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права, свободы и законные интересы или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, названного Положения решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии органа местного самоуправления.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).

Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения, акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям, определение состава привлекаемых экспертов, работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения, составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (п. 44 Положения).

По делу установлено, что Молоствова И.Б. является инвалидом *** группы, зарегистрирована по адресу: г. У***, ул. М***, дом ***, кв.*** к.***.

Жилой дом по указанному адресу является двухэтажным, четырехквартирным, построен в 1966 году. Квартиры № *** и № *** в доме являются муниципальными. Квартиры № *** и № *** принадлежат муниципалитету на праве общей долевой собственности.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16.02.2017 по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Молоствовой И.Б. признано незаконным заключение межведомственной комиссии от 11.02.2016 № 7 в отношении жилого дома № *** по ул. М*** в г. У***, на администрацию города Ульяновска возложена обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания названного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принять решение в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Во исполнение решения суда межведомственной комиссией 27.04.2017 дано заключение № 16 об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что оспариваемое заключение межведомственной комиссией дано в нарушение требований п. 43 названного Положения, без проведения осмотра жилого дома, без оценки степени и категории технического состояния строительных конструкций жилого дома в целом, степени его огнестойкости и прочих параметров, влияющих на оценку пригодности помещений для проживания граждан.

Установив, что заключение дано межведомственной комиссией без проведения надлежащей оценки конструкций и параметров жилого дома, суд пришел к правильному выводу о его незаконности и обоснованно возложил на администрацию города Ульяновска рассмотреть вопрос о признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с учетом положений п. 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Заключение межведомственной комиссии от 27.04.2017 № 16 об отсутствии оснований для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не подтверждено каким-либо техническим заключением, является преждевременным, дано без соблюдения процедуры проведения оценки помещения, установленной в п. 44 названного Положения.

Доводы администрации города Ульяновска в апелляционной жалобе о том, что порядок признания помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции носит заявительный характер, что в администрацию не было представлено заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, а также о том, что межведомственная комиссия рассматривает только поступившие документы, не могут быть признаны состоятельными.

Как установлено, более половины помещений многоквартирного жилого дома по ул. М***, ***, в том числе помещение, в котором проживает Молоствова И.Б., находятся в муниципальной собственности. Таким образом, администрация города Ульяновска, как собственник помещений многоквартирного дома, обязана совершать действия по предоставлению необходимых документов для рассмотрения спорного вопроса по существу.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Решение суда является правильным, принято при надлежащем применении и толковании норм материального и процессуального права и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 04 августа 2017 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи