Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения
Документ от 28.11.2017, опубликован на сайте 15.12.2017 под номером 70291, 2-я гражданская, о возложении обязанности выдать Государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Янина И.В.                                                       Дело № 33-4829/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             28 ноября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Корчагина Ивана Андреевича на решение Николаевского  районного суда Ульяновской области от 08 сентября 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Корчагина Ивана Андреевича к Администрации муниципального образования Барановское сельское поселение, Министерству здравоохранения, семьи и социального  благополучия Ульяновской области  о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Корчагин И.А. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Барановское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области, Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В обоснование иска указал, что проходил воинскую службу на ***, относится к числу ветеранов подразделений особого риска и имеет право на льготы, установленные для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, в том числе на получение жилищного сертификата на приобретение жилого помещения на основании подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы». 26 декабря 2015 года в Администрации муниципального образования «Барановское сельское поселение» он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку ранее заключением межведомственной комиссии жилой дом, в котором он проживает, был признан непригодным для постоянного проживания. Постановлением администрации названного муниципального образования № 385 от 27 октября 2016 года он был снят с учета нуждающихся в жилом помещении, поскольку 03 июня 2014 года подарил принадлежащий ему дом своей дочери – ***. Вступившим в законную силу решением Николаевского районного суда Ульяновской области от 11 января 2017 года он восстановлен в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 26 декабря 2015 года. В июне 2017 года Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области ему отказано в выдаче государственного сертификата на приобретение жилого помещения, поскольку 03 июня 2014 года он произвел отчуждение жилого помещения, и в течение пяти лет, то есть до 03 июня 2019 года, для расчета норматива площади жилого помещения  будет учитываться площадь дома (41,1 кв.м), который он подарил дочери. С позицией ответчиков он не согласен, так как распорядившись в 2014 году жилым домом, он не имел намерений ухудшить жилищные условия. Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области выдать ему на состав семьи два человека (он и супруга) государственный жилищный сертификат на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы как участнику подразделений особого риска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Корчагин И.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Просит учесть, что оформляя сделку дарения жилого дома дочери, он не имел намерения ухудшить жилищные условия, фактически его жилищные условия не изменились, он продолжает проживать в данном жилом доме, который заключением межведомственной комиссии признан непригодным для постоянного проживания.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с ноября 1957 года по декабрь 1960 года Корчагин И.А. проходил воинскую службу в воинских частях на ***, относившемуся к подразделению особого риска, в связи с чем имеет право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации как лицо, принимавшее непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «а» п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», в том числе и на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».

Решением жилищной комиссии муниципального образования Барановское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области от 14 декабря 2015 года, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования Барановское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области № 282 от 26 декабря 2015 года, Корчагин И.А., с составом семьи два человека (истец и его супруга),  поставлен на учет, как участник в действиях подразделений особого риска, в качестве нуждающегося в жилом помещении по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».

Корчагин И.А. зарегистрирован и проживает по адресу***, и до 03 июня 2014 года являлся собственником данного дома, общей площадью 41,1 кв.м.

03 июня 2014 года истец подарил своей дочери ***. земельный участок и расположенный на нем жилой дом по названному выше адресу.

Постановлением Администрации муниципального образования Барановское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области от 27 октября 2016 года № 385 Корчагин И.А.  снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с совершением сделки дарения жилого дома в пользу дочери.

На основании вступившего в законную силу 11 апреля 2017 года решения Николаевского  районного суда Ульяновской  области от 11 января 2017 года Корчагин И.А. восстановлен в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника в действиях подразделений особого риска с 26 декабря 2015 года.

Во исполнение названного выше судебного решения Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Корчагин И.А. включен в сводный список  граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2017 год по категории: граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, по Ульяновской области за № 10 по состоянию на 12 августа 2016 года.

Он же, Корчагин И.А., значится в сводном списке на 2018 год за № 2. 

В мае 2017 года Корчагин И.А. обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по вопросу выдачи ему государственного жилищного сертификата.

В ответ на обращение Корчагину И.А. было указано на невозможность выдачи сертификата в 2017 году, так как в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» при расчете размера социальной выплаты до 03 июня 2019 года (то есть в течение пяти лет) будет учитываться общая площадь жилого дома, который он подарил дочери 03 июня 2014 года.

Полагая, что отказ в выдаче в 2017 году государственного жилищного сертификата (социальной выплаты) на приобретение жилого помещения является незаконным, Корчагин И.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространено на граждан, проходивших военную службу в подразделениях особого риска.

Меры социальной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий указанной выше категории граждан реализуются в соответствие с Федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050. Одним из механизмов реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина-участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения (п. 1).

Согласно подпункту «е» пункта 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

При этом п. 16 указанных Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

В силу п. 16.1 Правил норматив, указанный в пункте 16 Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:

а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;

б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;

в) гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременении, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.

Согласно пункту 16.2 Правил в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах «а» - «ж» пункта 5 Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.

Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв.м.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, оценив установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у истца права на получение требуемого государственного жилищного сертификата (социальной выплаты) в 2017 году.

Как указано выше, сделка дарения, в результате которой истец произвел отчуждение принадлежащего ему  жилого дома  по адресу: ***, в пользу дочери ***, совершена 03 июня 2014 года.

Согласно п. 16.2 Правил, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, должен определяться для Корчагина И.А. как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного им (42 кв.м - 41,1 кв.м=0,9 кв.м).

Право получение сертификата предоставляется гражданину-участнику подпрограммы только в случае, если размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. м (п. 16.2 Правил).

Каких-либо иных вариантов расчета размера социальной выплаты, на которую претендует истец, Правила не содержат, в связи с чем доводы апелляционной жалобы истца не могут быть приняты во внимание.

Как правильно указал суд первой инстанции,  невозможность выдачи в настоящее время истцу сертификата (социальной выплаты) не исключает законности нахождения его на учете на получение такого сертификата.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных  жалоб не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского  районного суда Ульяновской области от 08 сентября 2017 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Корчагина Ивана Андреевича - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи