УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Довженко Т.В. Дело № 33-4828/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
28 ноября 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Фоминой В.А.,
при секретаре Воронковой И.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Николаевского районного суда
Ульяновской от 15 сентября 2017 года, по которому постановлено:
Исковые требования
прокурора Павловского района Ульяновской области, действующего в интересах
Разинковой Елены Сергеевны удовлетворить.
Обязать Министерство
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области предоставить Разинковой Елене Сергеевне благоустроенное жилое помещение
специализированного жилищного фонда по договору социального найма
специализированного жилого помещения в *** Ульяновской области.
В удовлетворении
исковых требований к администрации муниципального образования «Павловский
район» Ульяновской области - отказать.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Павловского
района Ульяновской области, действуя в интересах Разинковой Е.С., обратился в
суд с иском к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области, администрации муниципального
образования «Павловский район» Ульяновской области о возложении обязанности
обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки
установлено, что Разинкова Е.С., *** года рождения, относится к числу
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого
помещения не имеет. Родители истца решениями суда лишены родительских прав.
Разинкова Е.С. собственником объектов недвижимости не является. 07 ноября
2013 года Разинкова Е.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями
специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего
времени жилое помещение ей не предоставлено. Просил обязать Министерство
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области, администрацию муниципального образования «Павловский
район» Ульяновской области обеспечить Разинкову Е.С. специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения в *** Ульяновской области.
Суд привлек к участию
в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора Правительство Ульяновской области, Министерство
финансов Ульяновской области, Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области, Управление образования администрации
муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области и, рассмотрев
заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не предоставлено по причине
отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых
помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права
на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда нарушает
права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В возражениях на
жалобу прокурор Павловского района Ульяновской области просит оставить решение
суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса,
извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях
относительно жалобы.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Статьей 40
Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция
Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным
государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается
государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи,
материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное
обеспечение, Конституция
Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов (статья 72,
пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за
реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной
власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Разинкова Е.С., *** года рождения,
относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Родители
Разинковой Е.С. были лишены родительских прав: мать – решением Павловского
районного суда Ульяновской области от 25 ноября 2008 года, отец – решением
Павловского районного суда Ульяновской области от 24 февраля 2009 года.
Постановлением главы
администрации муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области
№ *** от 12 марта 2009 года над несовершеннолетней Разинковой Е.С. была
установлена опека.
Жилых помещений в
собственности и в пользовании по договору социального найма Разинкова Е.С. не
имеет.
07 ноября 2013
года Разинкова Е.С.
включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение
ей не предоставлено.
Таким образом, суд
правильно пришел к выводу о том, что истец не обеспечен жилым помещением. При
этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Павловского района
Ульяновской области, действующего в интересах Разинковой Е.С., подлежат
удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным
доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Согласно части 1
статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых
помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам
найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ)
(далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а
также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных
жилых помещений.
Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими
возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до
достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством
субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам,
указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18
лет.
Орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом
1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются
лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста
14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является
основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как
следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил
основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма
специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1
статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Содержащееся в
пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование
списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом
субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление
жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с
какой-либо очередностью.
Довод ответчика о
нарушении прав других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же
основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда,
поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость
от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц,
обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной
категории.
При этом отсутствие
надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для
отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма
специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной
жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой
инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением
соответствующих мотивов.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Николаевского районного суда Ульяновской от 15 сентября
2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи