Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании бездействия незаконным, обязании нанести дорожную разметку
Документ от 28.11.2017, опубликован на сайте 14.12.2017 под номером 70286, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Бирюкова О.В.                                                                   Дело № 33а-4679/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                28 ноября 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретарях: Ларионовой М.С., Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 01 августа 2017 года, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора Чердаклинского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие ОГКУ «Департамент автомобильных дорог
Ульяновской области», выразившееся в не нанесении линий горизонтальной
разметки на автодороге «Ч***-Б***» незаконным.

Обязать ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской
области» нанести дорожную разметку на автодороге «Ч*** – Б***» протяженностью 33, 444 км.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Лялиной О.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора        Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением к ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее также – Департамент) о признании бездействия незаконным, обязании нанести дорожную разметку на автодороге. В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой проверкой в деятельности Департамента автомобильных дорог Ульяновской области выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности о безопасности дорожного движения. На межмуниципальной автодороге № *** «Ч*** – Б***» (*** км) согласно Проекту организации дорожного движения предусмотрена горизонтальная дорожная разметка, которая фактически отсутствует. ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» и руководитель учреждения привлекались к административной ответственности по    ст. 12.34 КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно: положений п. 4.2 ГОСТ Р 50597-93, п. 6.2 ГОСТ Р 52289-2004, п. 13 Основных положений ПДД РФ в связи с отсутствием на автодороге линий горизонтальной разметки 1.1, 1.2, 1.5, 1.6. Отсутствие горизонтальной дорожной разметки способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий.

Просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не нанесении линий горизонтальной разметки на автодороге «Чердаклы - Бряндино», и возложить на него обязанность нанести дорожную разметку на автодороге «Ч*** - Б***» протяженностью *** км.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинский».

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» просит отменить решение как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Указывает на то, что решение принято на основании недействующего Проекта организации дорожного движения на автомобильной дороге «Ч*** - Б***». Судом не приняты во внимание пояснения представителя Департамента по новому разработанному Проекту организации дорожного движения и действующим строительным правилам относительно нанесения горизонтальной разметки исходя из интенсивности движения автотранспорта по автодорогам. Считает нанесение дорожной разметки на указанной автодороге нецелесообразным, поскольку интенсивность движения на ней составляет около 500 машин в сутки, что меньше норматива, установленного п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004. С 20.04.2017 на территории Ульяновской области применяется утвержденный директором ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Проект организации дорожного движения автомобильной дороги «Ч*** – Б***», которым дорожная разметка предусмотрена только на транзитных участках, а не на всем протяжении автодороги. Нанесение дорожной разметки в соответствии с данным Проектом будет производиться по мере выделения денежных средств главным распорядителем бюджетных средств – Министерством промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области. Указывает на необоснованность отказа суда в привлечении к участию в деле названного Министерства, которое, являясь главным распорядителем бюджетных средств, утверждает Департаменту бюджетную смету на очередной финансовый год.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель заинтересованного лица, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учетом мнения сторон, определила рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Из положений ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Состояние дорог должно соответствовать техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, и удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Понятие «содержание автомобильной дороги» включает в себя комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Согласно п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 авт./сут. и более. Разметку допускается применять и на других дорогах, когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.

По делу установлено, что ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» осуществляет на территории Ульяновской области деятельность в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и осуществления на них дорожной деятельности в пределах определённой Уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Ульяновской области.

В соответствии с п. 2.4.1, п. 2.4.3 Устава Департамента учреждение в установленном порядке выполняет функции государственного заказчика и заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, финансируемых за счет средств федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области (Дорожного фонда Ульяновской области).

Учреждение осуществляет функции получателя средств областного бюджета, направляемых на цели строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог, при этом: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, участвует в размещении государственного заказа на выполнение всех видов работ (услуг, товаров) для государственных нужд, заключает контракты (договоры), соглашения о проведении работ (оказании услуг), осуществляет финансирование работ и пр.

По делу установлено, что автомобильная дорога № *** межмуниципального значения идентификационный номер *** «Ч*** - Б***» *** находится в ведении ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области».

Согласно Проекту организации дорожного движения данной автомобильной дороги, утвержденного административным ответчиком в 2012 году, а также согласно Проекту организации дорожного движения автомобильной дороги, утвержденному 20.04.2017, на автодороге «Ч*** – Б***» предусмотрена горизонтальная дорожная разметка, обязанность по нанесению которой Департаментом не исполняется.

Суд первой инстанции, установив несоблюдение административным ответчиком обязанности по надлежащему содержанию указанной автомобильной дороги, пришел к обоснованному выводу о возложении на ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» обязанности по нанесению на автодороге «Ч*** – Б***» протяженностью *** км дорожной разметки.

Довод административного ответчика в апелляционной жалобе о том, что судом не принят во внимание Проект организации дорожного движения автомобильной дороги, утвержденный Департаментом 20.04.2017, является несостоятельным.

Решение суда принято с учетом названного Проекта, в соответствии с которым дорожная разметка предусмотрена на участках дороги с более интенсивным движением.

Вывод суда о наличии бездействия Департамента в не нанесении горизонтальной разметки является правильным, поскольку административным ответчиком с 2016 года не совершается действий по нанесению горизонтальной разметки на указанной автодороге, что свидетельствует о несоблюдении требований законодательства о безопасности дорожного движения и, соответственно, нарушении прав и законных интересов участников дорожного движения.

Указание в апелляционной жалобе о том, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия считает также несостоятельным.

Принимая во внимание, то обстоятельство, что нанесение горизонтальной дорожной разметки на автодороге «Ч*** – Б***» было предусмотрено Проектом организации дорожного движения от 2012 года на всем протяжении дороги, средства на содержание дорог были заложены в бюджетные сметы, однако названный вид работ Департаментом не выполнялся ни в 2016 ни в 2017 годах, судебная коллегия приходит к выводу, что Департамент в соответствии с предоставленными ему полномочиями по планированию расходов бюджета (п. 2.4.3 Устава) должен самостоятельно организовать проведение работ по нанесению дорожной разметки.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Принятое по делу решение является правильным, основано на надлежащей оценке представленных в дело доказательств, верном применении и толковании норм материального и процессуального права и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 01 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области»– без удовлетворения.

 

Председательствующий                             Судьи