Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание нормативно-правового акта
Документ от 28.11.2017, опубликован на сайте 05.12.2017 под номером 70133, 2-я гражданская, об оспаривании нормативного правового акта, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Карабанов А.С.                                                       Дело № 33а-4594/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                28 ноября 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П. и Смирновой Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Жилстройсервис» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 августа 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Жилстройсервис» к администрации г. Ульяновска о признании недействительным постановления администрации г. Ульяновска от 17.03.2017 г. № 552 «О размерах платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителей ООО «Управляющая организация «Жилстройсервис» Егоровой Н.Е. и Колесниковой Ю.А.,  поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя администрации г.Ульяновска Зелениной Е.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора         Сальникова А.А. о законности решения суда первой инстанции, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

ООО «УО «Жилстройсервис» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска о признании недействительным постановления администрации г. Ульяновска от 17.03.2017 № 552 «О размерах платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения».

В обоснование иска административный истец указал, что данное постановление устанавливает с 01.04.2017 размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание помещений. Многоквартирные жилые дома, в отношении которых принято решение об установлении размера платы, находятся в управлении ООО «УО «Жилстройсервис». Оспариваемое постановление опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» № 23(1628) от 21.03.2017.

Административный истец считает, что данным постановлением нарушены его права и законные интересы, а также права и законные интересы собственников помещений в жилых многоквартирных домах.

Данное постановление противоречит ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, поскольку в приложении № 1 к указанному постановлению в размере платы за содержание жилья отдельно выделен текущий ремонт. Вместе с тем в соответствии ч ч. 4.1 ч.2 ст. 44 ЖК РФ принятие решения о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, ответчик не обладал полномочиями на принятие решения о размере платы по текущему ремонту МКД.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 154 ЖК РФ с 01.01.2017 размер платы за содержание жилого помещения включает в себя также плату  за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Вместе с тем указанный вид платы не был учтен ответчиком при установлении размера платы за работы по содержанию жилого помещения.

Применение оспариваемого постановления администрации г.Ульяновска приведет к невозможности надлежащего обслуживания многоквартирных домов управляющей организацией. 

Кроме того, оспариваемое постановление было принято только в отношении многоквартирных домов, которые находятся в управлении ООО «УО Жилстройсервис», хотя дома, собственники жилых помещений в которых на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в г.Ульяновске, имеются во всех управляющих компаниях города.

В связи с этим административный истец просил признать недействительным постановление администрации г. Ульяновска от 17.03.2017  № 552 «О размерах платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «УО «Жилстройсервис» не соглашается с решением суда, указывая на то, что оно принято с нарушением норм действующего законодательства.

В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Указывает на то, что в состав платы за содержание жилья не включена плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). В связи с  этим оплата услуг по содержанию дома получилась меньше, чем была ранее принята собственниками многоквартирных жилых домов на общих собраниях в предыдущем периоде, согласно перечню и периодичности работ и услуг, что может привести к неисполнению договора управления по содержанию общедомового имущества.

В нарушение ст. 213 КАС РФ администрация г.Ульяновска не обосновала законность принятого ею постановления.  

В представленных ответчиком обращениях на имя начальника Управления ЖКХ администрации г.Ульяновска указаны собственники, которые не проживают в указанных домах, например Б***.

Собственниками домов по адресам: пр-т Л***, *** и ***, пр. У*** б-р Н***, *** сами приняли решения об установлении размера оплаты. 

Признание недействующими нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды не могло повлиять на принятие администрацией г.Ульяновска оспариваемого постановления, поскольку апелляционное решение Верховного Суда РФ состоялось 07.06.2017.

Оспариваемое постановление администрации г.Ульяновска принято без учета минимального перечня работ, несмотря на то, что такие документы предоставлялись суду, однако эта информация судом не проверялась и административным ответчиком не учитывалась.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Анастасин О.А. не соглашается с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 310 КАС РФ одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такое нарушение было допущено судом первой инстанции при рассмотрении дела.

В соответствии с частями 8 и 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч.8).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч.9).

Согласно положениям части 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, возлагается на соответствующий орган. Указанный орган обязан также подтверждать факты, на которые он ссылается как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 1 части 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Пунктом п. 9.1 указанной статьи предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктами 9.2 и 9.3 указанной статьи регулируется вопрос о порядке расчета расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в зависимости от наличия либо отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета. В любом случае размер расходов определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с п. 9  ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.

 

Таким образом, до 01.01.2017 расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав платы за содержание жилья не включались.  

В ходе рассмотрения дела установлено, что собственники помещений в 33 многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении УК «УО «Жилстройсервис», на общем собрании не приняли решение о размере платы за содержание жилого помещения.

Частью 4 ст. 158 ЖК РФ  предусмотрено, что, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Во исполнение положений указанной статьи  администрация г.Ульяновска своим Постановлением  № 522 от 17.03.2017  установила с 01.04.2017 для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, размер платы за содержание жилого помещения. Данным постановлением размер платы за содержание жилого помещения был установлен в отношении 33 домов, находящихся в управлении ООО «УО «Жилстройсервис».

При этом размер платы за содержание жилья был установлен администрацией г.Ульяновска следующим образом: за основу приняты размеры платы за содержание и текущий ремонт жилья, утвержденные на общих собраниях собственниками помещений в многоквартирных домах за предыдущий период, с увеличением указанной суммы на индекс роста потребительских цен на платные услуги населению, установленные Министерством экономического развития РФ в 1 квартале 2017 года – применен индекс 4,4%.  Расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав платы за содержание жилья включены не были.

В соответствии с п. 10 ст. 12 Федерального закона  29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498
«О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» предусмотрено, что до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Постановление администрации г.Ульяновска № 522 от 17.03.2017 было принято без учета вышеприведенных положений законодательства, поскольку на момент его принятия норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, утвержденный Приказом Министерства развития и конкуренции и экономики Ульяновской области № 06-208 от 24.10.2016, оспаривался в судебном порядке.  Решением Ульяновского областного суда от 17.02.2017 пункт 1 и Приложение № 1, пункт 2 и Приложение № 2 вышеприведенного Приказа Министерства развития и конкуренции и экономики Ульяновской области были признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.   Решение суда вступило в законную силу  07.06.2017 (определение Верховного Суда РФ от 07.06.2017 № 80-АПГ17-3).

Таким образом, установленный оспариваемым Постановлением администрации г.Ульяновска с 01.04.2017 размер платы за содержание жилья в части не включения в плату  расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не соответствует положениям пункта 1 части 2 ст. 154 и ч. 1 ст. 156 ЖК РФ.

Данный вывод судебной коллегии подтверждается также разъяснениями, приведенными в письме Минстроя России от 30.12.2016 № 45099-АЧ/04
«Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения».

В соответствии с п. 3 указанного письма из совокупности положений частей 9, 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ следует, что под первоначальным включением расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения понимается соответствующее изменение размера платы за содержание жилого помещения с 1 января 2017 года, которое производится путем суммирования лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом:

- установленного в многоквартирном доме в каждом расчетном периоде начиная с января 2017 года размера платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,

- размера платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, действующего на 1 ноября 2016 года, и тарифов на соответствующие коммунальные ресурсы, действующие в каждом расчетном периоде начиная с января 2017 года.

Отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой сослался на то, что на момент приятия администрацией г.Ульяновска оспариваемого постановления нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме были отменены судом, а собственники помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УО «Жилстройсервис», на общем собрании решение о включении в размер платы за содержание жилого помещения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, не приняли. В связи с  этим плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества должна учитываться в составе платы за содержание жилого помещения в размере действующего на дату выставления платы норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме без изменения размера платы за содержание общего имущества.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он противоречит вышеприведенным положениям законодательства, а также разъяснениям, данным в пункте 3 письма Минстроя России от 30.12.2016 № 45099-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения».

Исходя из смыла последнего абзаца п. 3 письма следует, что в случае отсутствия решения собственников помещений в многоквартирном доме о включении в размер платы за содержание жилого помещения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме,  плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание  общего имущества, учитывается в размере действующего на дату выставления платы норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме без изменения размера платы за содержание общего имущества. Вместе с тем данное правило применяется при наличии следующих условий: имело место первоначальное включение в плату за содержание жилого помещения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме (которое производится с 01.01.2017 без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), а также после принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Постановлением № 1498, решения об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В данном случае Приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области «Об утверждении нормативов потребления холодной (горячей) воды, нормативов отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ульяновской области» № 06-65 был принят 25.05.2017. Первоначального включения с 01.01.2017 в плату за содержание жилого помещения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, которое производится без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не было.

Учитывая вышеизложенное, постановление администрации г.Ульяновска № 522 от 17.03.2017 нельзя признать законным.

В соответствии с пунктом 1 ч. 2 ст. 218 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При определении даты, с которой следует признать оспариваемое постановление не действующим, судебная коллегия исходит из следующего.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «УО «Жилстройсервис» не применяло положения данного постановления. После 01.04.2017 оплата за содержание жилого помещения взыскивается управляющей организацией с жителей 33 домов, собственники помещений в которых на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, в размере платы, установленной на 2016 год, прибавляя к данной плате фактически понесенные расходы за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

С учетом этого постановление администрации г.Ульяновска следует признать недействующим с момента его принятия.

Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований ООО «УО «Жилстройсервис».

На основании ст. 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 августа 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административный иск ООО «УО «Жилстройсервис» удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия Постановление администрации г.Ульяновска № 522 от 17.03.2017 «О размерах платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения».

Взыскать с администрации г.Ульяновска в пользу ООО «УО «Жилстройсервис» госпошлину в сумме 4500 руб.

 

Председательствующий

 

Судьи: