Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Приговор по части 1 статьи 108 УК РФ отменен
Документ от 22.11.2017, опубликован на сайте 01.12.2017 под номером 70095, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 108 ч.1, ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ОТМЕНЕН: с ВОЗВРАЩЕНИЕМ дела ПРОКУРОРУ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья: Рукавишникова Е.А.                                                             Дело № 22-2346/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                              22 ноября 2017 года.

 

Ульяновский областной суд в составе председательствующего Комиссаровой Л.Н.,

с участием прокурора Чашленкова Д.А.,

осужденного Ульянова Е.И.,  его защитника – адвоката Хоревой Г.И., 

потерпевшей Г*** В.Н. и её представителя – адвоката Бидюка Е.Н.,

при секретаре Маркиной В.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению государственного обвинителя Дольникова В.В., апелляционной жалобе представителя потерпевшей Г*** В.Н. - адвоката Бидюка Е.Н. на приговор Заволжского районного суда г.Ульяновска от 04 октября 2017 года,  которым

 

УЛЬЯНОВ Евгений Иванович,

*** несудимый,

 

осужден по части 1 статьи 108 УК РФ к наказанию в виде ограничения свободы на срок 1 год.

 

Ульянову Е.И. установлены ограничения: не изменять место жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы; не выезжать за пределы г.Ульяновска; не уходить из квартиры по месту проживания в период времени с 23 часов до 6 часов следующих суток, и на осужденного возложена обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, один раз в месяц для регистрации в дни, определенные этим органом.

 

Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении Ульянова Е.И. до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения.

 

Решены вопросы:

о зачете в срок отбывания наказания времени содержания Ульянова Е.И. под домашним арестом в качестве меры пресечения с 30 апреля по 30 августа 2017 года;

о частичном удовлетворении гражданского иска потерпевшей и взыскании с Ульянова Е.И. в пользу потерпевшей Г*** В.Н. денежной компенсации морального вреда в сумме 200 000 руб., а также о признании за Г*** В.Н. права на удовлетворение гражданского иска в части возмещения материального ущерба и передаче вопроса о размере его возмещения для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства;

о взыскании с Ульянова Е.И. процессуальных издержек в сумме 7150 (семь тысяч сто пятьдесят) рублей, связанных с возмещением расходов на оплату услуг адвоката  Хоревой Г.И. на стадии предварительного расследования;

о вещественных доказательствах.

 

Доложив содержание приговора, существо апелляционного представления, апелляционной жалобы, выслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Ульянов Е.И. признан виновным в убийстве Г*** Н.Б. при превышении пределов необходимой обороны.

 

Преступление было им совершено 30 апреля 2017 года в Заволжском районе г.Ульяновска при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В апелляционном представлении государственный обвинитель Дольников В.В. считает приговор суда незаконным и подлежащим отмене. По мнению автора представления, суд в приговоре ограничился лишь перечислением обстоятельств, которые он учитывает при назначении наказания, не мотивировав его размер. Считает, что в качестве смягчающего обстоятельства необоснованно было признано активное способствование в расследовании преступления. Полагает, что Ульянову Е.И. было назначено чрезмерное мягкое наказание, не соответствующее степени общественной опасности совершенного преступления, которое не будет способствовать восстановлению социальной справедливости, исправлению осужденного и предупреждению совершения новых преступлений. В подтверждение своих доводов приводит положения УПК РФ. Просит отменить приговор суда и вынести новый обвинительный приговор.  

 

В апелляционной жалобе представитель потерпевшей – адвокат Бидюк Е.Н. также считает приговор суда незаконным. По мнению представителя, реальной угрозы посягательства со стороны Г*** Н.Б. в отношении Ульянова Е.И. не было. Указанные выводы подтверждаются показаниями свидетелей Г*** Е.Б., С*** А.Г., В*** И.М., К*** Ю.С., А*** Р.И., а также заключениями судебно-медицинских экспертиз и протоколами очных ставок. По делу достоверно установлено, что Ульянов Е.И. руководствовался желанием отомстить Г*** Н.Б. за причиненное насилие, а не стремлением предотвратить угрозу преступного посягательства. Это также подтверждается показаниями самого осужденного. По мнению автора жалобы, имелись все основания для предъявления Ульянову Е.И. обвинения по части 4 статьи 111 УК РФ. Полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В подтверждение своих доводов приводит Постановление ВС РФ от 27 сентября 2012 года «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление», положения УК и УПК РФ.  Просит отменить приговор и возвратить дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 237 УПК РФ.

 

В судебном заседании:

- прокурор Чашленков Д.А., поддержав доводы апелляционного представления, возражал по доводам жалобы;

- представитель потерпевшей – адвокат Бидюк Е.Н. и потерпевшая Г*** В.Н. поддержали доводы жалобы в полном объеме, согласились с апелляционным представлением прокурора;

- осужденный Ульянов Е.И. и его защитник – адвокат Хорева Г.И. возражали по доводам апелляционных представления и жалобы, просили приговор суда оставить без изменения.

 

Проверив материалы  уголовного дела, доводы апелляционного представления, апелляционной жалобы, выслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции находит приговор суда первой инстанции подлежащим отмене.

 

В соответствии со статьей  297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным  и справедливым. Приговор признается  таковым, если он постановлен в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса  и  основан  на  правильном  применении  уголовного закона.

 

Вместе с тем обжалуемый приговор суда указанным требованиям не соответствует.

 

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 38915 УПК РФ одним из оснований отмены приговора в апелляционном порядке является существенное нарушение уголовно-процессуального закона, допущенное при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции.

 

Согласно части 1 статьи 38917 УПК РФ существенными нарушениями уголовно-процессуального закона являются такие нарушения, которые путем лишения или ограничения гарантированных настоящим Кодексом прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного и обоснованного судебного решения.

 

Именно такие нарушения были допущены судом первой инстанции.

 

Органом предварительного расследования  Ульянов Е.И. обвиняется в том, что 30 апреля 2017 года в период времени с 6 часов 30 минут до 7 часов 16 минут, более точное время не установлено, на участке местности, расположенном вблизи подвального помещения дома *** *** по проспекту Ленинского Комсомола в Заволжском районе г. Ульяновска между Ульяновым Е.И. и Г*** Н.Б. произошла ссора, в ходе которой последний, находясь в состоянии алкогольного опьянения, беспричинно кулаком нанес Ульянову Е.И. один удар в челюсть, применив тем самым к нему насилие, не опасное для жизни и здоровья.

Ульянов Е.И., опасаясь продолжения применения Г*** Н.Б. к нему насилия, достоверно зная, что Г*** Н.Б. находится в состоянии сильного алкогольного  опьянения и нет непосредственной реальной опасности для его (Ульянова Е.И.) жизни, зашел в подвальное помещение, где вооружился для защиты деревянной бейсбольной битой, но превысив пределы необходимой обороны, Ульянов Е.И. совершил умышленное действие явно не соответствующее характеру и опасности посягательства, - умышленно, со значительной силой нанес Г*** Н.Б. данной битой не менее 4 целенаправленных ударов в жизненно-важную часть тела – голову. С целью пресечения действий Ульянова Е.И. стоящий рядом Г*** А.Б. выхватил у него деревянную биту. Далее, с целью защиты от противоправных действий Г*** Н.Б., но превысив пределы необходимой обороны, Ульянов Е.И. подошел к Г*** Н.Б., схватил за одежду, повалил его на асфальт, после чего умышленно со значительной силой нанес Г*** Н.Б. не менее 5 целенаправленных ударов кулаками рук в жизненно-важную часть тела – голову. Затем Ульянов Е.И. и Г*** Н.Б. спустились в подвальное помещение, где Ульянов Е.И. нанес Г*** Н.Б. не менее 1 удара кулаком в жизненно-важную часть тела – область груди.

В результате своими умышленными действиями Ульянов Е.И. причинил Г*** Н.Б. открытую черепно-мозговую травму: кровоподтеки и ссадины лица, разрыв слизистой оболочки верхней губы, ушибленные раны на лице, в волосистой части головы справа, левой заушной области, кровоизлияния в мягких тканях головы, травматические кровоизлияния под оболочкой головного мозга, ушиб с разрушением вещества головного мозга, перелом костей свода и основания черепа, квалифицирующаяся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и в данном случае явившаяся причиной смерти Г*** Н.Б.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев уголовное дело, признал Ульянова Е.И. виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 108 УК РФ, то есть в совершении убийства, при превышении пределов необходимой обороны.

 

В силу статьи 37 УК РФ не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.

 

В основу  выводов о виновности Ульянова Е.В. суд  принял показания потерпевшей Г*** В.Н., свидетелей: Г*** А.Б., С*** А.Г. и Г.И., К*** Ю.С., А*** Р.И. и К*** С.Н., а также письменные материалы дела, исследованные в судебном заседании.

 

Так из показаний свидетеля Г*** А.Б. – очевидца преступления, суд установил, что 28 апреля 2017 года в подвале дома *** по пр.Ленинского Комсомола, где он сдавал металл в пункт приема, его избили неизвестные лица. О случившемся он рассказал своему брату Н***.  30 апреля 2017 года около 7 часов Н*** позвал его с собой, сказав «… пойдем, сходим, поговорим туда, где принимают железяки…». Они пришли к подвалу, пункту приема  металлолома, расположенному в доме *** по пр.Ленинского Комсомола, остановились у входа в подвал, откуда Н*** крикнул: «Женек». После чего из подвала вышел Ульянов Е.И., который работал в качестве приемщика металла. Когда Ульянов Е.И. поднялся, Н*** сразу нанес ему (Ульянову Е.И.) один удар рукой по лицу. Ульянов Е.И. убежал в подвал, однако вскоре выбежал, при этом в руках у него находилась бейсбольная бита, которой он нанес Н*** не менее 4 ударов по голове, отчего у последнего из головы пошла кровь. Он хотел успокоить Ульянова Е.И., однако тот нанес и ему (Г*** А.Б.) один удар битой по голове. Затем Ульянов Е.И. вновь направился к Н***, но ему удалось выхватить биту. Тогда Ульянов Е.И. повалил Н*** на асфальт, сел на него и нанес не менее 5 ударов кулаками по лицу. Он (Г*** А.Б.), защищая брата, нанес Ульянову Е.И. один удар битой по голове. После этого Ульянов Е.И. встал и побежал внутрь подвального помещения, следом за ним пошел Н***. Вскоре он также спустился в подвал, где увидел, что Н*** лежит на земле, а Ульянов Е.И. сидя на нем сверху, нанес не менее двух ударов по лицу. Он оттолкнул Ульянова Е.И., после чего Н*** поднялся и пошел в сторону выхода по лестнице, однако дойдя до верхних ступенек, он остановился и лег на бок, при этом головой он не ударялся. Он попытался поднять Н***, но не смог. Ульянов Е.И. в это время выбежал на улицу и стал кому-то звонить. Затем он ушел домой.

 

Сам же, Ульянов Е.И., как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании суда первой инстанции последовательно пояснял о том, что братья Г***, один из которых (Н***) находился в состоянии опьянения, явно уступающие ему по антропометрическим и  физическим данным, не представляли для него реальной опасности. Действия Г*** Н.Б. им были восприняты, как унижение собственного достоинства, в связи с чем он решил «выяснить отношения» при помощи нанесения ударов погибшему.  Кроме того, по окончанию инцидента, он (Ульянов Е.И.), потребовал от братьев Г*** покинуть подвальное помещение и проконтролировал выполнение его требования. 

 

Таким образом, установлено, что Ульянов Е.И. причинил вред потерпевшему Г*** Н.Б. не с целью защиты и, следовательно, не в состоянии необходимой обороны.

 

В силу пункта 7 Постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда …», действия не могут признаваться совершенными в состоянии необходимой обороны, если вред посягавшему лицу причинен после того, как посягательство было окончено и в применении мер защиты явно отпала необходимость, что осознавалось оборонявшимся лицом. В таких случаях лицо подлежит ответственности на общих основаниях.

 

По делу достоверно установлено, что после нанесения Г*** Н.Б. удара, фактически посягательство было оконченным и никаких дальнейших действий погибший в отношении Ульянова Е.И. не совершал. Право же на необходимую оборону сохраняется лишь до момента фактического окончания посягательства. В связи с этим  доводы представителя потерпевшей о том, что Ульянов Е.И. совершил в отношении Г*** Н.Б. умышленные действия, направленные на причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, заслуживают внимания.

 

При таких обстоятельствах, принимая во внимание показания свидетеля Г*** В.Н. – непосредственного очевидца преступных действий Ульянова Е.И., и сопоставив их с иными исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции полагает, что квалификация действий Ульянова Е.И. не соответствует фактическим обстоятельствам дела, а установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства указывают на наличие оснований для квалификации действий Ульянова Е.И. как более тяжкого состава преступления.

 

В соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда, который должен быть законным, обоснованным и основанным на правильном применении уголовного закона. Неправильная квалификация судом фактически совершенного деяния и неверное установление основания уголовной ответственности повлекли вынесение неправосудного решения, а также свидетельствуют о ненадлежащей защите прав потерпевшего.

 

По смыслу уголовно-процессуального закона в судебном разбирательстве не допускается изменение квалификации деяния в сторону ухудшения положения подсудимого.

 

В соответствии с частью 3 статьи 38922 УПК РФ обвинительный приговор подлежит отмене с возвращением уголовного дела прокурору, если при рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке будут выявлены обстоятельства, в том числе, указанные в части 1 статьи 237 УПК РФ.

 

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы представителя потерпевшей следует признать убедительными, постановленный приговор – вынесенным в нарушении требований статьи 297 УПК РФ, а потому подлежащим отмене.

 

По итогам рассмотрения уголовного дела в апелляционном порядке суд вправе возвратить дело прокурору в целях устранения нарушений уголовно-процессуального закона, допущенных на стадиях, предшествующих судебному производству, и повлекших лишение или стеснение гарантированных законом прав участников уголовного судопроизводства, исключающих возможность постановления законного, обоснованного и справедливого приговора.

 

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случае, если фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении, свидетельствуют о наличии оснований для квалификации действий обвиняемого как более тяжкого преступления.

 

Поскольку по делу установлено, что фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении и установленные судом первой инстанции, свидетельствуют о наличии оснований для квалификации действий Ульянова Е.И. как более тяжкого преступления, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе представленного в суд обвинительного заключения, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 237 УПК РФ, считает необходимым принять решение об отмене приговора суда первой инстанции и о возвращении уголовного дела прокурору.

 

Следует отметить, что в данном случае, направляя уголовное дело прокурору, суд апелляционной инстанции не подменяет сторону обвинения, а лишь указывает на существо ущемляющих права участников уголовного судопроизводства нарушений, которые не могут быть устранены в судебном заседании и препятствуют разрешению уголовного дела судом, требуя тем самым их восстановления.

 

В связи с отменой приговора доводы апелляционного представления не могут быть рассмотрены.

 

Отменяя приговор с возвращением уголовного дела прокурору, суд апелляционной инстанции полагает необходимым меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, избранную в отношении Ульянова Е.И. оставить без изменения.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями  38913, 38920, 38922, 38928, 38933 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

приговор Заволжского районного суд г.Ульяновска от 04 октября 2017 года в отношении Ульянова Евгения Ивановича отменить.

 

Уголовное дело по обвинению Ульянова Е.И. в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 108 УК РФ, возвратить прокурору Заволжского района г.Ульяновска в порядке пункта 6 части 1 статьи 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом.

 

Меру пресечения Ульянову Е.И. оставить прежней – подписку о невыезде и надлежащем поведении.

 

Председательствующий                                                                       Л.Н. Комиссарова