У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Петрова И.И. Дело № 33а-4582/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 14
ноября 2017 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Королёвой А.В.,
судей Смирновой Ю.В.
и Трифоновой Т.П.,
при секретаре Бешановой
Э.Е.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации
города Ульяновска на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 июля 2017 года, по которому
постановлено:
административный иск
прокурора Железнодорожного района
г.Ульяновска удовлетворить.
Признать незаконным
бездействие администрации Муниципального
образования «город Ульяновск», выразившееся
в непринятии надлежащих мер, направленных на содержание автомобильной дороги
(внутриквартальный проезд) по пр.Гая в г.Ульяновске в районе домов №№37, 39,
41, 45.
Обязать
администрацию Муниципального образования «город Ульяновск» устранить выявленные
нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги (внутриквартальный
проезд), расположенной по адресу: г.Ульяновск, пр.Гая в районе домов №№37, 39,
41, 45..
Заслушав доклад
судьи Королёвой А.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против
удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Железнодорожного
района г.Ульяновска обратился в
суд с иском к администрации г.Ульяновска об устранении нарушений в
содержании муниципальных дорог.
Исковые требования мотивированы тем, в деятельности администрации
г.Ульяновска выявлены нарушения Федеральных законов «Об автомобильных дорогах и
о дорожной деятельности в РФ», «О безопасности дорожного движения» «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ», что выразилось в
неосуществлении ремонтных работ по восстановлению асфальтобетонного покрытия на
отдельных участках муниципальных дорог. Повреждённые участки дороги находятся в
состоянии, не соответствующем требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги
и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям
обеспечения безопасности дорожного движения», что создает опасность для жизни и
здоровья граждан, а также может повлечь повреждение их имущества.
В частности, имеются выбоины напротив
дома №37 по пр.Гая размером: длина 89
см, ширина 110 см, глубина 11 см; напротив дома №39 по пр.Гая - размером: длина
90 см, ширина 56 см, глубина 10 см; в районе дома №41 по пр.Гая - размером:
длина 113 см, ширина 79 см, глубина 9 см; напротив дома №45 по пр.Гая -
размером: длина 100 см, ширина 98 см, глубина 7 см и размером: длина 102 см,
ширина 158 см, глубина 10 см.
Просил признать незаконным бездействие администрации МО
г.Ульяновск, выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по
содержанию муниципальной автомобильной дороги по пр.Гая, обязать администрацию г.Ульяновска привести в соответствие
с эксплуатационными требованиями указанный участок муниципальной дороги и
устранить выбоины.
Рассмотрев дело по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска просит решение
отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что дорожную деятельность в МО «город
Ульяновск» осуществляет отраслевой (функциональный орган) администрации г.Ульяновска
- Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска.
В соответствии со ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ, постановлением
администрации г.Ульяновска от 18.12.2015 №6478 «О порядке формирования
муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в
отношении муниципальных учреждений муниципального образования «город Ульяновск»
и финансового обеспечения выполнения муниципального задания», распоряжением
Управления дорожного хозяйства транспорта администрации г.Ульяновска от
30.12.2016 №40 МБУ «Дорремстрой» было выдано муниципальное задание на 2017 год
и на плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которым на данное
учреждение возложена
обязанность по организации содержания и ремонта автомобильных дорог общего
пользования и искусственных сооружений в их составе в муниципальном образовании
«город Ульяновск».
Согласно публичной кадастровой карте земельные участки под
многоквартирными домами №№ 37, 39, 41, 45 по пр.Гая в г.Ульяновске сформированы
и поставлены на кадастровый учет, внутридомовые дороги у вышеуказанных домов
находятся на их территории и не являются муниципальными автомобильными дорогами.
В соответствии со ст.16 Федерального
закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст.36 ЖК РФ, п.3.1, 3.2,
8.2. Правил благоустройства территории муниципального образования «город
Ульяновск», утвержденных постановлением администрации г.Ульяновска от
01.06.2017 №1406, бюджет города на 2017 год не предусматривает денежных средств
на обслуживание объектов, не являющихся муниципальной собственностью.
Администрация г.Ульяновска является исполнительно-распорядительным
органом местного самоуправления, денежные средства которого имеют целевой
характер, используются в соответствии с местным бюджетом.
В заседание судебной коллегии участвующие в деле лица не явились, о
месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная
коллегия в соответствии со статьями 150 и 306 Кодекса административного
судопроизводства РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с
использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в
Российской Федерации, регулируются Федеральным законом
от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 12
статьи 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги
- это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния
автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации
и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6
указанной статьи содержание автомобильных дорог является
разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении
автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6
части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ
относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений,
муниципальных районов, городских округов.
Обязанность по обеспечению соответствия
состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и
другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание
автомобильных дорог (пункт 2
статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ).
В силу приведенных выше требований пункта 13
Основных положений обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений в
безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм
и правил возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.
Осуществление дорожной деятельности в
отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными
органами местного самоуправления (часть 3
статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37
Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация
является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного
самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по
решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления
федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5
части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ и в силу
статьи 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к вопросам
местного значения городского округа относится
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения
в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на
них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных
мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных
дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление
иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления
дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, доводы апелляционной
жалобы, смысл которых сводится к тому, что у суда не было оснований признавать
незаконным бездействие администрации г.Ульяновска, выразившееся в
неосуществлении ремонта дорог, является несостоятельным, противоречащим
указанным выше положениям законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что
указанные поврежденные участки дорог не относятся к муниципальным дорогам, а
являются придомовой территорией, ремонт которой должны производить собственники
помещений в многоквартирных домах, судебной коллегией отклоняется.
Указание в решении суда на номера домов по
пр.Гая является ориентиром для установления места нахождения выбоин. Материалы дела не содержат в себе
доказательств, подтверждающих, что выбоины находятся на придомовой территории
многоквартирных домов. С целью установления нахождения выбоин, согласно
материалам дела, производился совместный осмотр выбоин участвующими в деле
лицами. По результатам осмотра в материалы дела были представлены фотографии, а также акт совместного осмотра.
Из этих доказательств не усматривается, что выбоины находятся на внутридомовой
территории.
При таких обстоятельствах оснований к отмене
решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 28 июля 2017 года оставить без
изменения, а апелляционную
жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: