Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании распоряжения незаконным
Документ от 21.11.2017, опубликован на сайте 27.11.2017 под номером 69964, 2-я гражданская, о признании незаконными и отмене распоряжения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                                    Дело № 33а-4783/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           21 ноября 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Лифановой З.А.,

судей  Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В., 

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Детский оздоровительный центр «Юлово» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 августа 2017 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Детский оздоровительный центр «Юлово» к Государственной инспекции труда в Ульяновской области о признании распоряжения незаконным отказать.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью  Управляющая компания «ДОЦ «Юлово» -  Левшина  Е.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

общество с ограниченной ответственностью  Управляющая компания «Детский оздоровительный центр «Юлово» (далее по тексту ООО  Управляющая компания «ДОЦ «Юлово») обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Ульяновской области с требованиями признать незаконным и отменить распоряжение Государственной инспекции труда в Ульяновской области о проведении внеплановой документарной проверки соблюдения трудового законодательства № 364/118/32/1 от 07.07.2017.

В обоснование  иска указало, что  административным ответчиком вынесено распоряжение № 364/118/32/1 от 07.07.2017 о проведении внеплановой документарной проверки соблюдения трудового законодательства с 17.07.2017  по 11.08.2017 в ООО Управляющая компания «ДОЦ «Юлово». Основанием для проведения проверки указано решение Председателя Правительства Российской Федерации  Д.А.Медведева от 31.05.2017,  в котором отсутствует прямое указание о проведении внеплановых проверок.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО Управляющая компания «ДОЦ «Юлово» не соглашается с решением, просит его отменить как незаконное.

В обоснование жалобы указывает, что суд не исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют поручению Правительства Российской Федерации от 31.05.2017 № ДМ-П8-31пр, требованиям Федерального закона от 26.12.2008 №  294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и ст.ст. 66-83 Административного регламента  исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Правительство Российской Федерации не принимало  на совещании 31.05.2017 решения о проведении массовых внеплановых проверок по всем летним оздоровительным организациям  в Российской Федерации, а лишь рекомендовало обеспечить в 2017 году во время проведения летней оздоровительной компании МЧС России, Роспотребнадзору, Роструду, МВД России проведение контрольно-надзорных мероприятий, в том числе внеплановых.

Федеральная служба по труду и занятости самостоятельно решила организовать только сплошные внеплановые проверки, не привязывая их к контрольно-надзорным мероприятиям.

Такие внеплановые проверки должны  были согласовываться в обязательном порядке  с органами прокуратуры по месту проведения проверок.

В возражениях на апелляционную жалобу  Государственная инспекция труда в Ульяновской области просит решение суда оставить  без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание представитель   Государственной инспекции труда в Ульяновской области  не явился,  извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё,  судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с положениями статей 354, 355, 356 Трудового кодекса РФ, федеральная инспекция труда и ее территориальные органы (государственные инспекции труда) осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации; Одним из оснований для проведения внеплановой проверки является наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (статья 360 Трудового кодекса РФ).

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В пункте 3 части 2 статьи 10 Федерального закона, установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является: приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Из указанных законоположений следует, что внеплановая проверка является законной, если основанием для проведения такой проверки и принятия соответствующего распоряжения государственной инспекцией труда об ее проведении, явилось поручение Правительства Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Правительство Российской Федерации в поручении (резолюция от 31.05.2017  № ДМ-П8-31пр)  возложило обязанность на уполномоченные государственные органы, в том числе   Федеральную службу по труду и занятости (далее Роструд) обеспечить  проведение во время летней оздоровительной компании 2017 года контрольно-надзорных мероприятий, в том числе внеплановых, за соблюдением требований трудового законодательства в организациях отдыха и оздоровления детей.

Во исполнение протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации  Д.А. Медведева от 31.05.2017 № ДМ-П8-31пр  Федеральной  службой по труду и занятости  издан приказ  от 19.06.2017 № 364 о проведении внеплановых проверок соблюдения трудового законодательства  в организациях отдыха и оздоровления детей.

На основании приказа Роструда от 19.06.2017 № 364, изданного в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. от 31.05.2017  Государственной инспекцией труда в Ульяновской области издано распоряжение  о проведении в период с 17.07.2017 по 11.08.2017  внеплановой выездной проверки  ООО  Управляющая  компания «ДОЦ «Юлово» по осуществлению   федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового права

Из устава ООО Управляющая компания «ДОЦ «Юлово»  следует, что общество осуществляет деятельность по организации отдыха детей в зимний и летний период; создает условия  для совместного отдыха родителей с детьми( раздела 2.2 Устава).

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что имелись законные основания для проведения внеплановой проверки государственной инспекцией труда указанной организации на предмет соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в  организации отдыха и оздоровления  детей.

Оспариваемое распоряжение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий государственной инспекции труда и права заявителя не нарушены.

При таких данных оснований для вывода о незаконности распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки в отношении  ООО  Управляющая компания  «ДОЦ «Юлово» не имеется.

Следовательно, суд первой инстанции обоснованно  отказал в удовлетворении административного иска.

Доводы жалобы об  отсутствии  в поручении   Правительства Российской Федерации   прямого указания  о проведении внеплановых проверок  не могут повлечь отмену решения суда, так как   оспариваемое  распоряжение Государственной  инспекции труда в Ульяновской области о проведении внеплановой документарной проверки от 07.07.2017  было   издано на  основании   приказа Роструда от 19.06.2017 № 364.

Приказом   Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 утвержден  Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  которым определены основания  для проведения внеплановой выездной проверки, подлежащей согласованию в органах прокуратуры.  Согласование  данной внеплановой  выездной проверки в органах прокуратуры, вопреки доводам жалобы,   вышеназванным Порядком не  предусмотрено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Детский оздоровительный центр «Юлово» – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи