УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Чапайкина Е.П. Дело № 33-4693/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
14 ноября 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Фоминой В.А.
при секретаре Штукатурове
С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия
Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 28 августа 2017 года, с учетом определения того же суда
об исправлении описки от 05 октября 2017 года, по которому постановлено:
Исковые требования
прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах Аношкина Владимира
Анатольевича удовлетворить частично.
Взыскать с
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Аношкина
Владимира Анатольевича в возмещение расходов на приобретение лекарственного
препарата 1 509 (одна тысяча пятьсот девять) руб.
В удовлетворении
исковых требований прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах
Аношкина Владимира Анатольевича к Федеральному государственному бюджетному
учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального
медико-биологического агентства» о понуждении к своевременному оформлению
рецептов на медицинский препарат отказать.
Заслушав доклад судьи
Мирясовой Н.Г., мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г.
Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах Аношкина В.А, обратился
в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению
здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического
агентства» (далее – ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России) о понуждении к своевременному
оформлению рецептов на медицинский препарат, взыскании денежных средств.
В обоснование иска
указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Аношкин
В.А., *** года рождения, является лицом, страдающим заболеванием ***, в связи с
чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам
врача для лечения указанного заболевания.
06.06.2017 лечащим
врачом ФГБУЗ «КБ № 172 ФМБА» Аношкину В.А. был выписан рецепт серии *** № ***
на получение лекарственного препарата ***.
Однако при обращении
в аптечный пункт ОАО «УльяновскФармация» в г. Димитровграде в выдаче указанного
медицинского препарата было отказано по причине его отсутствия в наличии.
Лекарственный
препарат *** был приобретен Аношкиным В.А. в аптеке за счет собственных средств
на сумму 1509 руб.
Просил обязать ФГБУЗ
КБ № 172 ФМБА России обеспечить своевременное оформление рецептов Аношкину В.А.
на медицинский препарат ***, (***), торговое название – *** в соответствии с
медицинскими показаниями, взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области в пользу Аношкина В.А. денежные
средства в сумме 1509 руб., затраченные на приобретение указанного
лекарственного препарата.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить и принять новое решение. Указывает, что Министерством закупался
лекарственный препарат «***» согласно государственному контракту об
оказании услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными
препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных
на территории Ульяновской области от 27.12.2016 №
0168200002416007724-0029238-02. Поясняет, что возможность возмещения денежных
средств, связанных с приобретением лекарственного препарата «***» на сумму 1509
руб. отсутствует. Полагает, что не обеспечение Аношкина В.А.
лекарственным препаратом возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не
исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и
их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством
контракта. Обращает внимание, что согласно сведениям Региональной
информационной системы Аношкин В.А. лекарственным препаратом «***»
обеспечивается.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения
дела.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В
соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Аношкин В.А. ***
года рождения страдает ***.
Согласно выпискам из медицинской карты
Аношкин В.А. нуждается в постоянном и длительном приеме препарата «***».
06 июня 2017 года лечащим врачом ФГБУЗ КБ N
172 ФМБА России истцу был выписан льготный рецепт на лекарственный препарат «***».
В связи с отсутствием в аптечной сети АО
"УльяновскФармация" лекарственного препарата истец приобрел
необходимый лекарственный препарат за счет собственных средств, оплатив
стоимость препарата 1509 руб.
Полагая, что Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области, нарушившее права истца,
обязано возместить денежные средства, затраченные на приобретение
лекарственного препарата, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно
определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению,
руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных
требований.
Вывод суда мотивирован, поводов не
соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Согласно п. 3
Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890
"О государственной поддержке развития медицинской промышленности и
улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения" Правительство Российской
Федерации утверждает Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с данным Перечнем
правом на бесплатное получение лекарственных средств имеют лица страдающие ***
на лечение данного заболевания.
В соответствии со ст. 70
Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач организует
своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).
Лечащий врач устанавливает диагноз, который
является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с
использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании
(состоянии) пациента.
Порядок назначения и выписывания
лекарственных препаратов утвержден постановлением Правительства Российской
Федерации от 20 декабря 2012 года N 1175н (далее - Порядок).
Истец в установленном порядке получил рецепт,
по которому в установленный срок не смог получить лекарственный препарат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к
верному выводу о том, что нарушенное право Аношкина В.А. на бесплатное
обеспечение необходимым лекарственным препаратом подлежит защите и
восстановлению в данном случае путем взыскания в его пользу денежных средств,
затраченных на приобретение лекарственного препарата в сумме 1509 руб.
Суд первой
инстанции обоснованно возложил обязанность по возмещению расходов на
приобретение лекарства на Министерство здравоохранении, семьи и социального
благополучия Ульяновской области. Постановлением Правительства Ульяновской
области от 15.11.2010 N 387-П (ред. от 30.01.2017) "О некоторых мерах по
реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890
"О государственной поддержке развития медицинской промышленности и
улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения" на территории Ульяновской
области" установлено, что финансирование расходов на обеспечение
лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и
медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на
льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных Министерству
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в
областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и
плановый период на данные цели. В связи с этим Министерство организует в пределах своих полномочий
мониторинг в утверждаемом им порядке и контроль в соответствии с
законодательством за назначением и обеспечением лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при
амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу. Таким образом,
обязанность по обеспечению лекарственным препаратом в силу закона возложена на
Министерство. То обстоятельство, что Министерство заключило государственный
контракт по осуществлению данной услуги с АО «УльяновскФармация», не
освобождает ответчика от обязанности по отношению к истцу. Поскольку контракт
заключен между Министерством и АО «УльяновскФармация», в договоре определены
права и обязанности сторон и ответственность сторон по отношению к друг другу, тогда
как истец не является стороной по договору.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области
от 28 августа 2017 года, с учетом определения того же суда об
исправлении описки от 05 октября 2017 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: