Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О выплате социальной пенсии
Документ от 31.10.2017, опубликован на сайте 17.11.2017 под номером 69673, 2-я гражданская, о признании права на пенсию по потере кормильца, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Усова В.Е.                                                                      Дело № 33-4553/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         31 октября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 14 августа 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 29 сентября 2017 года, по которому постановлено:

Исковые требования Митрофанова Станислава Евгеньевича удовлетворить.

Признать право Митрофанова Станислава Евгеньевича на получение социальной пенсии по потере кормильца в период с 10.11.2006 года по 25.07.2011 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области назначить Митрофанову Станиславу Евгеньевичу социальную пенсию по потере кормильца с 10.11.2006 года и выплатить Митрофанову Станиславу Евгеньевичу социальную пенсию по потере кормильца с 10.11.2006 года по 25.07.2011 года.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Митрофанова С.Е., его представителя Дудиковой Н.С., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Митрофанов С.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о признании права на пенсию по потере кормильца, назначении пенсии и возложении обязанности по ее выплате.

В обоснование иска указал, что является сыном М*** года рождения. В период времени с 2000 по 2011 годы он был лишен родительского попечения. По ходатайству ОДН Железнодорожного района г. Ульяновска с 31.08.2000 по 28.04.2001 он находился в областном государственном казенном учреждении социального обслуживания Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды» в г. Ульяновске на полном государственном обеспечении. С 28.04.2001 по 17.01.2005 он воспитывался в Областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с. Труслейка в Инзенском районе Ульяновской области.

*** года решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска его мать М*** Т.А. лишили родительских прав и взыскали с нее алименты на его содержание. В период с 17.01.2005 по 31.08.2009 он воспитывался в ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Крестовогородищенская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Алый парус» в Чердаклинском районе Ульяновской области. По окончании 9 классов он поступил для получения профессии в ***, где проучился до апреля 2010 года. С 03.04.2010 по 02.03.2012 он отбывал наказание по приговору суда. После достижения совершеннолетнего возраста он сам искал свою маму: направлял запросы, подавал в розыск. Только в ноябре 2016 года он узнал о том, что его мама умерла в *** году, что подтверждается ответом из прокуратуры Железнодорожного района г.Ульяновска от 14.11.2016. Следовательно, в период с 10.11.2006 по 25.07.2011 он, являясь несовершеннолетним, имел право на получение социальной пенсии по потере кормильца, как ребенок умершей одинокой матери. По его заявлению решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от *** года М*** Т.А. объявлена умершей. 30 мая 2017 года отделом ЗАГС по Заволжскому району города Ульяновска ЗАГС Ульяновской области выдано свидетельство о смерти М*** Т.А. Собрав необходимые документы, он обратился с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области, однако письмом от 02.06.2017 года ответчик отказал ему в назначении пенсии. С данным отказом не согласен, так как его вины в том, что должностные лица государственных учреждений не установили местонахождение его матери и не обратились вовремя в УПФ с заявлением о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца, не имеется. В период с 10.11.2006 по 25.07.2011 он имел право на получение пенсии. О том, что его права нарушены он узнал только в 2016 году, поэтому срок для обращений в суд им не пропущен.

Просил суд признать за ним право на получение социальной пенсии по потере кормильца в период с 10.11.2006 по 25.07.2011 и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области назначить ему социальную пенсию по потере кормильца с 10.11.2006 и выплатить социальную пенсию по потере кормильца за период с 10.11.2006 по 25.07.2011.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ – УПФ РФ в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт невыплаты пенсии по вине пенсионного органа. Обращает внимание, что действующим законодательством установлена заявительная основа назначения пенсии, при этом доказательств обращения истца или его законного представителя за назначением пенсии не представлено.

Полагает, что истцу пенсия не выплачивалась по вине законных представителей, и поскольку соответствующего заявления и других документов, необходимых для назначения пенсии, от законных представителей истца не поступало, у пенсионного органа фактически не было возможности назначить истцу социальную пенсию.

Представители ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В пунктах 1, 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям решение суда не соответствует.

Из материалов дела следует, что Митрофанов С.Е., *** года рождения, является сыном М*** Т.А., сведения об отце внесены в запись акта о рождении Митрофанова С.Е. со слов матери.

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от *** М*** Т.А. лишена родительских прав в отношении своего сына Митрофанова С.Е. и с нее взысканы алименты на его содержание в размере ¼ части до совершеннолетия ребенка.

В период с 31.08.2000 по 28.04.2001 Митрофанов С.Е. находился в областном государственном казенном учреждении социального обслуживания Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды» в г. Ульяновске на полном государственном обеспечении; с 28.04.2001 по 17.01.2005 - в Областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с. Труслейка в Инзенском районе Ульяновской области; с 17.01.2005 по 31.08.2009 - в ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Крестовогородищенская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Алый парус» в Чердаклинском районе Ульяновской области (в настоящее время ОГБУДО «Центр «Алые паруса»). По окончании 9 классов Митрофанов С.Е. поступил в *** (в настоящее время ***), где учился с 01.09.2009 до апреля 2010 года. С 03.04.2010 по 02.03.2012 истец отбывал наказание по приговору суда в местах лишения свободы.

24.05.2017 Митрофанов С.Е. обратился в УПФР в Заволжском районе города Ульяновска с заявлением о назначении ему социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Письмом от 02.06.2017 ГУ УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска в назначении пенсии истцу было отказано ввиду отсутствия у него права на пенсию в связи с достижением им 23-летнего возраста.

Не согласившись с данным отказом, Митрофанов С.Е. обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя требования Митрофанова С.Е., суд первой инстанции сделал вывод о наличии у Митрофанова С.Е. права на получение пенсии по случаю потери кормильца за период с *** года, со дня смерти его матери М*** Т.А., и до его совершеннолетия до 25.07.2011. При этом суд указал, что срок исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, истцом не пропущен.

Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрел условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам (статья 11 закона) в целях предоставления им средств к существованию. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению (пункт 1 статьи 1, статья 2, пункт 1 статьи 3).

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане Российской Федерации - дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Этим лицам назначается социальная пенсия по случаю потери кормильца (подпункт 8 пункта 1 статьи 4, пункт 6 статьи 5, подпункт 3 пункта 1 и пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

Назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца данным лицам в полной мере соответствует правовой природе этой выплаты, направленной на предоставление источника средств к существованию детям, лишившимся его в связи со смертью родителя (родителей).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ) при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.

В силу п. 1 ст. 22 Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина. Обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком.

С заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г.Ульяновска 24.05.2017, на момент обращения истец достиг 24-летнего возраста.

Согласно пункту 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 года № 17/19пб, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

В силу пункта 15 указанных Правил пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в ст. 19 Закона от 17 декабря 2001 года и ст. 23 Закона от 15 декабря 2001 года, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за пенсией, считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

По смыслу указанных норм законодателем установлен заявительный порядок назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца, за исключением назначения пенсии двум категориям лиц, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 23 Закона о государственном пенсионном обеспечении.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Пунктами 36, 45 указанного Перечня предусмотрено, что для назначения пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению, в том числе для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца, необходимы документы: а) о смерти кормильца; б) подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.

Для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению необходимы документы: о безвестном отсутствии или об объявлении кормильца умершим (ст. 13 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях») (п.п. «м» п. 37 Перечня).

Из анализа приведенных правовых норм следует, что основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения, как и для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с нормами Федерального закона «О страховых пенсиях», является смерть кормильца либо признание его судом безвестно отсутствующим, объявление умершим.

Как следует из материалов дела мать истца М*** Т.А. объявлена умершей *** на основании решения Заволжского районного суда г.Ульяновска от 16.01.2017 с учетом определения того же суда от 03.05.2017 о разъяснении решения.

Ранее решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 23.04.2004 М*** Т.А. лишена родительских прав в отношении своего сына Митрофанова С.Е.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Этой же нормой установлено, что лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Из анализа вышеуказанных норм права следует, что правовое регулирование назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца направлено на предоставление источника средств к существованию детям, лишившимся этого источника, право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца приобретают дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли или признаны безвестно отсутствующими один или оба родителя, или дети в возрасте до 18 лет умершей или признанной безвестно отсутствующей одинокой матери, назначение пенсии преследует цель сохранения ребенку прежнего уровня жизни, который он имел до смерти родителей или признания их безвестно отсутствующими. При этом для назначения лицу социальной пенсии по случаю потери кормильца необходимо наличие следующих условий: лицо является нетрудоспособным; является членом семьи умершего кормильца; состояло на иждивении умершего кормильца.

Назначение и выплата пенсий по случаю потери кормильца регулируется нормами пенсионного законодательства, в то время как предоставление мер социальной поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и семьям, принявшим на воспитание таких детей, производится в порядке, установленном иными нормами законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом учитывается, что лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (например, в период пребывания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, они находятся на полном государственном обеспечении, которое предполагает предоставление им бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости (статья 1); им предоставляются дополнительные гарантии права на образование, медицинское обеспечение, имущество и жилое помещение, труд (статьи  6 - 9).

Учитывая вышеуказанное, судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания за Митрофановым С.Е. права на получение социальной пенсии по потере кормильца в период с 10.11.2006 по 25.07.2011 принят без учета установленных обстоятельств и в нарушение вышеприведенных правовых положений.

Принимая во внимание, что на момент обращения в пенсионный орган Митрофанов С.Е. не имел права на назначение социальной пенсии по потере кормильца в связи с достижением им 23-летнего возраста, а законодательством не предусмотрена выплата пенсии за прошлое время в отсутствие обращения гражданина в пенсионный орган с заявлением о ее назначении, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований Митрофанова С.Е.

При таком положении, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 14 августа 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 29 сентября 2017 года отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Митрофанова Станислава Евгеньевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о назначении социальной пенсии по потере кормильца с 10.11.2006 и выплате социальной пенсии по потере кормильца за период с 10.11.2006 по 25.07.2011 отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: