Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об устранении несанкционированной свалки
Документ от 24.10.2017, опубликован на сайте 03.11.2017 под номером 69550, 2-я гражданская, возложить обязанность устранить нарушения путем очистки свалки, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Бирюкова О.В.                                                              Дело № 33а-4264/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                24 октября 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 июля 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 21 августа 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность устранить нарушения путем очистки несанкционированной свалки, расположенной на границе садоводческого некоммерческого товарищества «Залив» в 69 м южнее участка № 131 СНТ «Залив», в 29 м от береговой линии р. Свияга, размер свалки 30 м в длину и 6 м в ширину, объемом около 15 куб.м.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска об устранении несанкционированной свалки. В обоснование требований указал, что  в ходе проверки соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства установлено, что на границе СНТ «Залив» в 69 м южнее участка      № 131 и в 29 м от береговой линии р. Свияга расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, размером 30 м в длину, 6 м в ширину, объемом около 15 куб.м. Территория, на которой складированы отходы, находится в муниципальной собственности, однако администрация города Ульяновска не предпринимает мер к ликвидации несанкционированной свалки, что ставит под угрозу права жителей          г. Ульяновска на благоприятную окружающую среду. Эксплуатация свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

Судом привлечены к участию в деле в качестве административного ответчика -СНТ «Залив», в качестве заинтересованных лиц: Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Управление по благоустройству администрации города Ульяновска.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Ссылается на положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск», согласно которым на органах местного самоуправления лежит обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых отходов. Вины администрации города Ульяновска в образовании свалки не имеется. Несанкционированная свалка образована неустановленными лицами, и обязанность по её ликвидации должна быть возложена на лиц, разместивших отходы и мусор в несанкционированных местах. Судом на администрацию города необоснованно возложены функции хозяйствующего субъекта по ликвидации свалки.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района              г. Ульяновска считает решение законным и обоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административных ответчиков и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

По делу установлено, что в ходе организованной прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды выявлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на землях муниципального образования «город Ульяновск». На границе СНТ «Залив», в 69 м южнее участка № 131 СНТ «Залив», в 29 м от береговой линии р. Свияга расположена несанкционированная свалка бытовых отходов (обрезанные ветви деревьев, картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, изношенная обувь и одежда, коробки из-под соков, пластиковые пакеты и др.). Размер свалки составляет 30 м в длину, 6 м в ширину, объем - около 15 куб.м.

Данный факт подтвержден актом обследования территории от 15.05.2017, составленным представителями прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска и Управления по благоустройству администрации города Ульяновска, справкой по результатам совместного выезда от 15.07.2017 № 12-10/17, составленной старшим государственным инспектором Ульяновской области в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (ст. 3).

Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.

Аналогичные положения закреплены в Уставе муниципального образования «город Ульяновск» (п. 27 ст. 3).

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Приведенные правовые нормы относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Положения ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

Состав отходов указанной свалки свидетельствует об образовании отходов в результате жизнедеятельности населения.

Суду не представлено достоверных доказательств, позволяющих установить конкретного собственника несанкционированной свалки, а также лиц, виновных в образовании свалки.

Принимая во внимание названные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию города Ульяновска обязанность принять меры к ликвидации несанкционированной свалки. При этом судом обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что несанкционированная свалка располагается в черте города Ульяновска, за пределами СНТ «Зенит», на территории, принадлежащей муниципалитету.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Ссылка в жалобе на то, что состав отходов несанкционированной свалки свидетельствует об их принадлежности СНТ «Залив», которое ненадлежащим образом осуществляет на своей территории сбор и утилизацию отходов, не влечет отмену принятого по делу решения, поскольку, как указано выше, достоверных доказательств в подтверждение указанной позиции суду не представлено.

Изложенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения суда, и в решении им дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться.

Обжалуемое решение является правильным, основано на полной и объективной оценке представленных в дело доказательств, верном применении и толковании норм материального и процессуального права.

Оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 июля 2016 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 21 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: