Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ликвидация свалки
Документ от 24.10.2017, опубликован на сайте 03.11.2017 под номером 69459, 2-я гражданская, о возложении обязанности устранить нарушения путем очистки несанкционированной свалки, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Бирюкова О.В.                                                              Дело № 33а-4283/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                24 октября 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 июля 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Ульяновска обязанность устранить нарушения путем очистки несанкционированной свалки расположенной в кадастровом квартале № 041803, в 10м юго-западнее опоры ЛЭП №66, возле места расположения остановки общественного транспорта «Дамба», объемом около 2 м3.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Федечко Ф.И., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском, поданным в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска  о возложении обязанности устранить несанкционированную свалку. 

В обоснование требований указал, что в кадастровом квартале № 041803, в 10м юго-западнее опоры ЛЭП №66, возле места расположения остановки общественного транспорта «Дамба», расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (обрезанные ветви деревьев, старые деревянные ящики, картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, изношенные обувь и одежда, коробки из-под соков, пластиковые пакеты, кости животных и др.) объемом около 2 куб.м. Никаких мер по очистке загрязненной территории администрацией г.Ульяновска не предпринимается.

Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в муниципальной собственности. Расположение несанкционированной свалки на территории города нарушает права его жителей на благоприятную окружающую среду. Эксплуатация свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

В связи с этим прокурор Ленинского района г.Ульяновска просил возложить на администрацию г.Ульяновска обязанность устранить нарушения законодательства путем очистки несанкционированной свалки, расположенной в кадастровом квартале № 041803, в 10м юго-западнее опоры ЛЭП №66, возле места расположения остановки общественного транспорта «Дамба», объемом около 2 куб.м.

Рассмотрев исковые требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить принятое судом решение, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, нарушение норм материального права.  Ссылаясь на ч.3 ст.8, ч.1 ст.3, ч.2, 3 ст.13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст.38 Устава МО «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 года № 119, указывает на то, что в соответствии положениями действующего законодательства на органах местного самоуправления лежит обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых отходов. В данном случае вины администрации г.Ульяновска в образовании несанкционированной свалки нет, поскольку она образована неустановленными лицами. Установить лиц, несанкционированно разместивших отходы и допустивших указанные в иске нарушения, силами администрации города Ульяновска не представляется возможным ввиду отсутствия у нее полномочий на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Вместе с тем администрация г.Ульяновска предпринимала меры к установлению лиц, допустивших размещение несанкционированной свалки: в УМВД России по г.Ульяновску было направлено заявление с просьбой о принятии мер по  установлению лиц, виновных в образовании данной свалки. Обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена именно на лиц, разместивших отходы и мусор в несанкционированных местах. Суд возложил на администрацию г.Ульяновска функции хозяйствующего субъекта – совершить действия по ликвидации свалки. Однако администрация г.Ульяновска не является хозяйствующим субъектом. В соответствии с действующим законодательством на органе местного самоуправления лежит обязанность по организации деятельности по обращению с отходами. Органы местного самоуправления обязаны участвовать в утилизации отходов путем выделения земельных участков. Администрация исполнила свои обязательства, выделила соответствующие земельные участки. 

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Анастасин О.А. не соглашается с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что судом верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

В судебное заседание не явились представители администрации г.Ульяновска, Управления по охране окружающей среды администрации г.Ульяновска, Управления по благоустройству администрации г.Ульяновска, ООО «Центральный рынок». О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (часть 3 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокурорской проверки с привлечением специалистов Управления по благоустройству администрации г.Ульяновска на земельном участке в кадастровом квартале №041803, в 10м юго-западнее опоры ЛЭП №66, возле места расположения остановки общественного транспорта «Дамба», находится несанкционированная свалка объемом около 2 куб.м, что подтверждается актами обследования территории от 15.05.2017, от 17.07.2017, фотоматериалами. По сведениям публичной кадастровой карты территория складирования указанных отходов находится в муниципальной собственности.

Удовлетворяя требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, районный суд исходил из того, что бездействие администрации г.Ульяновска по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований, возложив на администрацию г.Ульяновска обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд возложил на администрацию г.Ульяновска функции хозяйствующего субъекта, хотя администрация г.Ульяновска таковым не является,  и на администрации г.Ульяновска лежит обязанность лишь по организации деятельности по обращению с отходами, основанием для отмены решения суда не являются.

Исходя из приведенных выше положений законодательства, обязанность участия в организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования. При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет именно данный орган местного самоуправления. Размещение несанкционированной свалки на муниципальном земельном участке свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны органа местного самоуправления за состоянием земельного участка.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.Ульяновска - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: