Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание денежного довольствия
Документ от 24.10.2017, опубликован на сайте 07.11.2017 под номером 69428, 2-я гражданская, о взыскании заработной платы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                  Дело № 33-4462/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              24 октября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение                      Ленинского районного суда г. Ульяновска от 31 июля 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Максиной Екатерины Владимировны удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Максиной Екатерины Владимировны с                   Министерства внутренних дел Российской Федерации задолженность по денежному содержанию в размере 85 367,78 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 8383,94 руб., компенсацию за задержку выплаты денежного содержания в размере 6971,33 руб., компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

Решение в части взыскания в пользу Максиной Екатерины Владимировны с Министерства внутренних дел Российской Федерации задолженности по денежному содержанию за три месяца в размере 54 896,4 руб. обратить к немедленному исполнению.

В иске к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы и остальной части иска отказать.

Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации госпошлину в доход местного бюджета в размере 3514,46 руб.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителей МВД России и УМВД России по Ульяновской области – Кураповой Н.Е.,             Варченко Ю.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Максиной Е.В., ее представителя – Артемовой С.Т.,  возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Максина Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее – УМВД России по Ульяновской области) о взыскании задолженности по денежному содержанию. В обоснование иска указала, что является *** ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области (далее - УФМС России по Ульяновской области), с 01.01.2017 не получает заработную плату в размере, соответствующем денежному вознаграждению по замещаемой должности. Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная миграционная служба (далее – ФМС России), её функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 1025-р Министерству финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) поручено предусмотреть финансирование мероприятий, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий федеральным государственным гражданским служащим упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и её территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.07.2017. Ответственным за завершение ликвидационных мероприятий, финансовое обеспечение расходов, связанных с их выполнением, определено МВД России. В этой связи ликвидационные комиссии ФМС России и территориальных органов ФМС России с 01.01.2017 продолжили выполнять ликвидационные мероприятия в полном объеме, однако заработная плата ответчиком за период с 01.01.2017 по настоящее время ей (истице) не выплачена. Просила взыскать с УМВД России по Ульяновской области задолженность по заработной плате за период с 01.01.2017 по 12.05.2017 в сумме 134 910,99 руб., включая компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 17 594,79 руб., а также компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 01.02.2017 по 28.07.2017 в сумме 9895,32 руб., компенсацию морального вреда  в сумме 100 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечены                  Министерство внутренних дел Российской Федерации, ликвидационная комиссия Федеральной миграционной службы, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МВД России не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что Максина Е.В. проходила службу в ФМС России, которая являлась самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, в трудовых отношениях с МВД России истица не состояла и была уволена приказом УФМС России по Ульяновской области от 12.05.2017 в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким образом, полагает, что прекращение трудовых правоотношений с УФМС России по Ульяновской области в связи с ликвидацией указанного органа не порождает для Максиной Е.В. трудовых прав в других органах исполнительной власти. Взыскание же задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации за задержку выплаты денежного содержания, компенсации морального вреда может быть осуществлено МВД России только при условии наличия между истицей и МВД России трудовых отношений в период образования соответствующей задолженности. Кроме того, считает неверным  вывод суда о том, что именно МВД России, в чьем бюджете предусмотрено финансовое обеспечение ликвидационных мероприятий, несет обязанность по осуществлению выплат денежного содержания членам ликвидационных комиссий территориальных органов ФМС России, не принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Обращает внимание, что МВД России не является правопреемником только по переданным полномочиям и функциям миграционной службы, а не по трудовым отношениям. Полагает, что взыскание с МВД России штрафных санкций и компенсации морального вреда по заявленным требованиям противоречит законодательству. Указывает, что МВД России освобождено от уплаты судебных расходов в доход бюджета, и не может быть отнесено к числу субъектов, являющихся в установленном порядке плательщиками государственной пошлины.

В дополнение к апелляционной жалобе МВД России указывает, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права, негативно отражается на финансово-экономической деятельности МВД России. В частности, оплата требований, содержащихся в предъявленных исполнительных документах, за счет средств федерального бюджета, выделенных МВД России, будет являться нецелевым использованием средств федерального бюджета, что может повлечь в дальнейшем финансовые санкции. Полагает, что у МВД России отсутствовали правовые основания оплаты труда Максиной Е.В., поскольку оплата МВД России труда членов ликвидационной комиссии УФМС России по Ульяновской области противоречит принципам адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Принимая во внимание, что финансовое обеспечение расходов, связанных с ликвидационными мероприятиями по упразднению ФМС России осуществляется за счет сметы МВД России, оплата труда возможна только при наличии у МВД России с членами ликвидационных комиссий трудовых правоотношений. Кроме того, указывает, что в нарушение Трудового кодекса Российской Федерации председатель ликвидационной комиссии УФМС России по Ульяновской области, осуществив в декабре 2016 года причитающиеся при увольнении выплаты и компенсации, фактически не уволил, а продолжил служебные отношения с членами ликвидационной комиссии. Полученное истицей выходное пособие в размере среднего месячного заработка не было возвращено работодателю, поэтому требование Максиной Е.В. о взыскании задолженности по заработной плате с 01.01.2017 по 12.05.2017, денежной компенсации за задержку выплаты денежного содержания и морального вреда является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В возражении на апелляционную жалобу Максина Е.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Максина Е.В. с 21.01.2014 замещала должность *** УФМС России по Ульяновской области.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба упразднена.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 1025-р определены полномочия председателя ликвидационной комиссии ФМС России, установлен срок завершения ликвидационных мероприятий УФМС России – до 31.12.2016, материально-техническое и информационное обеспечение деятельности ликвидационных комиссий ФМС России возложено на МВД России.

Распоряжением ФМС России от 01.06.2016 утвержден состав ликвидационной комиссии УФМС России по Ульяновской области, одним из *** которой назначена Максина Е.В.

По окончании срока ликвидационных мероприятий приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Ульяновской области от 15.12.2017 Максина Е.В. уволена с гражданской службы с 26.12.2016 на основании                 п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.07.2017, МВД России определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России. В пункте 4 распоряжения указано, что финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.

В связи с продлением срока ликвидационных мероприятий, на основании указаний МВД России, рекомендовавшего сформировать ликвидационные комиссии для завершения процедуры ликвидации УФМС России из числа бывших членов тех же комиссий, приказ об увольнении Максиной Е.В. с 26.12.2016 был отменен председателем ликвидационной комиссии УФМС России по Ульяновской области., Максина Е.В. продолжила работу в качестве *** ликвидационной комиссии.

Приказом ФМС России от 12.05.2017 Максина Е.В. уволена с занимаемой должности в соответствии с п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ, УФМС России по Ульяновской области прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией с 12.05.2017.

Ссылаясь на то обстоятельство, что в период с 01.01.2017 по 12.05.2017 денежное довольствие не выплачивалось, Максина Е.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156) упразднена Федеральная миграционная служба (далее - ФМС) (пункт 1 Указа). МВД России переданы функции и полномочия упраздняемой ФМС, а также штатная численность упраздняемой службы, сокращенной на 30% (пункт 2 Указа).

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 156 установлено, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере; является правопреемником упраздняемой ФМС, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, предписано до 01.06.2016  (пункт 5 Указа).

Пунктом 5 Распоряжения Правительства РФ от 26.05.2016 № 1026-р, изданного в отношении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН), ликвидируемой одновременно с Федеральной миграционной службой, во исполнение Указа Президента РФ № 156 от 06.04.2016 Минфину России поручено предусмотреть финансирование мероприятий по реализации ликвидационных мероприятий, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) сотрудникам, включенным в состав ликвидационных комиссий ФСКН России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям, а также по обеспечению их деятельности до завершения ликвидационных мероприятий.

Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 № 1412-р срок завершения ликвидационных мероприятий ФСКН и ФМС продлен до 01.07.2017, на МВД России возложена ответственность за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФСКН и ФМС России, в том числе по предоставлению ликвидационных балансов, предусмотрено финансирование обеспечения расходов, связанных с указанными мероприятиями в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, определенных МВД России в федеральном бюджете.

Таким образом, из вышеназванных нормативных правовых актов следует, что при продлении срока ликвидационных мероприятий на 2017 год утверждение штата УФМС России по Ульяновской области (территориального органа ФМС России) и тарификация ее сотрудников не предусматривались, финансирование всех мероприятий было возложено на МВД России, при этом включаемые в состав комиссии члены продолжали оставаться числящимися по ранее замещаемым (занимаемым должностям), а, следовательно, подлежали  обеспечению их денежным довольствием (денежным содержанием, заработной платой).

С учетом указанного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Максиной Е.В., заявленные к МВД России.

Доводы апелляционной жалобы МВД России об отсутствии трудовых отношений с истицей, являвшейся *** ликвидационной комиссии УФМС России по Ульяновской области, как основание для отказа в удовлетворении иска о взыскании денежного содержания с МВД России и возложения данной обязанности на ликвидационную комиссию ФМС России, являются несостоятельными. Как указывалось выше, финансирование ликвидационных мероприятий на 2017 год было возложено на МВД России, доказательств выделения денежных средств на текущий год ликвидационной комиссии ФМС России, в том числе, для оплаты работы ее членов ответчиком не представлено, при этом договор гражданско-правового характера на выполнение возложенных на ликвидационную комиссию обязательств УМВД России по Ульяновской области с истицей не заключался, несмотря на письменные рекомендации аппарата Правительства РФ, адресованные Министерству внутренних дел. По тем же мотивам не могут быть приняты и доводы апелляционной жалобы ответчика о нецелевом использовании средств федерального бюджета в случае выплаты денежного довольствия *** ликвидационной комиссии УФМС России по Ульяновской области, деятельность которой прекращена 12.05.2017. При этом представители ответчика не отрицали того обстоятельства, что в случае отсутствия средств у ликвидационной комиссии ФМС России на оплату труда истца, данные требования в порядке правопреемства будут предъявлены к МВД России. Судебная коллегия полагает, что такой порядок исполнения решения суда повлечет нарушение разумных сроков его исполнения.

Доводы апелляционной жалобы о получении Максиной Е.В. выходного пособия при увольнении в декабре 2016 года правильность выводов суда также не опровергают, поскольку расчет заявленного к взысканию денежного довольствия ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривался, требований о взыскании излишне выплаченных денежных сумм им не заявлялось. При этом судебная коллегия отмечает, что на момент рассмотрения спора Максина Е.В. вновь была уволена по тому же основанию – в связи с ликвидацией организации, в силу чего имела право на получение выходного пособия.  

Ссылки на неправомерное взыскание с МВД России штрафных санкций и компенсации морального вреда не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку работа в ликвидационной комиссии УФМС России по Ульяновской области означала для истицы продолжение служебных отношений, и, как следствие, - гарантированность ежемесячного получения денежного довольствия, которого она была лишена в течение 4,5 месяцев.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Вместе с тем, взыскивая с МВД России государственную пошлину в доход местного бюджета, суд не принял во внимание, что в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. При таких обстоятельствах решение суда в части взыскания с МВД России, входящего в систему государственных органов исполнительной власти, государственной пошлины в доход местного бюджета подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                   Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 31 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации – без удовлетворения.

Исключить из резолютивной части решения указание на взыскание с Министерства внутренних дел Российской Федерации госпошлины в доход местного бюджета в размере 3514,46 руб.

 

Председательствующий

 

Судьи: