Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами бесплатно
Документ от 17.10.2017, опубликован на сайте 24.10.2017 под номером 69267, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                  Дело № 33-4465/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             17 октября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Чёткина Валерия Архиповича, апелляционному представлению прокурора Засвияжского района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда                       города  Ульяновска от 20 июля 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах Четкина Валерия Архиповича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечивать лекарственными препаратами, взыскании расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Четкина В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение подлежащим отмене, апелляционное представление удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Чёткина В.А. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечивать лекарственными препаратами, взыскании расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Засвияжского района города Ульяновска проведена проверка, в ходе которой было установлено, что                  Чёткин В.А., *** года рождения, наблюдается в Государственном учреждении здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер», а также в Государственном учреждении здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» с диагнозом: «***».

Согласно назначению врача ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» ***01.2017 Чёткину В.А. в связи с заболеванием «***» назначен препарат «***» в дозировке 1 мг по 1 таб. в день. Между тем лечащим врачом ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» в выписке бесплатных рецептов на указанный препарат было отказано. За счет собственных средств Чёткин В.А. был вынужден приобрести лекарственный препарат «***» на сумму 36 444 руб.

11.08.2016 Чёткину В.А. главным внештатным инфекционистом области С*** Г.А. в связи с имеющимися заболеваниями назначены препараты *** и *** в течение 24 недель. Лечащим врачом-онкологом ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» а также НИИ клинической онкологии «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина» Чёткину В.А. назначен препарат *** по 400 мг 2 раза в сутки. Однако лечащим врачом ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» в выписке бесплатных рецептов на указанные препараты Чёткину В.А. также было отказано.

Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Чёткина В.А. лекарственными препаратами: «***», «***», «***», «***» и обязать ответчика бесплатно обеспечивать Чёткина В.А. лекарственными указанными препаратами согласно назначениям лечащих врачей, взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата «***»  размере 36 444 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов                       Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова»,              Селеев В.Н., Дорогова Е.А.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Чёткин В.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Считает несостоятельным вывод суда о том, что поскольку заключения врачебных комиссий о назначении препаратов: «***», «***», «***а» не предоставлены, правовых оснований для возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению его данными препаратами бесплатно не имеется. Указывает, что в материалах дела имеется копия записи лечащего врача Ф*** О.А., в которой четко отражено о назначении лекарственных препаратов: «***» и «***» в качестве лечебного средства для противовирусной терапии в течение 24 недель. Более того свидетель Ф*** О.А. в судебном заседании подтвердила факт назначения ему указанных препаратов, при этом подчеркнула, что если их не употреблять заболевание будет прогрессировать. Также в материалах дела имеется справка, выписанная главным инфекционистом области С*** Г.А., в которой указано, что лечение его заболеваний возможно только препаратами: «***» и «***» в течение 24 недель. Данный вывод был сделан на основании заключения врача РОНЦ им. Блохина Н.Н. М*** О.А. в результате проведенного ею МРТ с примовистом от 21.04.2016, в котором четко и ясно указано об отсутствии у него на тот период ***.

Полагает, что своим утверждением, высказанном в судебном заседании, о том, что с таким *** лечение препаратами: «***» и «***»  может спровоцировать ***, свидетель С*** Г.А. ввела суд в заблуждение.

По мнению автора жалобы, после отказа в обеспечении его лекарственными препаратами: «***» и «***» для проведения ПВТ для него наступили негативные последствия.

В дополнении к апелляционной жалобе Чёткин В.А. полагает, что его конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь грубо нарушено. Указывает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. При этом инвалиды *** группы, неработающие инвалиды *** группы и лица, страдающие онкологическими заболеваниями, имеют право бесплатно получать все лекарственные препараты. Каких-либо ограниченных перечней лекарственных препаратов не предполагается.

Кроме того обращает внимание, что лекарственный препарат «*** зарегистрирован в Российской Федерации в установленном порядке и имеет зарегистрированное показание: ***. Указанный препарат входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год. Также его применение рекомендовано в отечественных клинических рекомендациях «***».

В апелляционном представлении прокурор Засвияжского района города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Указывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Онкологические заболевания отнесены данным перечнем к заболеваниям, при которых все лекарственные препараты предоставляются по рецептам врачей бесплатно. Инвалиды 1 группы также подлежат бесплатному обеспечению всеми лекарственными средствами.

При этом обращает внимание, что в ходе судебного разбирательства установлено, что истец страдает ***, является инвалидом *** группы. Кроме того, установлено, что препарат *** был назначен Чёткину В.А. врачебной комиссией, а «***» – лечащим врачом.

Указывает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» *** включены в перечень социально значимых заболеваний. *** приказом Минздрава России от 09.11.2012 № 786н включен в стандарт специализированной медицинской помощи при ***.

Также обращает внимание, что в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2885-р включены: «***» и «***» (международное непатентованное название «***»). Однако, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал, что данные препараты отсутствуют в Перечне и не предусмотрены стандартом оказания медицинской помощи.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителя ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, представителей третьих лиц Правительства Ульяновской области, Министерства финансов  Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова»,  третьих лиц   Селеева  В.Н., Дороговой Е.А., извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает требования и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами.

Из материалов дела следует, что Четкин В.А., является инвалидом *** группы и наблюдается в ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер», а также в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» с диагнозом: «***.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Четкин В.А. указал, что согласно назначению врача ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» от ***.01.2017  в связи с заболеванием «***» ему назначен препарат «***» в дозировке 1 мг по 1 таб. в день. Однако, лечащим врачом ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» в выписке бесплатных рецептов на указанный препарат было отказано. В связи с этим истец был вынужден  приобрести лекарственный препарат «***» на сумму 36 444 руб. за счет собственных средств.

11.08.2016 Чёткину В.А. главным внештатным инфекционистом области С*** Г.А. в связи с имеющимися заболеваниями назначены препараты «***» и «***» в течение 24 недель. Лечащим врачом-онкологом ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» а также НИИ клинической онкологии «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина» Чёткину В.А. назначен препарат «***» по 400 мг 2 раза в сутки. Однако лечащим врачом ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» в выписке бесплатных рецептов на указанные препараты Чёткину В.А. также было отказано.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем: в том числе обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 5 ст. 37 данного Федерального закона установлено исключение из общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов чем те, которые включены в стандарт.

В соответствии с положениями статей 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В состав предоставляемых социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утверждены  распоряжением Правительства  РФ от 26.12.2015 № 2724-р.

Такие препараты как «***» и «***» ни одним из вышеуказанных Перечней не предусмотрены.

В Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, 2017 год  входят только лекарственные  препараты: «***»  и «***».

Однако для возложения на Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по бесплатному обеспечению истца указанными препаратами, в том числе и для возмещения понесенных им расходов на приобретение препарата «***», недостаточно того, что они предусмотрены Перечнем  жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, 2017 год.

В силу п. п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890, предусмотрено, что лицам, имеющим онкологические заболевания, лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 N 14/275-П, установлено, что Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации (п. 1.1). На Министерство возложена обязанность по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (п. 2.2.1).

Положения Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»  предусматривают  льготное обеспечение инвалидов  лекарственными средствами в соответствии с назначением врача.

В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Как следует из представленных документов, в том числе выписок из амбулаторной карты  Четкина В.А., протокола  № 198 от 30.11.2016 врачебной комиссии ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер, а также показаний свидетелей – врачей Ф*** О.А., Н*** А.А., С*** Г.А., К*** Н.Н. оспариваемые препараты истцу  были рекомендованы, однако рецепты на их бесплатное получение  ему никогда не выписывались.

Данный факт не оспаривает и сам истец.

Более того, исходя из показаний свидетеля С*** Г.А., главного внештатного инфекциониста области, следует, что есть схема лечения препаратами:  «***», «***», но с таким поражением ***,  лечение может спровоцировать рост ***. После заключения онколога, она бы уже не назначила данные препараты. Лечение препаратом «***» на второй стадии не известно и представляет опасность для истца. Указанные в карточке препараты назначением не являются, это рекомендация.

Поскольку рецепты на лекарственные препараты: «***»  лечащим врачом  Четкину В.А. не выписывались, соответственно вывод суда об отсутствии правовых оснований для возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности обеспечить истца указанными препаратами бесплатно, а также возместить понесенные им расходы на приобретение препарата «***» является законным и обоснованным.

Так, обязанность по бесплатному обеспечению инвалида лекарственными препаратами возникает у Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области только при наличии у инвалида выписанного в установленном законом порядке лечащим врачом рецепта на получение лекарственного препарата бесплатно. Только указанный рецепт является единственным подтверждением назначения врача необходимого лекарственного препарата, его дозировки и количества.

В отсутствии рецепта Министерство не вправе самостоятельно определять нуждаемость инвалида в лекарствах и их дозировке. Более того, в силу действующего порядка обеспечения инвалидов лекарственными препаратами, это не входит в полномочия Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Исходя из вышеизложенного доводы апелляционной жалобы Четкина В.А. в части того, что ответчик обязан обеспечить его лекарственными препаратами бесплатно только исходя из того, что истец в них нуждается, либо они были рекомендованы специалистами, не основаны на нормах закона, а потому основанием к отмене решения суда не являются.

Не ставят под сомнение правильность принятого судом решения и доводы апелляционной жалобы Четкина В.А. и апелляционного представления прокурора, в части того, что препараты: «***, «***» включены в Перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, а имеющиеся у истца заболевания предусмотрены Перечнем социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, что является основанием для удовлетворения исковых требований.

Как указывалось выше, включение лекарственных препаратов в соответствующий перечень и наличие у истца заболеваний, при которых он подлежит бесплатному обеспечению лекарственными препаратами, недостаточно для возложения на ответчика по настоящему делу обязанности предоставить лекарства бесплатно.

Обеспечение инвалидов, а также лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями лекарственными препаратами бесплатно осуществляется в соответствии с утвержденным порядком, в соответствии с которым основанием для предоставления препарата бесплатно обязательно назначение врача, подтвержденное выписанным рецептом.

Как указывалось выше, рецепты на препараты Четкину В.А. не выписывались, соответственно какое-либо бездействие со стороны Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении истца лекарственными препаратами отсутствует, отсутствуют правовые основания и для возложения на ответчика обязанности обеспечить истца указанными препаратами.

В остальной части доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления прокурора сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                              от 20 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                   Чёткина Валерия Архиповича, апелляционное представление прокурора Засвияжского района города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: