Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании денежных средств за лекарственные средства
Документ от 17.10.2017, опубликован на сайте 20.10.2017 под номером 69239, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Берхеева А.В.                                                   Дело № 33-4364/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             17 октября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 20 июля 2017 года с учетом определения того же суда от 29 августа 2017 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области  в интересах Г***  Р*** И*** удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области  в пользу Габайдулловой Гульнары Николаевны денежные средства  в размере 5311 руб. 60 коп.   (пять тысяч триста одиннадцать рублей шестьдесят копеек), затраченные на приобретение лекарственного препарата ***.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Габайдулловой Г.Н., прокурора Сальникова А.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области в интересах несовершеннолетнего Г*** Р.И. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата. В обоснование иска указал, что *** Р.И., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, нуждается в приеме лекарственного препарата ***», замена которого на аналоги не рекомендована в связи с ухудшением после их приема состояния здоровья. 10 февраля и 03 марта 2017 года лечащим врачом федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее – ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России) несовершеннолетнему были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата  *** в количестве 2 упаковок по каждому рецепту. При обращении законного представителя несовершеннолетнего – Габайдулловой Г.Н. в аптечный пункт АО «УльяновскФармация» в выдаче лекарственного препарата «***» было отказано ввиду отсутствия его в наличии, по рецептам был предложен препарат ***, от которого мать ребенка отказалась и приобрела препарат за счет собственных средств на сумму 5311 руб. 60 коп. Просил взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу законного представителя ребенка-инвалида Габайдулловой Г.Н. денежные средства в размере 5311 руб. 60 коп., затраченные на приобретение лекарственного препарата *** для несовершеннолетнего Г*** Р.И.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что Министерство производило закупку лекарственного препарата *** на основании государственного контракта. В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Г*** Р.И. был обеспечен по льготным рецептам 10 января 2017 года лекарственным препаратом ***, 07 июня 2017 года – лекарственным препаратом ***. Дальнейшее обеспечение Г*** Р.И. лекарственным препаратом *** осуществляется. Поскольку со стороны Министерства не было бездействия в обеспечении несовершеннолетнего лекарственным препаратом, основания для взыскания с Министерства денежных средств отсутствуют.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Г*** Р.И., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, имеет диагноз: «***».

Инвалидность установлена Г*** Р.И. повторно *** года на срок до *** года.

В связи с имеющимся заболеванием Г*** Р.И. нуждается в приеме лекарственного препарата ***.

Согласно выпискам из медицинской карты Г*** Р.И. от 05 апреля, 29 сентября 2016 года, 26 июня 2017 года Г*** Р.И. нуждается в постоянном и длительном приеме препарата ***; замена данных оригинальных препаратов на дженерические (аналоги) не рекомендуется в связи с учащением приступов и ухудшением состояния здоровья.

10 февраля и 03 марта 2017 года лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России Г*** Р.И. был выписан льготный рецепт на лекарственный препарат ***, в количестве 2 упаковки по каждому рецепту (дозировкой 500 мг № 30).

При обращении законного представителя ребенка-инвалида - Габайдулловой Г.Н. с данными рецептами в аптечный пункт АО «УльяновскФармация» 10 февраля и 24 марта 2017 года был предложен лекарственный препарат «***», от которого Габайдуллова Г.Н. отказалась.

В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» лекарственного препарата «***» законный представитель ребенка-инвалида Габайдуллова Г.Н. приобрела необходимый несовершеннолетнему лекарственный препарат за счет собственных средств: 09 марта 2017 года – одну упаковку препарата стоимостью 1137 руб. 60 коп.; 26 марта 2017 года – одну упаковку препарата стоимостью 1402 руб.; 10 апреля 2017 года – одну упаковку препарата стоимостью 1402 руб.; 27 апреля 2017 года – одну упаковку препарата стоимостью 1370 руб., а всего на сумму 5311 руб. 60 коп.

Полагая, что Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, нарушившее права ребенка-инвалида, обязано возместить денежные средства, затраченные законным представителем ребенка на приобретение лекарственного препарата, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Вывод суда мотивирован, поводов не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.

Статьей 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Правительство Российской Федерации утверждает Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с данным Перечнем правом на бесплатное получение всех лекарственных средств и изделий медицинского назначения обладают дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2885-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, в который  включен лекарственный препарат «***».

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента (часть 5).

Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года №1175н (далее – Порядок).

Пунктом 3 Порядка установлено, что назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию.

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Из материалов дела следует, что ввиду индивидуальной непереносимости препарата «***» несовершеннолетний Г*** Р.И. нуждается в приеме препарата «***», однако данным препаратом ребенок-инвалид бесплатно обеспечен не был.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушенное право несовершеннолетнего Г*** Р.И. на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами подлежит защите и восстановлению в данном случае путем взыскания в пользу законного представителя несовершеннолетнего – Губайдулловой Г.Н. денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата «***» в размере 5311 руб. 60 коп.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 20 июля 2017 года с учетом определения того же суда от 29 августа 2017 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи