Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Предоставлене жилья в связи с признанием дома аварийным
Документ от 03.10.2017, опубликован на сайте 13.10.2017 под номером 69004, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Вериялова Н.В.                                                 Дело № 33-4170/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              3 октября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда                        г. Ульяновска от 7 июля 2017 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Рахманова Николая Николаевича, Рахмановой Ольги Владимировны, Рахманова Сергея Николаевича, Рахманова Александра Николаевича удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска предоставить                         Рахманову Николаю Николаевичу, Рахмановой Ольге Владимировне, Рахманову Сергею Николаевичу, Рахманову Александру Николаевичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г. Ульяновска.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения  Рахманова А.Н., Рахмановой О.В., возражавших против доводов жалобы, мнение прокурора Данилова Е.В., полагающего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Рахманова Н.Н., Рахмановой О.В., Рахманова С.Н., Рахманова А.Н. к администрации города Ульяновска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма. В обоснование требований указал, что Рахманову Н.Н. на основании жилищного ордера выделена двухкомнатная квартира площадью 45,57 кв.м, расположенная по адресу: ***. В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают Рахманов Н.Н., Рахманова О.В., Рахманов С.Н., Рахманов А.Н. В соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации города Ульяновска от 03.11.2016 дом № *** по ул. *** признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Однако меры по переселению граждан из аварийного жилья органом местного самоуправления до настоящего времени не приняты. Дальнейшее проживание Рахманова Н.Н., Рахмановой О.В., Рахманова С.Н., Рахманова А.Н. в указанном жилом доме представляет угрозу их жизни и здоровью. Просил возложить на администрацию города Ульяновска обязанность предоставить Рахманову Н.Н., Рахмановой О.В., Рахманову С.Н., Рахманову А.Н. по договору социального найма благоустроенного жилое помещение, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте муниципального образования «г. Ульяновск».

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не предоставлено по причине отсутствия в бюджете города денежных средств на приобретение жилых помещений. Обращает внимание, что органы местного самоуправления самостоятельны в выборе средств осуществления закрепленных за ними обязанностей, и сами определяют объем расходов местных бюджетов на те или иные мероприятия и сроки решения поставленных задач. Любые акты контрольно-надзорных либо судебных органов, ограничивающие самостоятельность, противоречат Конституции Российской Федерации. Кроме того, считает, что признание дома аварийным и подлежащим сносу само по себе не является основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Дело рассмотрено в отсутствие администрации города Ульяновска, третьего лица – УМС администрации города Ульяновска.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Рахманов Н.Н. является нанимателем муниципального жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ул.***. В указанном жилом помещении кроме него зарегистрированы сын Рахманов С.Н., сын Рахманов А.Н., бывшая жена Рахманова О.В.

Рахманов А.Н. с 2014 года является собственником  квартиры, площадью 35 кв.м, расположенной по адресу: ***.

На основании заключения межведомственной комиссии от 03.11.2016 назначенной Главой г. Ульяновска постановлением от 29.12.2006, многоквартирный дом №*** по ул. *** признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Ссылаясь на то обстоятельство, что мер по отселению граждан из аварийного дома до настоящего времени администрацией г. Ульяновска не принято, прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд указал, что истцы имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку дом, в котором они проживают, в установленном порядке признан аварийным и непригодным для проживания. 

Судебная коллегия полагает, что решение принято с нарушением норм материального права.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ).

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ).

Таким образом,  наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом вышеуказанных условий.

Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истцы не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не приняты на такой учет на момент обращения прокурора с иском в суд, основания для удовлетворения иска отсутствовали. При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а исковые требования прокурора Железнодорожного района, заявленные в интересах Рахманова Н.Н., Рахмановой О.В., Рахманова С.Н., Рахманова А.Н. о внеочередном обеспечении жилья по договору социального найма – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                  Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска 7 июля 2017 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Рахманова Николая Николаевича, Рахмановой Ольги Владимировны, Рахманова Сергея Николаевича, Рахманова Александра Николаевича о внеочередном предоставлении жилья по договору социального найма отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: