Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Снятие с учета нуждающихся в жилье
Документ от 03.10.2017, опубликован на сайте 13.10.2017 под номером 68983, 2-я гражданская, об оспаривании решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                 Дело № 33-4140/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             03 октября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Ипполитовой Лидии Павловны –                                                         Мусоева Тимура Джамолодиновича на решение Ленинского районного суда                      г. Ульяновска от 30 июня 2017 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Ипполитовой Лидии Павловны к администрации г. Ульяновска и Управлению муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска о возложении обязанности включить в реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Ипполитовой Л.П. – Мусоева Т.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ипполитова Л.П. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности включить в реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указала, что                                    29 июня 1999 года была включена в реестр граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, в составе семьи из одного человека. 07 апреля 2017 года обратилась в Управление муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска с заявлением о предоставлении информации о сроках выдачи сертификата на жильё, на что 12 апреля 2017 года получила ответ, из которого следует, что решением комиссии по учёту и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 21 мая 2015 года она исключена из очереди граждан, нуждающихся в жилье, в соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с обеспеченностью учётной нормой жилья. Основанием для принятия данного решения послужило то обстоятельство, что она одна зарегистрирована в однокомнатной квартире общей площадью 31,86 кв.м, расположенной по адресу***, собственником которой является её внук. Полагает указанное решение незаконным. Её внук Мороз М.С., *** года рождения, родился в г. Ульяновске, в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не переселялся, и не мог прибыть из г. Магадана в 1999 году в г. Ульяновск. В квартире, по адресу: ***, с ней не проживал, совместного хозяйства не вел. Кроме того, снятие её с учета по федеральной программе произошло спустя тринадцать лет с момента регистрации в вышеуказанной квартире, при этом на протяжении указанного периода времени администрация города Ульяновска знала о данном факте, однако это обстоятельство не являлось правовым основанием, влекущим прекращение у неё права на получение жилищной субсидии. Просила суд признать постановление Главы администрации города Ульяновска от 02 июня 2015 года № 3017 незаконным, обязать ответчика восстановить её в реестре граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Управление муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Мороз М.С. и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Ипполитовой Л.П. – Мусоев Т.Д. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Указывает, что суд не исследовал вопрос о праве истца на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Полагает, что предусмотренных законом обстоятельств, в силу которых Ипполитова Л.П. утрачивает право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, по делу не установлено. По мнению автора жалобы, вывод суда о том, что истец была вселена в жилое помещение Мороз М.С. в качестве члена семьи последнего, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Сам Мороз М.С. в квартире никогда не проживал, а истец проживает  на основании договора безвозмездного временного пользования от 10 декабря 2012 года.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Ипполитовой Л.П., третьего лица Мороз М.С., извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 28 июня 1999 года Ипполитова Л.П. обратилась в администрацию Ленинского района г. Ульяновска с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, в котором указала, что проживает в квартире, принадлежащей супругу ее дочери (М*** С.И.); с 1973 по 1996 год проживала в г. Магадане, где принадлежащую ей часть дома продала исполкому; в г. Ульяновске своего жилья не имеет.

Решением жилищной комиссии от 29 июня 1999 года (протокол № 38) Ипполитова Л.П. включена в очередь на жилье в составе семьи один человек.

С 25 февраля 2004 года Ипполитова Л.П. постоянно зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: ***.

Собственником квартиры *** дома *** по *** в г.Ульяновске является внук истца – Мороз М.С., *** года рождения, на основании договора купли-продажи 08 декабря 2003 года.

01 апреля 2009 года Ипполитова Л.П. обратилась в мэрию города Ульяновска с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в связи с тем, что относится к категории «граждан-северян» и состоит в очереди нуждающихся с 28 июня 1999 года.

07 апреля 2017 года Ипполитова Л.П. обратилась в Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска с заявлениями о предоставлении сведений о нахождении ее на учете граждан, нуждающихся в жилье, а также о времени получения денежного сертификата на приобретение жилья, как выехавшей из районов Крайнего Севера.

По результатам рассмотрения обращений Управлением муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в адрес Ипполитовой Л.П. 12 апреля 2017 года были направлены ответы, из содержания которых следует, что решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 21 мая 2015 года (протокол № 1) истец исключена из очереди граждан, нуждающихся в жилье в соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с обеспеченностью учетной нормой жилья, поскольку одна зарегистрирована в однокомнатной квартире общей площадью 31,86 кв.м по адресу: ***, собственником которого является внук Ипполитовой Л.П.

Решение комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска в отношении Ипполитовой Л.П. утверждено Постановлением Главы администрации города Ульяновска № 3017 от 02 июня 2015 года.

Полагая, что была исключена из очереди нуждающихся в жилье незаконно, Ипполитова Л.П. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Ипполитовой Л.П.

Вывод суда мотивирован, поводов не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) устанавливает, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 125-ФЗ осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Статья 1 действовавшего до 01 января 2003 года Федерального закона от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусматривала, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ было закреплено, что средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий. Предоставление средств на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, осуществляется под контролем законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Приведенные выше положения действующего в настоящее время, а также законодательства, действовавшего ранее (на момент выезда Ипполитовой Л.П. из района Крайнего Севера и постановки на учет нуждающихся), в том числе утративших силу Положений о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимися в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года № 1278 и от 03 августа 1996 года № 937, связывали право названной выше категории граждан на получении жилищных субсидий с их нуждаемостью в жилье.

Вопрос о нуждаемости Ипполитовой Л.П., переехавшей в 1996 году в г.Ульяновск из г.Магадана, в жилом помещении судом был исследован, в связи с чем утверждения в жалобе об обратном несостоятельны.

Судом также было установлено, что в г. Магадане Ипполитова Л.П. являлась собственником 9/88 долей жилого дома общей площадью 107,3 кв.м, которые по договору купли-продажи от 13 августа 1996 года истец продала администрации города Магадана за 13 493 330 руб.

На основании постановления администрации города Магадана № 988 от 16 апреля 1996 года Ипполитовой Л.П. была выплачена денежная компенсация в размере 13 493 330 руб. за освобождаемое жилье.

Статья 7 Федерального закона № 131-ФЗ, действовавшего на момент постановки Ипполитовой Л.П. на учет нуждающихся, предусматривала, что жилье государственного и муниципального жилищных фондов, занимаемое выезжающими гражданами по договору найма или аренды, а также приватизированное жилье подлежат обязательной сдаче (передаче) по месту жительства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья и регистрации этих граждан по новому месту жительства. Граждане, передавшие жилье по договору купли - продажи, имеют право на получение жилищных субсидий с вычетом из них стоимости переданного жилья.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

На момент постановки Ипполитовой Л.П. на учет действовала статья 29 Жилищного кодекса РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пункт 1 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации к числу граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относил имеющих обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; а пункт 6 той же нормы – проживающих длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющих другой жилой площади.

Статья 29 Жилищного кодекса РСФСР также предусматривала, что граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены общие правила предоставления жилого помещения по договору социального найма.

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1).

Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2).

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 13 июля 2005 года № 136 учетная норма площади жилого помещения составляет в г. Ульяновске 12 кв.м.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, которые свидетельствуют о том, что Ипполитова Л.П. обеспечена учетной нормой жилья как член семьи собственника жилого помещения, поскольку проживает в квартире общей площадью 32,66 кв.м, по адресу: ***, собственником которой является ее внук Мороз М.С.

Доводы стороны истца о том, что Ипполитова Л.П. никогда не проживала совместно с внуком в квартире по названному выше адресу, а потому не может быть признана членом его семьи, несостоятельны, и поводом для отмены судебного решения служить не могут.

В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом.

Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»  разъяснено, что  вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств.

Из материалов дела следует, что на момент постановки на учет нуждающихся Ипполитова Л.П. проживала совместно с семьей дочери - М*** О.Н., супругом последней М*** С.И. и внуком Мороз М.С. в квартире по адресу: ***.

В заявлении о постановке на учет нуждающихся Ипполитова Л.П. первоначально указала, что ее семья состоит из 4 человек (сама истец, дочь, зять, внук), а затем внесла исправления, указав, что ее семья состоит из одного человека.

Квартира по *** в г***, собственником которой является внук истца - Мороз М.С., *** года рождения, была приобретена по договору купли-продажи от 08 декабря 2003 года, когда внук Ипполитовой Л.П. находился в несовершеннолетнем возрасте.

Право собственности Мороз М.С. на квартиру по *** зарегистрировано 08 января 2004 года, и уже 25 февраля 2004 года Ипполитова Л.П. зарегистрирована в данной квартире в качестве бабушки собственника.

Доказательств существования иных оснований предоставления Ипполитовой Л.П. жилого помещения на момент ее вселения в квартиру не имеется.

Договор безвозмездного пользования квартирой от 10 декабря 2012 года, представленный впервые в суд первой инстанции при рассмотрении настоящего спора, выводы суда не опровергает.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу о наличии у ответчика оснований для снятия Ипполитовой Л.П. с учета нуждающихся в жилье, поскольку к числу нуждающихся Ипполитова Л.П. не относится, основания, в силу которых она была поставлена на учет, утрачены.

Доводы, приведенные представителем Ипполитовой Л.П. – Мусоевым Т.Д. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                 Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                                      представителя Ипполитовой Лидии Павловны –                                                         Мусоева Тимура Джамолодиновича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи