Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О выдаче удостоверения
Документ от 26.09.2017, опубликован на сайте 02.10.2017 под номером 68826, 2-я гражданская, о возложении обязанности выдать удостоверение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                          Дело № 33-3881/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 26 сентября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 июня 2017 года, по которому постановлено:

Исковые требования Барышова Евгения Александровича удовлетворить.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Министерство внутренних дел Российской Федерации выдать Барышову Евгению Александровичу удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом.

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Барышова Евгения Александровича расходы на оплату услуг представителя по 3000 руб. с каждого.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя УМВД России по Ульяновской области Инкиной О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Барышова Е.А. - Дегтярева А.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Барышов Е.А. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее – УМВД России по Ульяновской области), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России) о возложении обязанности выдать удостоверение.

В обоснование иска указал, что является пенсионером МВД России и состоит на пенсионном учете в УМВД России по Ульяновской области. В период с 11.05.1990 по 25.11.1990 выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Имеет удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 04.05.2013 ФГУ ГБ МСЭ по Ульяновской области ему была бессрочно установлена *** группа инвалидности с причинной связью - «заболевание получено в период военной службы».

Не согласившись с указанной причинной связью, он обратился в Российский Межведомственный Экспертный совет с просьбой о повторном рассмотрении данного вопроса.

14.12.2016 Межведомственным экспертным советом ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России г. Москва было принято решение, согласно которому причинная связь заболеваний, включенных в основной диагноз, и инвалидности с воздействием радиационного фактора установлена.

На основании указанного решения межведомственного экспертного совета ФГУ ГБ МСЭ по Ульяновской области с 01.05.2013 ему была установлена *** группа инвалидности бессрочно с причинной связью: «Заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».

29.12.2016 он обратился в УМВД России по Ульяновской области с заявлением о выдаче удостоверения инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, предоставив решение Федерального межведомственного экспертного совета от 14.12.2016 и иные необходимые документы.

УМВД России по Ульяновской области в выдаче удостоверения инвалида вследствие чернобыльской катастрофы ему отказало, поскольку при наличии двух действующих заключений разных уполномоченных органов о причинно-следственной связи заболеваний, вынесенных в различных формулировках, замена удостоверения «участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС» на удостоверение «получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС; ставшего инвалидом» невозможна. Полагал отказ незаконным.

Просил обязать УМВД России по Ульяновской области и МВД России выдать ему удостоверение для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, взыскать с ответчиков расходы на оплату услуг представителя в размере 9000 руб.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УМВД России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обосновании жалобы указывает, что заключением ВВК МСЧ причинно-следственная связь заболеваний Барышова Е.А. установлена в формулировке «заболевание получено в период военной службы», причинная связь с чернобыльской катастрофой не установлена. Указанное заключение не отменено и действует по настоящее время. Вместе с тем, в своем заключении ФМЭС связал имеющееся заболевание истца с радиационным воздействием. На запрос МВД России о разъяснении оснований установления причинной связи, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 592 утвержден исчерпывающий Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, из ФМЭС 22.02.2017 поступил ответ, из которого следует, что экспертным советом Барышову Е.А. установлено радиационное воздействие на заболевания, не входящее в вышеуказанный перечень, код международной классификации болезней, перечисленных в Перечне ФМЭС не указан.

Считает, что указанные обстоятельства являются доказательством несоответствия законодательству представленного Барышовым Е.А. заключения МЭС о наличии причинной связи.

Кроме того обращает внимание, что в ходе судебного разбирательства ответчику было отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении ФМЭС для участия в деле в качестве третьего лица. Вместе с тем, полагает, что ФМЭС могло дать необходимые разъяснения по делу.

Также указывает, что судом не принят во внимание довод УМВД России по Ульяновской области о том, что решение о наличии причинной связи принято не территориальным органом, обслуживающим Приволжский территориальный орган. При этом Министерство здравоохранения Ульяновской области к участию в деле привлечено не было, документы Барышова Е.А., послужившие основанием для направления на экспертное исследование в г. Москву из Министерства здравоохранения области судом не истребованы.

В возражении на апелляционную жалобу представитель Барышова Е.А. – Дегтярев А.В. просит решение суда оставить его без изменения, жалобу УМВД России по Ульяновской области – без удовлетворения.

Истец Барышов Е.А., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

Согласно ч. 4 ст. 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в период прохождения военной службы с 11.05.1990 по 22.09.1990 Барышов Е.А. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии непосредственно на объекте «***» Чернобыльской АЭС.

С 05.04.1993 по 10.05.2011 истец проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1990 году серии *** №*** выдано Барышову Е.А. 09 декабря 2011 года.

В настоящее время истец является пенсионером МВД России и состоит на пенсионном учете в УМВД России по Ульяновской области.

ФГУ ГБ МСЭ по Ульяновской области с 15.08.2011 Барышову Е.А. была установлена *** группа инвалидности.

04.05.2013 истцу установлена *** группа инвалидности бессрочно с причинной связью - «заболевание получено в период военной службы». Причинная связь установлена на основании заключения ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ульяновской области» от 12.08.2011 № ***.

14.12.2016 Межведомственным экспертным советом ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России г. Москва было принято решение (протокол № *** от 14.12.2016), согласно которому установлена причинная связь заболеваний, включенных в основной диагноз Барышова Е.А., и инвалидности с воздействием радиационного фактора.

На основании указанного решения межведомственного экспертного совета ФГУ ГБ МСЭ по Ульяновской области установило истцу *** группу инвалидности с 01.05.2013 бессрочно с причинной связью: «Заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».

Обращаясь 29.12.2016 в УМВД России по Ульяновской области с заявлением о выдаче удостоверения инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, истцом было представлено вышеуказанное решение межведомственного экспертного совета от 14.12.2016 и иные необходимые документы.

27.01.2017 Барышову Е.А. истцу отказано в выдаче соответствующего удостоверения со ссылкой на наличие свидетельства о болезни № *** от 06.07.2010 (ВКК МСЧ УВД Ульяновской области), которым причинно-следственная связь заболевания установлена с формулировкой – «заболевание получено в период военной службы», которое действует по настоящее время. Указано, что при наличии двух действующих в настоящее время заключений разных уполномоченных органов о причинно-следственной связи заболеваний, вынесенных в различных формулировках, замена удостоверения «участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС» на удостоверение «получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС; ставшего инвалидом» невозможно.

Разрешая спор и удовлетворяя требования Барышова Е.А. суд первой инстанции, дав оценку представленным сторонами доказательствам, пришел к выводу о том, что оснований для отказа в выдаче истцу удостоверения получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, у ответчиков не имелось. При этом суд исходил из того, что заявитель представил все необходимые документы, из числа перечисленных в п. 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы, утвержденного Приказами МЧС России № 728, Минздравсоцразвития России № 832, Министерства финансов России № 166н от 8 декабря 2006 года.

Судебная коллегия считает такой вывод законным и обоснованным.

Как следует из содержания ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.

Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Решением Межведомственного экспертного совета ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России г. Москва от 14.12.2016 установлена причинная связь заболеваний и инвалидности Барышова Е.А. с воздействием радиационного фактора.

Согласно справке МСЭ-2015 № *** от 29.12.2016 Барышову Е.А. установлена *** группа инвалидности с 01 мая 2013 года бессрочно, причина инвалидности - заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Поскольку решением межведомственного экспертного совета установлено, что причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности Барышова Е.А. является воздействие на организм радиационного фактора, суд принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований Барышова Е.А.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение Межведомственного экспертного совета ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России г. Москва от 14.12.2016 не является основанием для выдачи истцу удостоверения инвалида, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, при наличии двух противоположных заключений о причинной связи наступления инвалидности являются несостоятельными, поскольку основания для отказа в выдаче удостоверения предусмотренный пунктом 8 Порядка перечень оснований для отказа в выдаче удостоверения не содержит такого основания, как наличие иного ранее выданного заключения ВВК, которым причинная связь инвалидности с аварией на ЧАЭС не установлена.

Ссылка в жалобе на то, что имеющиеся у истца заболевания отсутствуют в перечне заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 № 59 не является основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку указанное обстоятельство не может лишить истца возможности установить причинную связь между имеющимися у него заболеваниями с выполнявшимися им работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС путем прохождения освидетельствования в межведомственных экспертных советах или иных уполномоченных органах, что им и было сделано.

Кроме того, в Определении Конституционного Суда РФ от 25.01.2007 № 20-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Малинина Владимира Федоровича на нарушение его конституционных прав частями седьмой и десятой статьи 24 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указано, что отсутствие в перечне того или иного заболевания не лишает гражданина возможности установить причинную связь имеющегося у него заболевания с выполнявшимися им работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС путем прохождения освидетельствования в межведомственных экспертных советах или иных уполномоченных органах; решения этих органов могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции.

Судебная коллегия, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец имеет право на меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем обязывает уполномоченный орган выдать Барышову Е.А. удостоверение гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, поскольку установлена причинно-следственная связь имеющихся у него заболеваний, с выполнявшимися работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС уполномоченным учреждением - Межведомственным экспертным советом ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России.

Указание в жалобе на неправомерный отказ суда в удовлетворении ходатайства о привлечении ФМЭС для участия в деле в качестве третьего лица с целью дачи необходимых разъяснений и непривлечение к участию в деле в качестве третьего лица Министерства здравоохранения Ульяновской области не влечет отмену обжалуемого решения, поскольку в силу ст. 43 ГПК РФ обязанность по привлечению к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, возлагается на суд в случае, если судебное постановление по делу может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон, что при рассмотрении данного спора не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения в обжалуемой части, поскольку не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                  

 

Судьи: