Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты
Документ от 19.09.2017, опубликован на сайте 02.10.2017 под номером 68816, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Санатуллова Ю.Р.                                                                            Дело № 33-3686/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 19 сентября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Головине В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Карташова Андрея Владимировича на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 28 июня 2017 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Карташова Андрея Владимировича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным решения Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Карташова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя УФСИН по Ульяновской области, ФСИН России Мошкова А.Ю., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Карташов А.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее – УФСИН России по Ульяновской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование иска указал, что 17.02.2014 обратился в ФСИН России с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив пакет документов.

Решением комиссии ФСИН России от 26.07.2016 ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году.

 

С указанным решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку с 29.03.1986 по настоящее время постоянно зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью 52,5 кв.м, расположенной по адресу: г. ***, в которой на момент подачи заявления также были зарегистрированы его мать, супруга и ребенок. Его супруга и ребенок зарегистрированы в указанной квартире с 11.12.2013, но фактически супруга проживала в ней с момента регистрации брака, а сын – с момента рождения.

До 2013 года его супруга и ребенок были зарегистрированы в квартире, принадлежащей матери супруги по адресу: ***, площадью 52,5 кв.м. В данной квартире помимо его сына и супруги было зарегистрировано еще 3 человека, соответственно обеспеченность жильем составляла 10,5 кв.м.

После регистрации в квартире по адресу: *** его супруги и сына, их жилищные условия, по сравнению с прежними, улучшились, поскольку обеспеченность жильем на каждого зарегистрированного члена семьи составила 13,12 кв.м.

Просил признать незаконным решение комиссии ФСИН России и обязать ответчиков поставить его на учет в качестве нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Карташов А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы ссылается на доводы искового заявления. Указывает, что регистрация в 2013 году его супруги и сына в квартире, расположенной по адресу: *** не связана с его дальнейшими действиями, направленными на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты. Также обращает внимание, что отказ от участия в приватизации вышеуказанной квартиры был осуществлен 2009 году, задолго до принятия Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Умысла на ухудшение жилищных условий он не имел.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Карташов А.В., майор внутренней службы, проходил службу в уголовно-исполнительной системе России в должности *** УФСИН России по Ульяновской области, ***.2017 уволен в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.

17.02.2014 истец обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив пакет документов. Выслуга Карташова А.В. на 17.02.2014 составляла 20 лет 03 месяца 28 дней.

Заявление истца рассмотрено территориальной подкомиссией УФСИН России по Ульяновской области 11.07.2014 с принятием решения о направлении пакета документов, представленных Карташовым А.В., в комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке истца с составом семьи 3 человека на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.

Решением комиссии ФСИН России от 26.07.2016 (протокол №***) Карташову А.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году.

Судом первой инстанции установлено, что Карташов А.В. с 24.04.1999 состоит в зарегистрированном браке с К*** (***) Е.Н. От брака имеют сына К*** Н*** А***, *** года рождения.

Супруга истца К*** Е.Н. и сын истца К*** Н.А. до 11.12.2013 были зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 52,5 кв.м. по адресу: ***, принадлежащем К*** Т.Н. (матери супруги истца). На дату их снятия с регистрационного учета по указанному адресу было зарегистрировано 5 человек.

Истец Карташов А.В. с 29.03.1986 постоянно зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ***, общей площадью 52,5 кв.м. Собственником указанной квартиры является К*** Н.И. (мать истца). С 11.12.2013 в указанном жилом помещении зарегистрированы супруга и сын истца.

До момента регистрации супруги и сына истца в квартире по адресу: *** было зарегистрировано два человека – истец и его мать, на каждого из которых приходилось по 26,25 кв.м.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Карташова А.В. о признании незаконным решения ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет, суд первой инстанции исходил из того, что действия истца и членов его семьи, выразившиеся в постановке на регистрационный учет по месту жительства истца его супруги и ребенка и снятии их с регистрационного учета в квартире, принадлежащей на праве собственности матери супруги, подпадают под признаки намеренного ухудшения жилищных условий.

Установив, что на момент обращения Карташова А.В. к ответчику с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения уровень обеспеченности Карташова А.В. и членов ее семьи (супруга и сын) общей площадью жилого помещения составил менее 15 кв.м (13,12 кв.м) на каждого члена семьи, до снятия с регистрационного учета 11.12.2013 супруги истца К*** Е.Н. и сына К*** Н.А. с регистрационного учета по адресу: г***, на каждого члена семьи истца приходилось по 15,75 кв.м, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для постановки Карташова А.В. на учет для получения данной выплаты. При этом суд пришел к выводу о том, что действия по регистрации супруги и сына в квартире по адресу: ***, совершены истцом непосредственно перед обращением с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, данные действия повлекли ухудшение жилищных условий сотрудника.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила).

В силу пункта 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Согласно п. 12 Правил, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.

Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в ст. 53 Жилищного кодекса РФ, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В силу ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, с 29.03.1986 Карташов А.В. был постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 52,5 кв.м. Квартира по адресу: ***, была передана в собственность К*** Н.И. (матери истца) в порядке приватизации на основании договора №*** от 03.09.2009, при этом, истец Карташов А.В., будучи зарегистрированным в указанной квартире, от участия в приватизации отказался.

При таких обстоятельствах районный суд пришел к верному выводу, что отказавшись от участия в приватизации жилого помещения в пользу матери, истец совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, с намерением приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере.

Оценив представленные сторонами доказательства, учитывая, что регистрация супруги и ребенка истца в жилом помещении, в котором он как член семьи собственника был обеспечен общей жилой площадью жилого помещения более 15 кв.м, а также его добровольный отказ от права приватизации этого жилого помещения, суд пришел к выводу, что данные действия могут свидетельствовать об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ дают право комиссии для отказа в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее, чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Доводы, приведенные истцом в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение правильность принятого решения и не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 28 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Карташова Андрея Владимировича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: