Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке
Документ от 26.09.2017, опубликован на сайте 06.10.2017 под номером 68805, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                 Дело № 33-3960/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            26 сентября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда                        г. Ульяновска от 27 июня 2017 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в интересах Трунова Алексея Александровича, Трунова Дмитрия Александровича, удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска предоставить во внеочередном порядке Трунову Алексею Александровичу и Трунову Дмитрию Александровичу с составом семьи 2 человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в виде отдельной квартиры общей площадью, равнозначной ранее занимаемому жилому помещению, в черте муниципального образования «город Ульяновск».

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Трунова Д.А., Трунова А.А., прокурора Данилова Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Трунова А.А. и Трунова Д.А. к администрации города Ульяновска о возложении обязанности предоставить жилое помещение. В обоснование иска указал, что Труновой Э.Ю. на основании жилищного ордера выделена комната площадью 14,71 кв.м в квартире *** дома *** по ул. *** в г. Ульяновске. В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают Трунов А.А. и Трунов Д.А., являющиеся членами семьи нанимателя. В соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации города Ульяновска от 03 ноября 2016 года дом *** по ул. *** в г. Ульяновске признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Однако меры по переселению граждан из аварийного жилья органом местного самоуправления до настоящего времени не приняты. Дальнейшее проживание Трунова А.А. и Трунова Д.А. в указанном жилом доме представляет угрозу их жизни и здоровью. Просил возложить на администрацию города Ульяновска обязанность предоставить Трунову А.А. и Трунову Д.А. по договору социального найма благоустроенного жилое помещение, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте муниципального образования «г. Ульяновск».

Рассмотрев спор по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не предоставлено по причине отсутствия в бюджете города денежных средств на приобретение жилых помещений. Обращает внимание, что органы местного самоуправления самостоятельны в выборе средств осуществления закрепленных за ними обязанностей, и сами определяют объем расходов местных бюджетов на те или иные мероприятия и сроки решения поставленных задач. Любые акты контрольно-надзорных либо судебных органов, ограничивающие самостоятельность, противоречат Конституции Российской Федерации. Кроме того, считает, что признание дома аварийным и подлежащим сносу не является основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 01 ноября 1989 года на основании решения районного исполкома № *** от 19 октября 1989 года Трунову Александру Анатольевичу (отцу истцов) был выдан ордер № *** на семью из 4 человек (Трунов Александр Анатольевич (отец истцов), Трунова Эльвира Юрьевна (мать истцов), Трунов Алексей Александрович, Трунов Дмитрий Александрович (истцы)) на право занятия жилого помещения – одной комнаты в квартире *** дома *** по ул. *** в г. Ульяновске.

13 мая 1996 года Труновой Э.Ю. на состав семьи 3 человека (Трунова Э.Ю., сыновья – Трунов А.А., Трунов Д.А.) в связи с разделом лицевого счета выдан ордер № *** на право занятия комнаты площадью 14,71 кв.м, в квартире *** дома *** по ул.*** в г. Ульяновске.

Постановлением главы города Ульяновска № 5368 от 01 декабря 2006 года утверждено решение комиссии по учету и распределению жилой площади при администрации города Ульяновска о перенумерации квартир в доме *** по ул.*** в г. Ульяновске, согласно которому квартира *** перенумерована в квартиру 2.

В настоящее время в комнате площадью 14,71 кв.м в квартире 2 дома 70 по ул.Локомотивной в г. Ульяновске зарегистрированы Трунов А.А., Трунов Д.А.

Заключением межведомственной комиссии от 03 ноября 2016 года многоквартирный жилой дом *** по ул. *** в г. Ульяновске признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Полагая, что в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, истцам должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах Трунова А.А. и Трунова Д.А. и, возлагая на администрацию г.Ульяновска обязанность предоставить истцам на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г.Ульяновска, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный жилой дом, в котором находится квартира истцов, заключением межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем на основании статей 85, 87 Жилищного кодекса Российской Федерации администрация города Ульяновска обязана предоставить истцам жилое помещение, отвечающие признакам, установленным ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. 

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Законом Ульяновской области от 06 июня 2007 года № 83-ЗО «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма», Законом Ульяновской области от 02 ноября 2005 года № 110-ЗО «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Ульяновской области» установлен порядок признания граждан малоимущими (в том числе порядок определения дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению для признания граждан малоимущими) в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Ульяновской области.

Поскольку до 1 января 2005 года (введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) никто из истцов не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости истцов в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Наличие одного лишь факта признания многоквартирного жилого дома, где находится жилое помещение, занимаемое истцами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

При разрешении спора и удовлетворении иска судом не было принято во внимание, что семья истцов малоимущей в установленном законом порядке не признана.

Из пояснений истцов в суде апелляционной инстанции и материалов дела следует, что никто из Труновых не обращался в администрацию города Ульяновска с заявлениями о признании семьи малоимущей в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах вывод суда о наличии оснований для возложения на администрацию города Ульяновска обязанности по предоставлению истцам благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке является преждевременным.

В силу изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным, на основании ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Трунова Д.А., Трунова А.А. к администрации города Ульяновска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                  Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 июня 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Трунова Алексея Александровича, Трунова Дмитрия Александровича к администрации города Ульяновска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи