Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственным средством
Документ от 19.09.2017, опубликован на сайте 27.09.2017 под номером 68670, 2-я гражданская, о понуждении к своевременному оформлению рецептов на лекарственный препарат и обеспечению лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тудиярова С.В.                                                 Дело № 33-3875/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             19 сентября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 июля 2017 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда              Ульяновской области в интересах Мастрюковой Татьяны Евгеньевны удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Мастрюкову Татьяну Евгеньевну, *** года рождения, лекарственным препаратом *** в соответствии с рецептом серии *** № ***.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Мастрюковой Т.Е. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности обеспечить лечение инвалида лекарственным средством. В обоснование иска указал, что Мастрюкова Т.Е. является инвалидом *** группы (с детства), в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам врача. 03 мая 2017 года лечащим врачом федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее - ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России) Мастрюковой Т.Е. был выписан рецепт серии *** № *** на получения лекарственного препарата ***. При обращении Мастрюковой Т.Е. в аптечное учреждение АО «УльяновскФармация» в выдаче указанного медицинского препарата было отказано по причине его отсутствия в аптечной сети. Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца жизненно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав на бесплатную медицинскую помощь и является незаконным. Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Мастрюкову Т.Е. лекарственным препаратом *** в соответствии с рецептом от 03 мая 2017 года серии *** № ***.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что Министерство производило закупку лекарственного препарата *** по государственному контракту. Полагает, что необеспечение Мастрюковой Т.Е. лекарственным препаратом возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Просит учесть, что согласно сведениям Региональной информационной системы Мастрюкова Т.Е. лекарственным препаратом *** обеспечивается. Обращает внимание, что у рецепта от 03 мая 2017 года серии *** № *** истек срок годности, в связи с чем возможность обеспечения данным лекарственным препаратом по указанному рецепту отсутствует.

В возражениях на апелляционную жалобу Мастрюкова Т.Е., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мастрюкова Т.Е. является инвалидом *** группы с детства. В связи с имеющимся заболеванием Мастрюкова Т.Е. нуждается в приеме лекарственного препарата ***.

03 мая 2017 года Мастрюковой Т.Е. лечащим врачом был выписан рецепт на получение медицинского препарата ***, однако данный препарат ей по указанному рецепту предоставлен не был.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Мастрюковой Т.Е. лекарственным средством по рецепту врача, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по обеспечению Мастрюковой Т.Е. необходимым ей лекарственным препаратом по рецепту лечащего врача лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного  закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890, неработающие инвалиды второй группы подлежат обеспечению бесплатно всеми лекарственными препаратами. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является в настоящем споре надлежащим ответчиком.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Мастрюкова Т.Е.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение Мастрюкова Т.Е. лекарственным препаратом *** осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.  

Доводы жалобы о невозможности обеспечения истца лекарственным препаратом по рецепту, срок годности которого истек, не могут быть приняты во внимание, поскольку нуждаемость Мастрюковой Т.Е. в лекарственном препарате *** носит постоянный характер.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области               от 11 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                            Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи