Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке
Документ от 19.09.2017, опубликован на сайте 27.09.2017 под номером 68665, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Вериялова Н.В.                                                 Дело № 33-3445/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             19 сентября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 31 мая 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Терехиной Веры Тихоновны, Терехина Андрея Анатольевича, Суховой Елены Анатольевны, Сухова Александра Алексеевича, несовершеннолетнего С*** С*** В*** удовлетворить.

Обязать Администрацию города Ульяновска предоставить Терехиной Веры Тихоновны, Терехина Андрея Анатольевича, Суховой Елены Анатольевны, Сухова Александра Алексеевича, несовершеннолетнего С*** С*** В*** на состав семьи пять человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г.Ульяновска.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Терехиной В.Т., Терехина А.А., Суховой Е.А., высказавших возражения по доводам жалобы, прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Терехиной В.Т., Терехина А.А., Суховой Е.А., Сухова А.А., несовершеннолетнего С*** С.В. обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Терехиной В.Т. на основании ордера была выделена двухкомнатная квартира площадью 46,7 кв.м, расположенная по адресу: ***. В указанном жилом помещении в настоящее время зарегистрированы и проживают Терехина В.Т., Терехин А.А., Сухова Е.А., Сухов А.А., С*** С.В. Заключением межведомственной комиссии администрации города Ульяновска дом *** признан аварийным и подлежащим сносу. Однако, меры по переселению граждан из аварийного жилья, в том числе нанимателя указанного жилого помещения и членов его семьи, органом местного самоуправления до настоящего времени не приняты. Просил возложить на администрацию г. Ульяновска обязанность предоставить семье истцов по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г.Ульяновска, на состав семьи из пяти человек: Терехина Вера Тихоновна (наниматель), Терехин Андрей Анатольевич, Сухова Елена Анатольевна, Сухов Александр Алексеевич, С*** С*** В***.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что решение о сроках переселения граждан из спорного жилого дома администрацией г.Ульяновска не принято, финансовые средства на переселение граждан из спорного аварийного дома в бюджете города на 2017 год не предусмотрены. В настоящее время рассмотреть вопрос о предоставлении гражданам жилого помещения не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств. Просит учесть, что органы местного самоуправления самостоятельны в выборе средств осуществления закрепленных за ними обязанностей  и сами определяют объем расходов местных бюджетов на те или иные мероприятия и сроки решения поставленных задач. Любые акты контрольно-надзорных либо судебных органов, ограничивающие данную самостоятельность, противоречат Конституции Российской Федерации и являются незаконными. Кроме того, считает, что признание спорного дома аварийным и подлежащим сносу не является основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Сухова А.А., представителей ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 февраля 2002 года Терехиной В.Т. выдан ордер № *** на право занятия с составом семьи четыре человека (Терехина В.Т., Терехин А.А., Сухова Е.А., Сухов А.А.) жилого помещения – квартиры *** дома ***.

В указанном жилом помещении в настоящее время зарегистрированы: Терехина В.В. (наниматель), Терехин А.А. (сын), Сухова Е.А. (дочь), Сухов А.А. (внук), С*** С.В. (внук).

Заключением межведомственной комиссии от 04 июля 2013 года многоквартирный жилой дом *** по *** признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Полагая, что в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, истцам должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах Терехиной В.Т., Терехина А.А., Суховой Е.А., Сухова А.А., несовершеннолетнего С*** С.В. и, возлагая на администрацию г.Ульяновска обязанность предоставить истцам на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г.Ульяновска, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный жилой дом, в котором находится квартира истцов, заключением межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем на основании статей 85, 87 Жилищного кодекса Российской Федерации администрация города Ульяновска обязана предоставить истцам жилое помещение, отвечающие признакам, установленным ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. 

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Законом Ульяновской области от 06 июня 2007 года № 83-ЗО «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма», Законом Ульяновской области от 02 ноября 2005 года № 110-ЗО «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Ульяновской области» установлен порядок признания граждан малоимущими (в том числе порядок определения дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению для признания граждан малоимущими) в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Ульяновской области.

Поскольку до 1 января 2005 года (введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) никто из истцов не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости истцов в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Наличие одного лишь факта признания многоквартирного жилого дома, где находится жилое помещение, занимаемое истцами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

При разрешении спора и удовлетворении иска судом не было принято во внимание, что семья истцов малоимущей в установленном законом порядке не признана.

Из пояснений истцов в суде апелляционной инстанции следует, что никто из них не обращался в администрацию города Ульяновска с заявлениями о признании семьи малоимущей в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах вывод суда о наличии оснований для возложения на администрацию города Ульяновска обязанности по предоставлению истцам благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке является преждевременным.

В силу изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным, на основании ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Терехиной Веры Тихоновны, Терехина Андрея Анатольевича, Суховой Елены Анатольевны, Сухова Александра Алексеевича, несовершеннолетнего Савельева Сергея Владимировича, к администрации города Ульяновска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 31 мая 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Терехиной Веры Тихоновны, Терехина Андрея Анатольевича, Суховой Елены Анатольевны, Сухова Александра Алексеевича, несовершеннолетнего С*** С*** В***, к администрации города Ульяновска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи