Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Расторжение договора на целевое обучение
Документ от 19.09.2017, опубликован на сайте 27.09.2017 под номером 68655, 2-я гражданская, о расторжении договора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                  Дело № 33-3880/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                           19 сентября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Бесединой Елены Федоровны на решение Ленинского районного суда                              города  Ульяновска от 06 июня 2017 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении иска Бесединой Елены Федоровны к                        Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия               Ульяновской области о расторжении договора о целевом обучении № *** от 09.07.2015, договора о предоставлении стипендии отказать полностью.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца  Бесединой Е.Ф. Аминовой О.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Беседина Е.Ф. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о расторжении договора о целевом обучении от ***.2015 № ***, договора о предоставлении стипендии.

В обоснование требований указала, что ***2015 между ней и Министерством здравоохранения Ульяновской области (далее – Министерством) был заключен договор о целевом обучении № ***, в соответствии с условиями которого она обязалась освоить образовательную программу высшего профессионального образования в интернатуре по специальности «***», реализуемую в ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе послевузовского профессионального образования и заключить трудовой договор (контракт) с медицинской организацией государственной системы здравоохранения Ульяновской области, по направлению Министерства здравоохранения Ульяновской области, а Министерство обязалось организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом. В соответствии с п. 3 договора Министерство обязалось предоставлять ей меры социальной поддержки. В соответствии с п. 5 договора она обязалась заключить трудовой договор (контракт) с медицинской организацией, государственной системы здравоохранения Ульяновской области, по направлению Министерства, не позднее чем через один месяц со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации; проработать по направлению Министерства в медицинской организации государственной системы здравоохранения Ульяновской области по трудовому договору не менее пяти лет в должности, соответствующие уровню и профилю полученного профессионального образования.

Также между ней и Министерством был заключен договор о предоставлении стипендии, в соответствии с условиям которого Министерство обязалось предоставлять ей меру социальной поддержки в виде ежемесячной стипендии в размере 500 рублей в течение периода обучения, а она, в свою очередь, обязалась по завершении обучения (не позднее одного месяца со дня получения соответствующего документа об образовании и свидетельства об аккредитации) трудоустроиться в соответствии со специальностью, полученной по целевому обучению, и непрерывно в течение пяти лет работать в медицинской организации, подведомственной Министерству, по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с заключенным трудовым договором.

В связи с вступлением в брак и изменением места жительства она обратилась в Министерство с заявлением о расторжении указанных договоров. Однако письмом от 31.08.2016 Министерство в удовлетворении её требования отказало.

Просила расторгнуть договор о целевом обучении от ***.2015 № *** и договор о предоставлении стипендии, заключенные между ней и Министерством здравоохранения Ульяновской области.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Беседина Е.Ф. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что заключение брака и изменение места жительства является существенным изменением обстоятельств, которые дают основание для расторжения спорных договоров. Обращает внимание, что о наступлении указанных обстоятельств при заключении договоров она предвидеть не могла.

Дело рассмотрено в отсутствие  истицы Бесединой  Е.Ф., представителя ответчика  Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, представителя третьего лица  Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 55 федерального закона от 29.12.2012  «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Согласно  ст. 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных ими в соответствии со статьей 100 настоящего Федерального закона контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи, и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.

Существенными условиями договора о целевом приеме являются:

1) обязательства организации, осуществляющей образовательную деятельность, по организации целевого приема гражданина, заключившего договор о целевом обучении;

2) обязательства органа или организации, указанных в части 3 настоящей статьи, по организации учебной и производственной практики гражданина, заключившего договор о целевом обучении.

Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи и заключившими договор о целевом обучении (к указанным мерам могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки);

2) обязательства органа или организации, указанных в части 3 настоящей статьи, и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией;

3) основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.

7. Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в части 3 настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Орган или организация, указанные в части 3 настоящей статьи, в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.

8. Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также их типовые формы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 13 Постановления Правительства РФ от 27.11.2013 № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» (вместе с  «правилами заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении») договор о целевом приеме и договор о целевом обучении расторгаются по соглашению сторон (в том числе в связи с отчислением гражданина из образовательной организации), в связи с обстоятельствами, не зависящими от воли гражданина и образовательной организации, в том числе в связи с ликвидацией образовательной организации, органа или организации, смертью гражданина, а также в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что  09.07.2015 между  Бесединой Г.Ф. (до брака Б***) и Министерством здравоохранения Ульяновской области заключен договор о целевом обучении № ***, в соответствии с условиями которого гражданин обязуется освоить образовательную программу высшего профессионального образования в интернатуре по специальности «***», реализуемую в ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе послевузовского профессионального образования и заключить трудовой договор (контракт) с медицинской организацией государственной системы здравоохранения Ульяновской области, по направлению Министерства здравоохранения Ульяновской области, а Министерство обязуется организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом.

В соответствии с п. 3 договора Министерство обязано: а) предоставлять гражданину меры социальной поддержки; б) организовать прохождение гражданином практики в соответствии с учебным планом; в) обеспечить в соответствии с полученной квалификацией трудоустройство гражданина в медицинской организации государственной системы здравоохранения Ульяновской области, по направлению Министерства.

В силу  п. 5 договора Беседина Е.Ф.  обязана в том числе заключить трудовой договор (контракт) с медицинской организацией, государственной системы здравоохранения Ульяновской области, по направлению Министерства, не позднее чем через 1 месяц со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации;  возместить Министерству в течение трёх месяцев расходы, связанные с предоставлением ей мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ей мер социальной поддержки, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных настоящим договором; проработать по направлению Министерства в медицинской организации государственной системы здравоохранения Ульяновской области по трудовому договору не менее пяти лет в должности, соответствующие уровню и профилю полученного профессионального образования.

Пунктом 7 договора предусмотрены основаниями для освобождения истицы от исполнения обязательств по трудоустройству: а) наличие заболеваний, препятствующих трудоустройству в организацию, указанную в пункте в) пункта 3 Раздела II настоящего договора, и подтвержденных заключениями уполномоченных органов; б) признание в установленном порядке одного из родителей, супруга (супруги) инвалидом I или  II группы, установление ребенку гражданина категории «ребенок-инвалид», если работа по трудовому договору (контракту) предоставляется не по месту постоянного жительства родителей супруги (супруга) или ребенка; в) признание гражданина в установленном порядке инвалидом I или  II группы; гражданин является супругом (супругой) военнослужащего, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, если работа по трудовому договору  (контракту) предоставляется не по месту службы супруга (супруги).

Кроме того, 24.12.2015 между Министерством и Бакшеевой Е.Ф. (студентом) был заключен договор о предоставлении стипендии, в соответствии с  п. 2.2.1. Министерство предоставляло Бакшеевой Е.Ф. меру социальной поддержки в виде ежемесячной стипендии в размере 500 рублей в течение периода обучения.

В досудебном порядке соглашение между истицей и ответчиком о расторжении оспариваемых договоров достигнуто не было.

Как следует из представленных документов, Беседина (до брака Б***) Е.Ф. ***  заключила брак с Б***  И.Г. и с указанного времени она зарегистрирована и проживает совместно с мужем в  городе ***.

Настаивая на расторжении договора о целевом обучении от ***.2015 за № *** и договора о предоставлении мер социальной поддержки на период обучения (выплата стипе6ндии) Беседина Е.Ф. указывает на то, что ее муж проживает и работает в городе *** в ООО «***» с ***2010 в должности ***.

Однако само по себе вступление истицы в брак не является обстоятельством, которое являлось бы основанием для расторжения в судебном порядке оспариваемых договоров о целевой подготовке и выплате  стипендии, поскольку такого основания расторжения договора и освобождения от исполнения обязательств по трудоустройству не предусмотрено как самим договором, так и действующим законодательством.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 451 ГК РФ изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Из указанной нормы права следует, что условием реализации данного способа расторжения договора является то, что наступившие обстоятельства должны являться на момент заключения договора заведомо непредвиденными для сторон.

Суд пришел к правильному выводу о том, что заключение истцом брака и намерение проживать по месту жительства супруга не является существенным изменением обстоятельств, дающим основание для расторжения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ, поскольку такие обстоятельства стороны могли разумно предвидеть при заключении договора.

Доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда, а лишь выражают несогласие с ним, основаны на неверном понимании норм материального права, поэтому не могут повлечь отмену или изменение решения суда.

С учетом изложенного решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                            от 06 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу               Бесединой Елены Федоровны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: