Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обепспечекние жильем детей-сирот
Документ от 19.09.2017, опубликован на сайте 27.09.2017 под номером 68609, 2-я гражданская, о предоставления жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                  Дело № 33-3744/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             19 сентября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Данилова Е.В.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение                                    Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 июня 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах Казаковой Дарьи Валерьевны к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта                   Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить  Казакову Дарью Валерьевну специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В.,   возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Казаковой Д.В., обратился в суд с иском к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта                  Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указано следующее. В ходе прокурорской проверки установлено, что Казакова Д.В., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Её мать – К*** Е.В. решением Ленинского районного суда города  Ульяновска от *** лишена родительских прав в отношении дочери, отец - К*** В.В. решением Ленинского районного суда города Ульяновска от *** также был лишен родительских прав в отношении дочери.

Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 18.02.2011 № *** над несовершеннолетней Казакова Д.В. было установлено попечительство, попечителем назначена К*** З.И.

Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 20.06.2012 № *** Казакова Д.В. поставлена на учет как не имеющая закрепленного жилого помещения.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от ***.2014 Казакова Д.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда                     Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Просил признать незаконным бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта                  Ульяновской области и обязать ответчика обеспечить Казакову Д.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения в городе Ульяновске.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области и Министерство образования и науки Ульяновской области.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено Казаковой Д.В. по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. При этом ответчик не оспаривает право Казаковой Д.В. на обеспечение жилым помещением в установленном законом порядке. Кроме того, считает, что предоставление истице первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 № 466-П Казакова Д.В. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 4000 рублей с приложением соответствующих документов.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района города Ульяновска просит решение суда оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.  

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Казакова Д.В., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что её мать - К*** Е.В. решением Ленинского районного суда города  Ульяновска от *** лишена родительских прав в отношении дочери, отец - К*** В.В. решением Ленинского районного суда города  Ульяновска от *** также лишен родительских прав в отношении дочери.

Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 18.02.2011 № *** над несовершеннолетней Казаковой Д.В. было установлено попечительство, попечителем назначена К*** З.И.

Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 20.06.2012 № *** Казакова Д.В. поставлена на учет как не имеющая закрепленного жилого помещения.

В настоящее время Казакова Д.В. проживает совместно с К*** З.И. по адресу: ***, в квартире, принадлежащей К*** З.И. на праве собственности.

По сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием                       «Бюро технической инвентаризации» в собственности объектов недвижимости Казакова Д.В. не имеет.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от ***2014 Казакова Д.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Исходя из этого, суд правильно пришел к выводу о том, что Казакова Д.В. не обеспечена жилым помещением. При этом, вывод суда о том, что исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Казаковой Д.В. к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г.                 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 данной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований об  обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Право Казаковой Д.В. на компенсацию расходов за наем (поднаем) жилья в размере 4000 руб. в месяц, не лишает ее права на своевременное обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                        Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта                      Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                            Судьи: