Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке
Документ от 12.09.2017, опубликован на сайте 18.09.2017 под номером 68476, 2-я гражданская, об обязании обеспечить указанных лиц благоустроенным жильем, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шлейкин М.И.                                                   Дело № 33-3302/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             12 сентября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области  от 05 июня 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Бороденкова Николая Константиновича, Бороденковой Татьяны Викторовны, Б*** В*** Н***, Б*** К*** Н***, Б*** У*** Н***, Кузнецова Сергея Александровича, Кузнецовой Юлии Вячеславовны, К*** А*** С***, П*** Д*** В***, К*** В*** С*** к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления удовлетворить частично.

Обязать муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области предоставить по договору социального найма Бороденкову Николаю Константиновичу на состав семьи из пяти человек, включая супругу Бороденкову Татьяну Викторовну и несовершеннолетних детей Б*** В*** Н***, Б*** К*** Н***, Б*** У*** Н***, благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 34,2 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте *** Ульяновской области.

Обязать муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области предоставить по договору социального найма Кузнецову Сергею Александровичу на состав семьи из пяти человек, включая супругу Кузнецову Юлию Вячеславовну и несовершеннолетних детей К*** А*** С***, П*** Д*** В***, К*** В*** С***, благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 29,25 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте *** Ульяновской области либо с их согласия в *** Ульяновской области.

В остальной части требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области Назарова А.В., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Бороденкова Н.К., Бороденковой Т.В., Б*** В.Н., Б*** К.Н., *** У.Н., Кузнецова С.А., Кузнецовой Ю.В., К*** А.С., П*** Д.В., К*** В.С. к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области (далее – МУ «Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области) о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указал, что семья Бороденковых на основании договора социального найма проживала по адресу: ***. Семья Кузнецовых  на основании договора социального найма занимала в доме по тому же адресу квартиру ***. В связи с имевшим место 10 августа 2014 года пожаром занимаемые указанными семьями квартиры были полностью уничтожены. Заключением межведомственной комиссии жилой дом по названному выше адресу в установленном законе порядке признан аварийным и подлежащим сносу. Однако, несмотря на это, ответчиком исчерпывающих мер по предоставлению семьям истцов другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не принято. Просил суд обязать ответчика обеспечить семьи Бороденковых и Кузнецовых благоустроенными жилыми помещениями, пригодными для проживания на территории муниципального образования «Сенгилеевское городское поселение», по норме предоставления.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МУ «Администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда в части обеспечения семьи Кузнецовых благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, просит решение в данной части отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что наличие одного лишь факта признания жилого помещения, в котором проживала семья Кузнецовых, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения семьи жилым помещением по договору социального найма. Указывает, что судом не было учтено, что семья Кузнецовых малоимущей в установленном законом порядке не признана, а также не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Полагает, что данные обстоятельства имеют существенное значение для разрешения вопроса о предоставлении семье Кузнецовых жилого помещения по договору социального найма.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора № *** социального найма жилого помещения от 08 апреля 2013 года Кузнецову С.А. предоставлено жилое помещение: однокомнатная квартира, общей площадью 29,25 кв.м, расположенная по адресу: ***.

Бороденков Н.К. на основании договора № *** социального найма жилого помещения от 02 декабря 2009 года является нанимателем квартиры *** дома *** по ***.

Заключением межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 22 сентября 2014 года занимаемые семьями Бороденковых и Кузнецовых квартиры признаны непригодными для проживания в связи с имевшим место 10 августа 2014 года пожаром, а многоквартирный жилой дом по адресу: ***, - аварийным и подлежащим сносу.

Семье Бороденковых для временного проживания ответчиком было предоставлено жилое помещение по адресу: ***, общей площадью 58,9 кв.м, а семье Кузнецовых – квартира ***, общей площадью 52,2 кв.м, того же дома по ***.

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 30 апреля 2015 года Бороденкова Т.В. с составом семьи 5 человек принята на учет вне очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Семья Кузнецовых на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, с заявлением о признании их малоимущими Кузнецовы к ответчику не обращались.

Решение суда в части возложения на МУ «Администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области обязанности предоставить по договору социального найма Бороденкову Николаю Константиновичу на состав семьи из пяти человек, включая супругу Бороденкову Татьяну Викторовну и несовершеннолетних детей Б*** В*** Н***, Б*** К*** Н***, Б*** У*** Н***, благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 34,2 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте *** Ульяновской области, основано на нормах материального права, лицами, участвующими в деле не обжалуется, и предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

 

Удовлетворяя исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Кузнецовых и, возлагая на МУ «Администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области обязанность предоставить семье Кузнецовых на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте ***!.п. Цемзавод Сенгилеевского района!% Ульяновской области, суд первой инстанции исходил из того, что жилой дом, в котором находится квартира истцов Кузнецовых, заключением межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем на основании статей 85, 87 Жилищного кодекса Российской Федерации МУ «Администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области  обязана предоставить Кузнецовым жилое помещение, отвечающие признакам, установленным ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. 

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Законом Ульяновской области от 06 июня 2007 года № 83-ЗО «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма», Законом Ульяновской области от 02 ноября 2005 года № 110-ЗО «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Ульяновской области» установлен порядок признания граждан малоимущими (в том числе порядок определения дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению для признания граждан малоимущими) в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Ульяновской области.

Поскольку до 1 января 2005 года (введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) никто из истцов Кузнецовых не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости Кузнецовых в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Наличие одного лишь факта признания многоквартирного жилого дома, где находится жилое помещение, занимаемое Кузнецовыми на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

При разрешении спора и удовлетворении иска судом не было принято во внимание, что семья Кузнецовых малоимущей в установленном законом порядке не признана.

Из материалов дела следует, что никто из семьи Кузнецовых не обращался в администрацию муниципального образования «Сенгилеевский район» с заявлениями о признании семьи малоимущей в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах вывод суда о наличии оснований для возложения на муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области обязанности по предоставлению Кузнецовым благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке является преждевременным.

В силу изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным, на основании ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Кузнецова Сергея Александровича, Кузнецовой Юлии Вячеславовны, К*** А*** С***, П*** Д*** В***, К*** В*** С*** к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области  от 05 июня 2017 года отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Кузнецова Сергея Александровича, Кузнецовой Юлии Вячеславовны, К*** А*** С***, П*** Д*** В***, К*** В*** С*** к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Кузнецова Сергея Александровича, Кузнецовой Юлии Вячеславовны, К*** А*** С***, П*** Д*** В***, К*** В*** С*** к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи