УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Токунов Д.В. Дело № 33-3497/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
05 сентября 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Фоминой В.А.,
при секретаре
Штукатурове С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области на решение Инзенского
районного суда Ульяновской области от 22 июня 2017 года, по которому
постановлено:
Уточненные исковые
требования Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области к Министерству
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обеспечить
Долгову Валерию Сергеевну жилым помещением на основании договора найма
специализированного жилого помещения по месту выявления и первичного устройства
под опеку (попечительство) в *** Ульяновской области.
Орган опеки и
попечительства администрации МО «Инзенский район» от гражданско-правовой
ответственности освободить.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., мнение
прокурора Сальникова А.А.,
полагавшего решение суда законны и обоснованным,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Инзенский
межрайонный прокурор Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Долговой
В.С. к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области о возложении
обязанности обеспечить жилым помещением. В обоснование иска указал, что Долгова
В.С., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей: её мать – Д*** М.Г. решением Инзенского районного
суда Ульяновской области от *** лишена родительских прав, отец – Д*** С.А. умер
***. Жилья в собственности Долгова В.С. не имеет. ***2014 Долгова В.С.
включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лиц из их числа, не имеющих жилой площади и подлежащих обеспечению жилыми
помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до
настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Просил признать
незаконным бездействие Министерства промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и обязать
ответчика обеспечить Долгову В.С. специализированным благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения в *** Ульяновской области.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине
отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых
помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права
на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает
права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства
Ульяновской области от 14.10.2014
№ 466-П Долгова В.С. может обратиться в Министерство с заявлением о
назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения
в размере 4000 рублей с приложением соответствующих документов
Дело рассмотрено в
отсутствие Долговой В.С., Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства
надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Из материалов дела
следует, что Долгова В.С., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей: её мать – Д*** М.Г.
решением Инзенского районного суда Ульяновской области от *** лишена родительских прав, отец – Д***
С.А. умер ***. Постановлением администрации муниципального образования
«Инзенский район» Ульяновской области от *** над несовершеннолетней Долговой
В.С. установлена опека.
В
настоящее время Долгова В.С. проживает по адресу: ***, в квартире своего
опекуна, жилых помещений в собственности не имеет.
***.2014 Долгова
В.С. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями
специализированного жилищного фонда Ульяновской области.
Поскольку Долгова
В.С. до настоящего времени жильем в установленном законом порядке не
обеспечена, Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области обратился в
суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Инзенского
межрайонного прокурора Ульяновской области, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Согласно ч. 1 ст.
109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма
специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 указанного Закона, по
достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной
дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных
законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть
предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими
возраста 18 лет.
Орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1
ст.8 поименованного Закона.
Таким образом,
федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых
помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам,
указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу
относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в
собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в
образовательном учреждении.
При этом ни ст. 8
Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность
внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по
договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории
граждан.
В соответствии с ч.2
ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»
от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями
по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство),
в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по
месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации,
в том числе в учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту
трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях,
учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы
здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по
окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в
исправительных учреждениях на территории Ульяновской области; 4) по месту
жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой
(попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения
ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания
ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.
Поскольку Долгова
В.С., относящаяся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем,
достигла совершеннолетия, жилья на праве собственности либо по договору
социального найма не имеет, суд пришел к правильному выводу о том, что она
подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением по
договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
Доводы, приведенные
Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия
жилья на территории муниципального образования и наличия очередности среди
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь
отмену решения суда.
Согласно положениям
вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации
списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет своей целью
определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования
(объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем таких детей.
Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми
помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как
и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в
обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма
специализированного жилого помещения.
Ссылки в жалобе на
возможность получения компенсации за наем жилья основанием к отмене решения
суда не являются, так как не освобождают ответчика от возложенных на него
обязанностей.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Инзенского районного суда Ульяновской
области от 22
июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: