Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Досрочное назнаение пенсии в связи с лечебной деятельностью
Документ от 05.09.2017, опубликован на сайте 21.09.2017 под номером 68400, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                             Дело № 33-3113/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                         5 сентября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Васильевой Розы Николаевны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 мая 2017 года, по которому постановлено:

 

Иск Васильевой Р.Н. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) включить в специальный стаж Васильевой Розы Николаевны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды ее работы с 01 августа 1990 года по 19 октября 1993 года в качестве участкового терапевта в поликлинике ***; с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, с 07 января 2002 года по 15 апреля 2002 года в качестве врача-ординатора санатория-профилактория ***; с 16 апреля 2002 года по 31 декабря 2003 года, с 02 января 2004 года по 31 декабря 2004 года, с 25 января 2005 года по 31 декабря 2005 года, с 01 января 2006 года по 31 января 2006 года, с 24 февраля 2006 года по 31 декабря 2006 года, с 21 января 2007 года по 31 декабря 2007 года, с 02 февраля 2008 года по 31 декабря 2008 года, с 08 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, с 01 января 2010 года по 15 марта 2010 года,                              с 04 апреля 2010 года по 18 июля 2010 года, с 19 июля 2010 года по 30 июля 2010 года, с 31 июля 2010 года по 29 августа 2010 года, с 06 сентября 2010 года                        по 02 ноября 2010 года, с 06 ноября 2010 года по 10 марта 2011 года,                                   с 24 марта 2011 года по 02 мая 2011 года, с 14 мая 2011 года                                            по 16 октября 2011 года, с 26 октября 2011 года по 11 марта 2012 года,                                  с 24 марта 2012 года по 19 ноября 2012 года в качестве врача-ординатора в ***» (с 08 февраля 2006 года – ООО ***»).

В удовлетворении остальной части иска Васильевой Р.Н. о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии по старости отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Васильева Р.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной пенсии. В обоснование иска указала, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02.03.2017 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности из-за недостаточной продолжительности специального стажа работы, который, по мнению комиссии, составил 09 лет 09 месяцев 19 дней. При этом в специальный стаж не были включены период её работы с 01.08.1990 по 19.10.1993 в качестве участкового терапевта в поликлинике ***, с 01.11.1999 по 15.04.2002 в качестве врача-ординатора ***, с 16.04.2002 по 19.11.2012 (за исключением отпусков без сохранения заработной платы) в качестве врача восстановительной медицины в ***» (с 08.02.2006 – ООО ***»), а также с 14.02.2013 по 01.12.2013 в должности врача-терапевта ***», с 01.12.2013 по 13.12.2016 в должности врача-терапевта в службе по оказанию санаторно-профилактических услуг, в управлении по оказанию санаторно-профилактических услуг департамента социального развития и взаимодействия с региональными органами власти ОАО «***» (за исключением отпусков без сохранения заработной платы). Считает, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж, поскольку она работала в должности врача в учреждениях, созданных для ведения лечебно-профилактической деятельности санаторного направления. Просила включить указанные периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, а также обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 23.12.2016.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ОАО «ГНЦ НИИАР».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Васильева Р.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов её работы с 14.02.2013 по 01.12.2013 в должности врача-терапевта санатория-профилактория ОАО «***», с 01.12.2013 по 13.12.2016 в должности врача-терапевта в службе по оказанию санаторно-профилактических услуг, в управлении по оказанию санаторно-профилактических услуг департамента социального развития и взаимодействия с региональными органами власти ОАО «***». Считает ошибочным вывод суда о том, что санаторий-профилакторий ОАО «***» и служба по оказанию санаторно-профилактических услуг ОАО «***» не относятся к учреждениям здравоохранения. Указывает, что служба по оказанию санаторно-профилактических услуг является структурным подразделением ОАО «***», её основная задача - укрепление здоровья сотрудников, нуждающихся по медицинским показаниям в санаторно-курортном и профилактическом лечении заболеваний, связанных с факторами производственной среды и условиями труда. Обращает внимание, что санаторий-профилакторий функционирует на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности. При очередном лицензировании санаторий-профилакторий получил, как медицинское учреждение, санаторно-эпидемиологическое заключение, согласно которому он соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Также не соглашается с выводом суда о том, что санаторий-профилакторий ОАО «***» является общетерапевтическим. Указывает, что в санатории созданы все условия для лечения опорно-двигательного аппарата, для этих целей он оснащен всем необходимым оборудованием. Полагает, что переименование санатория не имеет значение для правильного разрешения спора, поскольку его задачи и направление деятельности не изменились.

В возражении на апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства  надлежащим образом. Ходатайство Васильевой Р.Н. об отложении  разбирательства дела в связи с выездом за пределы г.Ульяновска для ухода за матерью-инвалидом, а также отсутствием в г. Ульяновске представителя истца в связи с нахождением в очередном отпуске, судебной коллегией отклонено. Указанные причины вторичной неявки истца в суд апелляционной инстанции, на основании ст. 167 ГПК РФ признаны неуважительными, поскольку документального подтверждения необходимости неотложного ухода за матерью, а также документов об отпуске и выезде из г. Ульяновска представителя истца суду не представлено. При этом апелляционной инстанцией  дело слушанием ранее уже откладывалось по ходатайству  Васильевой Р.Н.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что 23.06.2016 Васильева Р.Н. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02.03.2017 Васильевой Р.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При этом пенсионным органом в специальный стаж истицы не включены периоды её работы с 01.08.1990 по 19.10.1993 в качестве участкового терапевта в поликлинике ***, с 01.11.1999 по 15.04.2002 в качестве врача-ординатора ***, с 16.04.2002 по 19.11.2012 (за исключением отпусков без сохранения заработной платы) в качестве врача восстановительной медицины в ***» (с 08.02.2006 – ООО ***»), а также с 14.02.2013 по 01.12.2013 в должности врача-терапевта ***», с 01.12.2013 по 13.12.2016 в должности врача-терапевта в службе по оказанию санаторно-профилактических услуг, в управлении по оказанию санаторно-профилактических услуг департамента социального развития и взаимодействия с региональными органами власти ОАО «***» (за исключением отпусков без сохранения заработной платы).

Не соглашаясь с данным решением, Васильева Р.Н. обратилась в суд с настоящим иском.

Принимая решение об отказе во включении в специальный стаж    Васильевой Р.Н. периодов ее работы с 14.02.2013 по 01.12.2013 в должности врача-терапевта санатория-профилактория ОАО «***», с 01.12.2013 по 13.12.2016 в должности врача-терапевта в службе по оказанию санаторно-профилактических услуг, управлении по оказанию санаторно-профилактических услуг департамента социального развития и взаимодействия с региональными органами власти ОАО «***»,  суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований в данной части, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных отношений, предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет") в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464).

В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

С 1 ноября 1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.

Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры.

Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, действовавшего на время возникновения спорных отношений.

Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Таким образом, с 1 ноября 1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе врачей в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а именно после 1 ноября 1999 г., не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. 

Кроме того, в  действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н, служба по оказанию санаторно-профилактических услуг, управление по оказанию санаторно-профилактических услуг, департамент социального развития и взаимодействия с региональными органами власти акционерного общества   в качестве учреждений здравоохранения  не указаны.

Между тем из представленных в материалы дела положения о санатории-профилактории ОАО «***», положения о службе по оказанию санаторно-профилакторных услуг ОАО «***», следует, что указанное учреждение   не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 списков, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 29 октября 2002 г. N 781.

Напротив, п.1.10 и 1.9 вышеуказанных Положений о санатории предусмотрено, что в санаторий не направляются и не принимаются лица, нуждающиеся в данный момент в специализированном стационарном лечении, требующие постоянного постороннего ухода, а также с инфекционными, психическими, венерическими заболеваниями, туберкулезом, злокачественными новообразованиями, страдающие алкоголизмом, временно нетрудоспособные вследствие какого-либо заболевания.

Не подтверждают специальный профиль и отчеты о лечебной работе санатория-профилактория *** (л.д.122-126), из которых следует, что санаторий-профилакторий является общетерапевтическим, а также справка, выданная  работодателем истицы -  ОАО «***», в которой не указано, что она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований о включении в специальный стаж    Васильевой Р.Н. периодов ее работы с 14.02.2013 по 01.12.2013 в должности врача-терапевта санатория-профилактория ОАО «***», с 01.12.2013 по 13.12.2016 в должности врача-терапевта в службе по оказанию санаторно-профилактических услуг, управлении по оказанию санаторно-профилактических услуг департамента социального развития и взаимодействия с региональными органами власти ОАО «***».

В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, в силу чего предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Доводы, приведенные Васильевой Р.Н. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области                           от 19 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Васильевой Розы Николаевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: