Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Приговор по ч. 1 ст. 105 УК РФ изменен
Документ от 06.09.2017, опубликован на сайте 22.09.2017 под номером 68353, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 105 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузьмичева Н.А.                                                                        Дело №22-1759/2017

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           06 сентября 2017 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Максимова М.Н.,

судей Давыдова Ж.А., Грыскова А.С.,

с участием прокурора Тихонова А.Н.,

осужденного Охотина Ю.В.,

защитника, в лице адвоката Гофман Т.А.,

при секретаре Марковой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе осужденного Охотина Ю.В. на приговор Барышского городского суда Ульяновской области от 11 июля 2017 года, которым

 

ОХОТИН Юрий Владимирович,

*** несудимый, 

 

осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 9 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

 

Срок наказания постановлено исчислять с 11 июля 2017 года.

Мера пресечения Охотину Ю.В. изменена с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу.

В приговоре решены вопросы о вещественных доказательствах и процессуальных издержках.

 

Апелляционное представление государственного обвинителя Аюпова Н.Р. отозвано в порядке, предусмотренном ч.3 ст.389.8 УПК РФ.

 

Заслушав доклад судьи Давыдова Ж.А., выступления участников процесса, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Охотин Ю.В. признан виновным в убийстве А*** В.Н. 

 

Преступление совершено в период времени с 18 часов 28 ноября 2016 года до 08 часов 29 ноября 2016 года в Барышском районе Ульяновской области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда. 

 

В апелляционной жалобе  осужденный Охотин Ю.В. просит приговор отменить, уголовное дело вернуть для дополнительного расследования. В обосновании указывает, что в судебном заседании своей вины не признал. Указывает, что в ходе следствия на него  было оказано психологическое и физическое воздействие. Фамилию следователя, который  оказал данные воздействия, вспомнить не может, так как имеет инвалидность третьей группы в связи с ***. Следователь воспользовался его состоянием здоровья и добавил к этому силовое воздействие. Сотрудника А*** С.В., в отношении которого отказали в возбуждении уголовного дела, не знает. Указывает, что может описать следователя, который оказал давление и заставил физически подписать признательные показания и рассказать, как якобы все было. При этом его научили, что ему говорить и делать. Обращает внимание, что экспертизы указали на отсутствие каких-либо биологических следов на месте происшествия и на его одежде, указывающие на его причастность к преступлению.  Считает, что если бы он совершил преступление, эти следы должны быть, поскольку из материалов дела следует, что была длительная борьба, полный контакт. Считает, что суд сделал странный вывод о том, что все эти экспертизы не свидетельствуют о  невиновности Охотина. Указывает, что очевидцев преступления нет, свидетели ссылаются якобы на его рассказы о совершенном преступлении. Из материалов дела усматривается, что к указанному преступлению причастны другие лица, однако альтернативные варианты следствием не рассматривались, а его заявления в суде были полностью проигнорированы, без объяснения причин. Обращает внимание, что осенью 2016 года ему был поставлен диагноз ***. С учетом того, что правая рука у него  не работает возникает вопрос о возможности совершить им данное преступление, поскольку потерпевший был сильнее и абсолютно здоровый.

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

-        осужденный Охотин Ю.В. поддержал доводы своей апелляционной жалобы;

-        адвокат Гофман Т.А. согласилась с доводами апелляционной жалобы своего подзащитного;

-        прокурор Тихонов А.Н. обосновал своё мнение о несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Просил приговор в отношении Охотина Ю.В. оставить без изменения.

 

Судебная коллегия, проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав выступления участников процесса, находит приговор, постановленный в отношении Охотина Ю.В., подлежащим изменению. 

 

Выводы суда о виновности осужденного Охотина Ю.В., вопреки доводам апелляционной жалобы осужденного, основаны на фактических данных и подтверждаются совокупностью доказательств, собранных по делу, полно, всесторонне и объективно рассмотренных в судебном заседании и приведенных в приговоре, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а всем собранным доказательствам в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела.

Все доводы Охотина Ю.В. о его непричастности к совершению преступления, проверялись судом первой инстанции и мотивированно отвергнуты как необоснованные, опровергнутые показаниями потерпевшей Л*** О.В., свидетелей К*** В.Ю., О*** В.М., Н*** Е.В., С*** Л.С., Ю*** Е.Л., заключениями судебно-медицинских экспертиз, протоколами следственных действий, другими исследованными в суде доказательствами, подробное содержание которых изложено в приговоре.

 

В основу приговора обоснованно положены показания Охотина Ю.В., оглашенные в порядке ст. 276 УПК РФ, из которых следует, что в ходе предварительного расследования, будучи допрошенным в качестве подозреваемого и неоднократно в качестве обвиняемого, Охотин Ю.В. стабильно показывал о своей причастности к нанесению телесных повреждений А*** В.Н., подробно описывая свои действия.

Данные показания являются допустимыми доказательствами, поскольку давались Охотиным Ю.В., после разъяснения ему его процессуальных прав, при адвокате.

Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы степень выраженности имеющихся у Охотина расстройств незначительна, не может быть приравнена к *** и не лишает его способности осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, а также объективно  воспринимать события и давать о них показания, участвовать в следственных действиях и суде может.

Из положения ч. 2 ст. 17 УПК РФ следует, что все доказательства имеют одинаковую юридическую силу.

Суд первой инстанции тщательно проверил доводы Охотина Ю.В., в том числе путем допроса в качестве свидетеля следователя К*** А.А., о даче необъективных признательных показаний в связи с наличием ***, а также в связи с психологическим и физическим на него воздействием со стороны сотрудника полиции, чьи данные Охотин Ю.В. не смог сообщить суду, и обоснованно отверг их, признав данные доводы несостоятельными. 

В соответствии с ч. 2 ст. 77 УПК РФ признание обвиняемым своей вины в совершении преступления может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся по уголовному делу доказательств.

Анализ и оценка показаний Охотина Ю.В., данных им в ходе судебного заседания и в ходе предварительного следствия в приговоре приведены в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

 

Так, из протокола осмотра места происшествия  и трупа следует, что 29 ноября 2016 года в доме *** по ул. С*** с Попова Мельница Барышского района Ульяновской области был обнаружен труп А*** В.Н. с признаками насильственной смерти.

Из заключений судебно-медицинских экспертиз трупа следует, что на трупе А*** В.Н. обнаружены телесные повреждения: закрытая тупая травма головы, закрытая тупая травма грудной клетки, закрытая тупая травма живота. Все повреждения образовались прижизненно, незадолго до наступления смерти, в короткий промежуток времени  между собой. Причиной смерти явилась тупая сочетанная травма грудной клетки и живота, сопровождающаяся множественными кровоподтеками и кровоизлияниями в мягкие ткани туловища, множественными двусторонними переломами ребер с повреждением плевры, ушибом и повреждением ткани легких, разрывом правого желудочка сердца, разрывом капсулы ткани печени и селезенки, осложнившаяся двусторонним пневмогемотораксом, гемоперитонеумом и шоком смешанного генеза. Закрытая тупая травма грудной клетки и закрытая тупая травма живота расцениваются как повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Из протоколов следственного эксперимента и дополнительного следственного эксперимента от 19 декабря 2016 г. и 21 декабря 2016 года следует, что Охотин Ю.В. будучи в качестве обвиняемого при адвокате и понятых рассказал и показал при каких обстоятельствах он причинил телесные повреждения А*** В.Н.

Из показаний свидетеля Н*** В.А., данных им в суде, следует, что он участвовал в качестве понятого при производстве следственного эксперимента с Охотиным. Кроме него присутствовали: второй понятой, Охотин, следователь, адвокат и эксперт. В ходе эксперимента Охотин показывал и рассказывал об обстоятельствах причинения А*** телесных повреждений. Охотин это делал добровольно. По завершению эксперимента следователем была показана видеозапись, оглашен  протокол.

Из заключения комиссионной судебно-медицинской экспертизы по трупу следует, что при обстоятельствах изложенных и продемонстрированных Охотиным Ю.В. было возможно причинение следующих повреждений: закрытой тупой травмы грудной клетки и живота, части повреждений, входящих в комплекс «закрытая тупая травма головы» и обусловленных травмирующим воздействием в затылочную область, кровоизлияний  в мягкие ткани спины.

Из протоколов очных ставок со свидетелями К*** В.Ю. и Охотиным В.М., следует, что подозреваемый Охотин Ю.В. соглашался с показаниями свидетелей о том, что он им рассказывал о конфликте с потерпевшим и нанесении им потерпевшему телесных повреждений.

Факт того, что Охотин Ю.В. рассказывал свидетелям К*** В.Ю. И Охотину В.М. о причинении телесных повреждений А*** В.Н., подтвердили в судебном заседании свидетели К*** В.Ю. и отец осужденного Охотин В.М.

При этом из показаний свидетелей Н*** Е.В. и С*** Л.С., близких родственников Охотина Ю.В., следует, что Охотин Ю. и А*** В. часто ссорились между собой.

О том, что между А*** В. и Охотиным Ю. часто бывали ссоры,  показала в судебном заседании и свидетель Ю*** Е.Л., указав, что А*** В. жил в доме матери Охотина Ю. Ссоры заканчивались тем, что А*** В. выгонял Охотина Ю. из дома и Охотин Ю. уходил к своему отцу.

 

Дав оценку совокупности исследованных доказательств, суд правильно установил, что Охотин Ю.В. именно с целью лишения жизни А*** В.Н. нанес ему комплекс телесных повреждений, от которых А*** В.Н. скончался на месте происшествия.

Оснований ставить под сомнение правильность установленных судом обстоятельств преступления, совершенного Охотиным Ю.В., у судебной коллегии не имеется.

При таких обстоятельствах суд правильно квалифицировал действия осужденного Охотина Ю.В. по ч. 1 ст. 105 УК РФ – убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

 

Доводы осужденного Охотина Ю.В. о том, что он не мог причинить телесные повреждения потерпевшему в связи с наличием инвалидности третьей группы, наличием диагноза ***, физического состояния потерпевшего, неубедительны, поскольку наличие диагноза, на который указывает осужденный, не препятствует наносить удары ногами по телу потерпевшего и совершать прыжки на тело потерпевшего.

Доводы осужденного  о том, что его непричастность подтверждается заключениями экспертиз, из которых следует, что на его одежде отсутствует кровь  и иные биологические следы от потерпевшего и наоборот, несостоятельны, поскольку непосредственный контакт с потерпевшим не исключает возможности отсутствия биологических следов сторон, участвующих в борьбе.

 

Из протокола судебного заседания видно, что в судебном заседании исследованы все существенные для исхода дела доказательства, представленные сторонами, разрешены все заявленные ходатайства в соответствии с требованиями УПК РФ, по ним вынесены мотивированные решения. Нарушений принципа состязательности сторон, необоснованных отказов осужденному и его защитникам в исследовании доказательств, которые могли иметь существенное значение для исхода дела, не имеется.

 

Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым исключить из описательно-мотивировочной части приговора ссылку на протокол явки с повинной Охотина Ю.В. (л.д. 36-38, т.1), как на доказательство виновности Охотина Ю.В., поскольку при составлении данного протокола, были нарушены требования положений ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ, а именно Охотину Ю.В., при принятии от него заявления, не были разъяснены права пользоваться услугами адвоката.

Наличие рукописной записи, исполненной следователем, в печатном тексте протокола явки с повинной, о том, что Охотину Ю.В. разъяснена ст. 144 ч. 1.1 УПК РФ, не может свидетельствовать о реальности указанных действий.

Судебная коллегия пришла к данному выводу, поскольку данная рукописная запись (исправление) не оговорена и не удостоверена следователем и самим Охотиным Ю.В., а в судебном заседании суда первой инстанции обстоятельства появления дописки, выяснены не были.

При этом исключение указанного доказательства не ставит под сомнение в целом обоснованность вывода суда о доказанности виновности осужденного.

 

При назначении наказания Охотину Ю.В суд учел характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений, данные о личности осужденного, обстоятельства смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

 

С учетом требований положений ст. 60 УК РФ, суд правильно пришел к выводу о необходимости назначения Охотину Ю.В. наказания в виде реального лишения свободы и об отсутствии оснований для применения положения ст. 73 или 64 УК РФ.

 

Назначенное осужденному наказание соразмерно содеянному, является справедливым и отвечает установленным статьями 6 и 43 УК РФ целям и задачам, судебная коллегия не находит оснований для его смягчения.

 

Нарушений уголовного закона при назначении наказания с учетом положений ч.1 ст. 62 Уголовного кодекса Российской Федерации судом первой инстанции не допущено.

 

Существенных нарушений уголовно-процессуального закона и неправильного применения уголовного закона, влекущих отмену приговора, не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.389-13, 389-20, 389-28, 389-33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Барышского городского суда Ульяновской области от 11 июля  2017 года в отношении Охотина Юрия Владимировича изменить:

- исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание на протокол явки с повинной как на доказательство виновности осужденного.

 

В остальном приговор оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи