Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отсутствие оснований для обеспечения специализированным жилым помещением
Документ от 22.08.2017, опубликован на сайте 06.09.2017 под номером 68191, 2-я гражданская, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                 Дело № 33-3219/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             22 августа 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Пулькиной Н.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кадебиной Софьи Георгиевны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 03 мая 2017 года, с учетом определения того же суда от 31 июля 2017 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Кадебиной Софьи Георгиевны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Кадебиной С.Г., ее представителя Елюкиной В.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кадебина С.Г., *** года рождения, обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением. В обоснование иска указала, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от *** года ее родители были лишены родительских прав в отношении шестерых несовершеннолетних детей, в том числе нее (истца). Данным решением суда за ней и за остальными несовершеннолетними детьми закреплена квартира ***. Постановлением Главы Чердаклинского района Ульяновской области от 18 апреля 2001 года № *** попечителем над ней была назначена Т*** Л.А. Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от 24 января 2017 года (протокол № ***) ей отказано во включении в Список детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, в связи с достижением возраста 23 лет. С данным решением она не согласна. В период с 18 до 23 лет она не обращалась в органы местного самоуправления или другие органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без влечения родителей, на жилищный учет, с заявлением о постановке на такой учет, поскольку закрепленное за ней решением суда жилое помещение являлось для этого препятствием. Однако вселиться в закрепленное жилое помещение она не могла, так как последнее нуждалось в капитальном ремонте. В 2016 году ей стало известно, что данное жилье закреплено за ней без законных к тому оснований. Просила обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кадебина С.Г. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Считает незаконным вывод суда о том, что ее нереализованное до достижения возраста 23 лет право на обеспечение жилым помещением, не может быть сохранено. Просит учесть, что до достижения возраста 23 лет она не могла обратиться в уполномоченные органы с заявлением о постановке на соответствующий учет, поскольку незаконно закрепленное за ней жилое помещение являлось для этого препятствием. На момент сохранения за ней жилого помещения суд не проверил его статус, наличие у него иных собственников. В настоящее время жилой дом, в котором за ней закреплено жилье, признан аварийным и подлежащим сносу. Полагает, что у суда, рассматривавшего настоящий спор, имелись все основания восстановить ее нарушенное право.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кадебина С.Г., *** года рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от *** года ее родители К*** Г.Н. и К*** М.А. были лишены родительских прав в отношении шестерых несовершеннолетних детей, в том числе Кадебиной С.Г.

Данным решением суда за ней и за остальными несовершеннолетними детьми закреплена квартира ***.

Постановлением Главы Чердаклинского района Ульяновской области от 18 апреля 2001 года № *** над несовершеннолетней Кадебиной С.Г. было установлено попечительство, попечителем назначена Т*** Л.А.

С 14 ноября 2005 года по настоящее время Кадебина С.Г. зарегистрирована по адресу: ***, в жилом помещении, принадлежащем Т*** В.Ф.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 24 января 2017 года (протокол № ***) истцу отказано во включении в Список детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, так как она не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с достижением возраста 23 лет.

Полагая данное решение ответчика незаконным, а также, считая, что имеет право на обеспечение жилым помещением, Кадебина С.Г. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы сторон, установил фактические обстоятельства дела и, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Кадебиной С.Г.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

Статья 1 Федерального закона № 159-ФЗ содержит понятие таких категорий граждан как дети-сироты и лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К числу первой из названных категории лиц закон относит лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;  к числу второй - лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 8 и достигшие возраста 14 лет.

В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 200-ЗО) право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Статья 6 Закона Ульяновской области № 200-ЗО устанавливает порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, осуществляется органом опеки и попечительства (часть 1).

В соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет (часть 2).

По смыслу действующего законодательства, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Материалами дела подтверждено, что официально с  заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, истец впервые обратилась в 2017 году в возрасте 31 года.

Доказательств, подтверждающих, что в возрасте с 18 до 23 лет Кадебина С.Г. предпринимала активные действия, обжаловала действия государственных органов, в материалах дела не имеется.

Ввиду отсутствия каких-либо обращений со стороны истца по вопросу обеспечения жильем, постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях  в возрасте до 23 лет, ссылки Кадебиной С.Г. на тот факт, что препятствием к ее возможному обращению являлось закрепленное за ней жилье, не могут быть приняты во внимание.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, поскольку до достижения 23 лет Кадебина С.Г. не обращалась в соответствующий уполномоченный орган с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была поставлена до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, и на момент обращения к ответчику с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не относилась к числу лиц вышеуказанной категории в связи с достижением 23-летнего возраста, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 03 мая 2017 года с учетом определения того же суда от 31 июля 2017 года об исправлении описки,  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кадебиной Софьи Георгиевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи