Печать
Закрыть окно
Судебный акт
По ст. 7.9 КоАП РФ
Документ от 25.08.2017, опубликован на сайте 01.09.2017 под номером 68170, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 7.9, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дибдина Ю.Н.                                                                         Дело № 7-299/2017                                 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    25 августа 2017 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда Зуева Н.В.,

при секретаре Герасимовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе председателя правления Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов Федорова Александра Назаровича на решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 07 июня 2017 года,

 

установила:

 

постановлением начальника отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 28.02.2017 Ульяновская областная общественная организация охотников и рыболовов признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

 

Решением судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 07.06.2017 оспариваемое постановление было изменено в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа был снижен до         100 000 рублей.

 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, председатель правления Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов Федоров А.Н. не соглашается с вынесенным решением, полагает его подлежащим отмене.

Отмечает, что в решении суда вменяется самовольное занятие лесных участков, а не их использование без специальных разрешений. В постановлении прокурора от 26.01.2017 указывается, что Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов вменяется осуществление использования лесов для создания объектов охотничьей инфраструктуры на территории охотничьего угодья, таких как солонцы, кормушки в соответствии с охотхозяйственным соглашением. В постановлении Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области указывается на осуществление организацией деятельности по использованию указанных в соглашении участков для размещения охотхозяйственной инфраструктуры.

Полагает, что судом оставлен без внимания тот факт, что самовольное занятие лесных участков опровергается наличием у Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов с 2002 года правоустанавливающих документов, а именно постановления главы администрации Ульяновской области № ***  от 29.04.2002, долгосрочной лицензии №*** от 02.07.2002, договора №*** от 05.12.2003, а с 2012 года - охотхозяйственного соглашения на пользование животным миром и территориями охотничьих угодий, в состав которых входят и лесные участки. Указывая в решении на необходимость заключения договоров аренды земельных участков, суд не усмотрел существенную квалифицирующую ошибку в постановлениях прокурора и административного органа, а также применил нормы    ч. 2 ст.36 Лесного кодекса РФ в недействующей редакции. Часть 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ, введенная в действие с 01.01.2017, не содержит каких-либо упоминаний о договорах аренды лесных участков.    

Указывает, что солонцы и кормушки, указанные в постановлении прокурора, не относятся к объектам охотничьей инфраструктуры, а являются биотехническими мероприятиями, направленными на подкормку охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды их обитания, что подтверждается приказом Минприроды России № 560 от 24.12.2010, изданным на основании ст. 47 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2009. Отмечает, что для проведения биотехнических мероприятий  заключение договоров аренды лесных участков действующим законодательством не предусмотрено. Указанные в обжалуемом постановлении остановочные пункты и дома охотника Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов как объекты охотничьей инфраструктуры не создавались, организации не принадлежат и на бухгалтерском балансе не числятся.

Полагает недоказанным факт использования им без специальных разрешений лесных участков. Лесной кодекс РФ не содержит понятие «специальное разрешение на использование лесных участков», соответственно не регламентирует основания и порядок выдачи таких разрешений. Содержащиеся в постановлении прокурора и Министерства доводы, сводящиеся к тому, что под специальным разрешением применительно к диспозиции ст. 7.9 КоАП РФ необходимо понимать договор аренды лесного участка, не основаны на положениях действующего законодательства. Считает, что поскольку законом не установлена императивная обязанность  Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов оформить правоустанавливающие документы на землю, то пользование земельным участком без оформления таких документов не образует вменяемый состав правонарушения. Доказательств того, что организация уклонилась от заключения договора аренды лесного участка не приведено. Напротив юридическое лицо последовательно, на протяжении трех лет пыталось реализовать предоставленное ему право, но не смогло это сделать по причине бездействия Министерства, а также по причине отсутствия предмета договора, поскольку арендодатель не обеспечил постановку лесных участков на государственный кадастровый учет. Вместе с тем, отсутствие объекта аренды исключает возможность заключения договора аренды лесного участка в силу ч. 2 ст. 72 Лесного кодекса. Указывает на необходимость соблюдения единообразия применения законодательства.

Подробно позиция председателя правления Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов Федорова А.Н. изложена в жалобе.

 

Изучив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав защитников Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов Федорова А.Н., Захарова П.К., Тихонову Е.Н., прихожу к следующему.

 

Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

 

Материалами дела установлено, что между Ульяновской областной общественной организацией охотников и рыболовов и Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области 06.06.2012 заключено охотхозяйственное соглашение № ***

 

Как следует из постановления Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 26.01.2017, постановления начальника отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 28.02.2017 о назначении административного наказания, решения судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 07 июня 2017 года, показаний опрошенных в настоящем судебном заседании свидетелей – специалистов Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области К*** Л.Г., Ф*** А.С., Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов вменено самовольное занятие лесных участков в Мелекесском районе Ульяновской области для размещения объектов охотничьей инфраструктуры: солонцов, кормушек, подкормочных площадок, при отсутствии заключенных с Министерством договоров аренды лесных участков.

 

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 36 Лесного Кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 206-ФЗ) использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры.

 

Согласно ст. 53 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 206-ФЗ) к охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, другие временные постройки, сооружения, объекты благоустройства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

 

Такой перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 11.07.2017 № 1469-р, согласно которому к объектам охотничьей инфраструктуры относятся:

1. Вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

2. Егерский кордон.

3. Охотничья база.

 

Таким образом, солонцы, кормушки и другие подкормочные объекты не включены в перечень объектов охотничьей инфраструктуры. Соответственно, исходя из буквально толкования ст. 36 Лесного Кодекса РФ, ст. 53 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Перечня объектов охотничьей инфраструктуры, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 11.07.2017 « 1469-р использование лесных участков в целях подкормки охотничьих ресурсов возможно без предоставления лесных участков в аренду.

 

Поскольку данное изменение в законодательстве улучшает положение Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов, то на общество распространяются правила, установленные частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ, согласно которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

 

В связи с вышеизложенным производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9, п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья

 

решила:

 

Постановление начальника отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 28.02.2017, решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 07 июня 2017 года, вынесенные в отношении Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

 

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Судья                                                                                                        Н.В.Зуева