Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание постановления
Документ от 22.08.2017, опубликован на сайте 30.08.2017 под номером 68064, 2-я гражданская, о признании постановления частично не действующим, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Петрова И.И.                                                                           Дело № 33а-3353/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     22  августа 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Королёвой А.В.,

судей Смирновой Ю.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска  на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 мая 2017 года, по которому постановлено:

 

административный иск Аннушкина Сергея Николаевича удовлетворить частично.

Признать проект планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденный постановлением Главы города Ульяновска № 5294 от 07 июля 2009 года «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск», не действующим с 08 июля 2009 года в части утверждения границы «красной линии», проходящей по земельному участку общей площадью 517 кв.м с кадастровым номером ***, расположенному по адресу: г.У***, ул. К***, д.***.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» опубликовать сообщение о состоявшемся решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Ульяновск сегодня».

В удовлетворении административного иска к Главе города Ульяновска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения Аннушкина С.Н., просившего  оставить  решение суда без изменения, заключение прокурора Сальникова А.А. о законности решения суда первой инстанции, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Аннушкин С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Ульяновска о признании недействующим постановления Главы города Ульяновска № 5294 от 07.07.2009 «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «Город Ульяновск».

В обоснование иска указал, что является  собственником жилого дома  и земельного участка  (доля в праве 12/22), расположенного по адресу: г. У***, ул. К***, ***.

Землеустроительные работы по установлению границ  земельного  участка были начаты в 2005 году, однако  надлежащим образом не были закончены. В 2015 году при проведении кадастровых работ по установлению  границ земельного участка  выяснилось, что ранее установленная «линия застройки», а на  сегодняшний день «красная линия» не совпадают.

При разработке и утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района г.Ульяновска нарушены положения Градостроительного кодекса РФ и нормативные правовые акты РФ в области градостроительства, в результате чего установленная красная линия проходит не только через ранее сформированный в установленном порядке земельный участок, но и через существующий жилой дом 1995 года постройки, что является недопустимым.

Постановление главы МО «Город Ульяновск» от 07.07.2009  № 5294 «Об утверждении  проекта  планировки  территории  Железнодорожного района                  МО «город Ульяновск» в части утверждения границ  красных линий  по адресу: г.У***, ул. К***, *** не соответствует Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 02.08.1999 №18,  ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На его обращение от  23.12.2015  о переносе красной линии до линии застройки, обозначенной в проекте границ земельного участка по состоянию на 2005 год,  22.01.2016 было отказано.

11.10.2016  он направил в Администрацию города Ульяновска  заявление с  аналогичной просьбой, 01.11.2016 ему было отказано в связи с отсутствием оснований для переноса красной линии.

В сложившейся ситуации установление на принадлежащем ему земельном участке красной линии фактически превращают часть участка в территорию общего пользования, ограничивая его право собственности и препятствуя  ему владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком и распложенном на нем жилым домом. Решение об изъятии данного земельного участка или установлении на нем сервитута в установленном законом порядке до настоящего времени не принималось. Право на участие в публичных слушаниях по проекту планировки обеспечено не было, как собственника недвижимого имущества, поскольку никаких уведомлений получено не было.

В связи с этим просил признать недействительным Постановление главы  города Ульяновска от  07.07.2009 № 5294 «Об утверждении  проекта  планировки  территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск» в части утверждения границы красной линии,  проходящей по земельному участку и жилому дому, расположенным по адресу: г.У***, ул. К***,*** и   перенести красную линию по фактической застройке земельного участка с кадастровым номером ***.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Глава МО «Город Ульяновск», в качестве заинтересованных лиц  Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации  г.Ульяновска, Бикбаева А.А.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска и Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска  не соглашаются с решением, просят его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывают, что решение является незаконным, необоснованным; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Согласно представленным документам истца, площадь земельного участка составляет 516,53 кв.м, а по факту 612 кв.м. Исковые требования безосновательны, поскольку часть земельного участка, выходящая за пределы красной линии является самовольно захваченной и не входит в общую площадь земельного участка 516,53 кв.м, предоставленную в общую долевую собственность. Часть жилого дома по вышеуказанному адресу выходит за пределы красных линий и частично находится на землях общего пользования, то есть не соответствует параметрам, установленным документами по планировке территории.

Красные линии лишь отграничивают территории, которые либо уже являются землями общего пользования, либо могут стать ими в перспективе. Утверждение красных линий никак не отражается на правовом режиме земельного участка, и заявитель в связи с установлением красных линий не лишен прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района                   г. Ульяновска считает решение законным и обоснованным.

В судебное заседание не явились представители администрации г.Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Управления муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска, Глава города Ульяновска,  Бикбаева А.А. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что административный истец Аннушкин С.Н. является собственником недвижимого имущества -  12/22 доли жилого дома общей площадью 78,03 кв.м, расположенного по адресу: г.У***, ул. К***, д. *** на основании  договора от 26.10.1990, удостоверенного Хаббаровой В.И., государственным нотариусом 4-ой Ульяновской  государственной нотариальной конторы Ульяновской области 26.10.1990.

На основании государственного  акта на право собственности  на землю от 29.01.1993  № ***  Аннушкин С.Н. является собственником   12/22 долей земельного участка с разрешенным использованием:  под индивидуальное жилищное строительство, площадью 516,53 кв.м, кадастровый номер ***.

Вторым сособственником вышеназванного  дома и земельного участка является Бикбаева А.А.

Земельный участок  с ориентировочной площадью 516,53 кв.м поставлен на кадастровой  учет, границы в установленном  законодательством Российской Федерации  не установлены.

В 2015 году при  оформлении границ земельного участка  установлено, что  ранее установленная «линия застройки», а  на сегодняшний день «красная линия» не совпадают.

Также в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что в соответствии с проектом планировки территории Железнодорожного района           МО «город Ульяновск», утвержденного Постановлением главы МО «Город Ульяновск» от 07.07.2009  № 5294 «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск», земельный участок с кадастровым номером *** по ул. К***, ***,  частично расположен за пределами утвержденной в составе проекта красной линии, на территории общего пользования.

Из  заключения эксперта    ООО «Научно-исследовательский центр  судебной  экспертизы» от 17.05.2017 № 118  следует, что  красная линия   проходит по юридической границе земельного участка с кадастровым номером *** площадью 517 кв.м и по жилому дому, расположенным по адресу: г.У***,              ул. К***, ***.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца в части признания недействительным постановления Главы города Ульяновска от 07.07.2009 № 5294 «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск», в части утверждения красной линии, проходящей по земельному участку и жилому дому по ул.К***, *** в г.У***.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16, ч.1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003                № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п.  1 и 3 ч.3 ст. 8, ч. 1 ст.24 и ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской  Федерации (часть 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования с установлением границ территориальных зон. Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, сложившейся планировки территории и существующего землепользования и должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (подп. 1 и 4 ч.1 ст. 34, ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Градостроительные регламенты, каждый из которых действует в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования, определяют правовой режим земельных участков равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 и 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (ч. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (п.3 ч.1 ст.18, ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно подп. «б» п.1, п. 3 ч.5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории (подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации положений документов территориального планирования (п.1 ч.1 ст.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа (ч.13 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998  № 18-30 «РДС 30-201-98», проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7 и 4.8 Инструкции).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 25.02.2016  № 242-О, разъяснил, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 06.04.1998  № 18-30).

Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.

До принятия оспариваемого постановления красные линии в отношении земельного участка по адресу: г. У***, ул. К***, *** не устанавливались.

В данном случае красная линия установлена без учета существующего жилого дома и юридических границ земельного участка по ул. К***, ***  в г.У***.

Доводы апелляционной жалобы представителя администрации г.Ульяновска о том, что установление красной линии не нарушает прав истца, поскольку не препятствует ему в использовании земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования – под индивидуальное  жилищное строительство, является несостоятельным.

В результате отнесения части земельного участка, на котором расположено домовладение по ул. К***, ***,  находящееся в собственности заявителя, к землям общего пользования,  Аннушкин  С.Н.  лишается  права распоряжения, владения и пользования этим объектом.

Ссылка в жалобе о том, что  часть земельного участка,  выходящая за пределы красной  линии, является самовольно захваченной и не входит в общую площадь земельного участка   площадью 516,53 кв.м, предоставленной в общую долевую собственность, является несостоятельной  и  опровергается заключением  судебной  экспертизы,  которой установлено,  что красная линия  проходит по юридическим границам земельного участка  площадью 516, 53 кв.м (округленно 517 кв.м) и по жилому дому.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска  – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи