Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении жилым помещением вдовы участника ВОВ
Документ от 15.08.2017, опубликован на сайте 25.08.2017 под номером 67940, 2-я гражданская, о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Трубачева И.Г.                                                 Дело № 33-3165/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             15 августа 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Жаднова Ю.М.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кузиной Нины Осиповны на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 мая 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Кузиной Нины Осиповны к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, МУ Администрации МО «Ундоровское сельское поселение» Ульяновский район Ульяновской области о признании непригодным для постоянного проживания квартиры ***, обязании МУ «Администрация» муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновского района Ульяновской области поставить ее на учет в  качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента обращения, то есть с 31 марта 2017 года, признании незаконным постановления Главы администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновского района Ульяновской области от 13 сентября 2016 года в части отказа ей в предоставлении  социальной поддержки в обеспечении жильем, исключения из очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Кузиной Н.О. – Иличкина С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кузина Н.О. обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в список нуждающихся, признании незаконным постановления органа местного самоуправления. В обоснование иска указала, что проживает в ***. Ее супруг К*** А.Р., являвшийся участником Великой Отечественной войны, умер 22 октября 2001 года, она является вдовой участника Великой Отечественной войны. В апреле 2016 года обратилась в администрацию МО «Ульяновский район» с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, постановке на учет, выделении ей благоустроенной квартиры или сертификата. Администрацией было организовало комиссионное обследование жилого дома, по результатам которого межведомственной комиссией дано заключение о том, что дом является пригодным для проживания. Считает заключение незаконным. По заключению ОГУП Бюро технической инвентаризации часть жилого дома, занимаемого истцом, является непригодным для проживания в связи с ухудшением его физического износа в процессе эксплуатации и снижением до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости его строительных конструкций. Постановлением Администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 13 сентября 2016 года ей отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Просила признать непригодным для постоянного проживания квартиру ***; обязать администрацию МО «Ульяновский район» Ульяновской области поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента обращения, то есть с 31 марта 2017 года; признать незаконным постановление Главы администрации МО «Ульяновский район» Ульяновского района Ульяновской области от 13 сентября 2016 года в части отказа ей в предоставлении социальной поддержки в обеспечении жильем, исключения из очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кузина Н.О. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. По мнению автора жалобы, обследование части жилого  дома межведомственной комиссией проводилось формально. Реальное положение жилого дома отражено в заключении ОГУП Бюро технической инвентаризации. Проживать в спорном жилом помещении невозможно, в нем отсутствуют водоснабжение, канализация, отопление в доме печное. Отказ ответчиков в обеспечении жильем нарушает ее права, гарантированные государством как вдове участника Великой Отечественной войны.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кузина Н.О. является вдовой участника Великой Отечественной войны  К*** А.И., который умер ***.

Кузина Н.О., К*** А.И., К*** В.А. являются собственниками ½ доли жилого дома *** на основании договора от 22 октября 1996 года передачи квартир (домов) в собственность граждан.

Дом *** является двухквартирным, в квартире № *** данного дома истец зарегистрирована, но фактически проживает по адресу: ***.

16 августа 2016 года представитель истца обращался в администрацию муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области с заявлением о признании Кузиной Н.О. нуждающейся в жилом помещении, постановке на соответствующий учет.

Постановлением администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области № 815 от 13 сентября 2016 года Кузиной Н.О. отказано: в признании в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Полагая такой отказ органа местного самоуправления незаконным, Кузина Н.О. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований Кузиной Н.О.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах) члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также порядок принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.ст. 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Частью 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 года утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания (далее – Положение).

В соответствии с п. 7 Положения оценка и обследование жилого помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия дома установленным в Положении требованиям.

Раздел III Положения устанавливает основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, а раздел IV - порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.

Поскольку заключением № 1 межведомственной комиссии от 27 января 2017 года жилое помещение истца было признано пригодным для постоянного проживания, заключения межведомственной комиссии, к исключительной компетенции которой закон относит решение вопросов о признании жилых помещений непригодными для проживания, не оспорены и незаконными не признаны, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что настоящие исковые требования Кузиной Н.О. удовлетворению не подлежат.

Материалами дела также подтверждено, что принадлежащее истцу жилое помещение расположено в двухквартирном кирпичном доме, кровля у дома скатная шиферная, окна деревянные. Состояние жилого помещения истца удовлетворительное, в нем имеется печное отопление, электроосвещение, водоснабжение – отсутствует, но водоразборная колонка находится напротив дома, газоснабжение – привозной баллон.

В жилом помещении истца на протяжении шести лет никто не проживает, работы по текущему и капитальному ремонту собственником не производились.

Другая квартира, расположенная в этом же доме, является жилой, проживающие в ней лица вопрос о признании дома непригодным для проживания не ставили.

В соответствии  с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Заключение межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания является документом, подтверждающим право граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

В отсутствие заключения межведомственной комиссии орган местного самоуправления не может произвести постановку гражданина на учет нуждающихся в жилом помещении.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в доме фактически невозможно проживать, не могут повлечь отмену судебного решения, постановленного в рамках заявленных требований.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кузиной Нины Осиповны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи