Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании пособий по временной нетрудоспособности
Документ от 01.08.2017, опубликован на сайте 18.08.2017 под номером 67836, 2-я гражданская, о взыскании оплаты по больничным листам, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Антончев Д.Ю.                                                  Дело № 33-2999/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             01 августа 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 04 мая 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Громовой Кристины Евгеньевны к обществу с ограниченной ответственностью «Домострой», Государственному учреждению -Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании пособия по временной нетрудоспособности, денежной компенсации за задержку выплаты пособия, обязании ООО «Домострой» выдать справку о сумме заработной платы за текущий и два предшествующих года для расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам и по уходу за ребенком, справки 2-НДФЛ за 2016 год, удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Домострой» в пользу Громовой Кристины Евгеньевны пособие по временной нетрудоспособности в сумме 6381 руб. 36 коп., денежную компенсацию за задержку выплаты пособия за период с 05 декабря 2016 года по 24 января 2017 года в сумме 216 руб. 75 коп.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Домострой» в пользу Громовой Кристины Евгеньевны денежную компенсацию за задержку выплаты пособия по временной нетрудоспособности, начиная с 25 января 2017 года в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы за каждый день задержки по день фактической выплаты суммы пособия по временной нетрудоспособности.

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Громовой Кристины Евгеньевны пособие по временной нетрудоспособности в сумме 31 906 руб. 80 коп.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Домострой» выдать Громовой Кристине Евгеньевне справку о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, предусмотренную пунктом 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», за 2014 год, 2015 год, 2016 год.

В удовлетворении остальной части исковых требований Громовой Кристине Евгеньевне к обществу с ограниченной ответственностью «Домострой», Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации  - отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1157 руб. 20 коп.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Домострой» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб. 00 коп.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Тюриной В.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Громова К.Е. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Домострой» (далее - ООО «Домострой»), Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ-УРО ФСС РФ, Фонд) о взыскании пособия по временной нетрудоспособности, денежной компенсации за задержку выплаты пособия, обязании ООО «Домострой» выдать справку о сумме заработной платы за текущий и два предшествующих года для расчета пособий по временной нетрудоспособности, справки 2-НДФЛ за 2016 год. В обоснование иска указала, что работала в ООО «Домострой» в должности главного бухгалтера с 01 февраля 2007 года по 28 сентября 2016 года. В периоды: с 06 по 19 октября 2016 года, с 20 по 26 октября 2016 года и с 28 октября по 11 ноября 2016 года находилась на больничном. 15 ноября 2016 года она отправила в адрес ООО «Домострой» оригиналы листков временной нетрудоспособности, приложив к ним также заявления о выплате пособий по временной нетрудоспособности. Однако пособия по временной нетрудоспособности ей выплачены не были. Просила взыскать с ООО «Домострой» и ГУ – УРО ФСС РФ оплату по больничным листам в размере 39 501 рубль 36 копеек, денежную компенсацию за задержку выплат, начиная со следующего дня после установленного срока выплат по 24 января 2017 года в размере 1343 рубля 05 копеек, а также начиная с 25 января 2017 года по день фактического расчета включительно по правилам статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации; обязать ООО «Домострой» выдать справку о сумме заработной платы за текущий и два предшествующих года для расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам и по уходу за ребенком, а также справку 2-НДФЛ за 2016 год.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение здравоохранения «Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт», Государственную инспекцию труда в Ульяновской области и, рассмотрев спор по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УРО ФСС РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что у Фонда отсутствует обязанность по назначению и выплате Громовой К.Е. пособий по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности №***, №***, так как Фонд не получал необходимые для таких выплат документы. Утверждения представителя ООО «Домострой» о направлении в Фонд трех подлинных листков нетрудоспособности не соответствуют действительности. Обращает внимание, что подлинные листки нетрудоспособности, по которым Громова К.Е. просила взыскать с ООО «Домострой» и Фонда оплату, находятся у истца. Кроме того, копии листков нетрудоспособности направлялись в Фонд не для их оплаты, а для проверки обоснованности их выдачи и правильности оформления. Просит учесть, что у Фонда не имелось оснований для выплаты работнику пособия по временной нетрудоспособности, так как при проверке представленных ООО «Домострой» копий листков нетрудоспособности на предмет их соответствия действующему порядку, установлено, что листки оформлены с нарушением требований законодательства. Считает, что Громовой К.Е. было необходимо обратиться в медицинскую организацию с целью исправления недостатков, допущенных организациями при оформлении листков нетрудоспособности. Обязанность по выплате пособия по временной нетрудоспособности возникает у Фонда только на основании надлежащим образом оформленных листков временной нетрудоспособности. Кроме того, суд необоснованно взыскал с ГУ – УРО ФСС РФ в доход местного бюджета государственную пошлину.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика ООО «Домострой» и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 01 февраля 2007 года по 28 сентября 2016 года Громова К.Е. состояла в трудовых отношениях с ООО «Домострой», где работала  в должности главного бухгалтера.

В период с 06 октября по 11 ноября 2016 года Громова К.Е. находилась на амбулаторном лечении, первоначально в ГУЗ «Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт», где ей были оформлены листки временной нетрудоспособности: за период с 06 по 19 октября 2016 года № ***, который был заменен на лист нетрудоспособности *** из-за технической ошибки; за период с 20 по 26 октября 2016 года - № ***; а также в ГУЗ «Городская больница № 3», где истцу был выдан лист нетрудоспособности за период с 28 октября по 11 ноября 2016 года № ***, который из-за технической ошибки был заменен на дубликат № ***.

Листки нетрудоспособности были направлены истцом для оплаты в адрес бывшего работодателя  ООО «Домострой», и 17 ноября 2016 года последним получены.

В дальнейшем ООО «Домострой» направил указанные листки нетрудоспособности в ГУ – УРО ФСС РФ  для проверки, по результатам которой листки были возвращены в ООО «Домострой» с указанием на имеющиеся в оформлении листков недостатки.  

Оплата по листкам нетрудоспособности Громовой К.Е. произведена не была, листки возвращены истцу.

Полагая, что имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя и Фонда, Громова К.Е. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Правоотношения в системе обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности, в том числе условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 255-ФЗ в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы застрахованные лица обеспечиваются пособием по временной нетрудоспособности.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 данной статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (ч. 2 ст.5).

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60 процентов среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности).

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 255-ФЗ страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Частью 2 статьи 9 Федерального закона №255-ФЗ установлены основания для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности: наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства; наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 294 от 21 апреля 2011 года утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта» (далее – Положение № 294 от 21 апреля 2011 года).

Названным постановлением Правительства Российской Федерации определено, что Ульяновская область участвует в реализации пилотного проекта с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2019 года.

Пунктом 2 Положения № 294 от 21 апреля 2011 года установлено, что при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения к страхователю за пособием по временной нетрудоспособности, пособием по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий, соответствующее пособие назначается территориальным органом Фонда на основании представленных страхователем документов или сведений, предусмотренных в соответствии с пунктом 4 данного Положения.

В случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона №255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности, - территориальным органом Фонда за счет средств бюджета Фонда (п. 6 Положения № 294 от 21 апреля 2011 года).

После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.

В случае выявления территориальным органом Фонда нарушений установленного порядка выдачи, продления и оформления медицинской организацией или страхователем листка нетрудоспособности территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения листка нетрудоспособности направляет (вручает) страхователю, а в случае, указанном в пункте 5 данного Положения (в случае прекращения деятельности страхователем), - застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) в установленном порядке извещение с указанием перечня необходимых исправлений и листок нетрудоспособности для внесения в него соответствующих исправлений. Форма извещения утверждается Фондом (п. 8 Положения № 294 от 21 апреля 2011 года).

Порядок выдачи листков нетрудоспособности утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 года № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» (далее – Порядок № 624н от 29 июня 2011 года).

Проверив листки нетрудоспособности, выданные Громовой К.Е. медицинскими организациями, на предмет их оформления в точном соответствии с названным выше Порядком Фонд возвратил листки страхователю (работодателю), а последний – истцу, в связи с чем, пособия по временной нетрудоспособности истцу не были назначены и выплачены.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно установил, что обстоятельства, на которые ссылались ответчики, не могут служить основанием для отказа в назначении и выплате застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности.

Как утверждает Фонд, листки нетрудоспособности выданные Громовой К.Е. медицинскими организациями, оформлены последними в нарушение Порядка №624н от 29 июня 2011 года.

Так, в первом листке нетрудоспособности Громовой К.Е. за период с 06 по 19 октября 2016 года лечащим врачом не сделана отметка о нарушении режима, когда таковой, по мнению специалиста Фонда, имел место 07 октября 2016 года; во втором листке за период с 20 по 26 октября 2016 года, являющимся продолжением первого листка, не должно быть отметок в строке «первичный»; третий листок за период с 28 октября по 11 ноября 2016 года выдан за прошлое время без решения врачебной комиссии.

Вместе с тем, первичными медицинскими документами (картами амбулаторного больного Громовой К.Е.), которые были предметом исследования суда первой инстанции, подтверждается как наличие самих заболеваний, повлекших временную нетрудоспособность истца, так и прохождение Громовой К.Е. соответствующего амбулаторного лечения.

Недостатки, имеющиеся, по мнению Фонда, в листках нетрудоспособности, были допущены сотрудниками медицинских учреждений, не по вине истца, и в силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ не являются основаниями для отказа в выплате застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности.

Также следует отметить, что Письмом ФСС РФ от 28 октября 2011 года №14-03-18/15-12956 разъяснено, что в целях предотвращения отказов в назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам страхователям, наличие в листке технических недочетов заполнения не является основанием для переоформления листка нетрудоспособности и отказа в назначении и выплате пособий, если при этом все записи в листке нетрудоспособности читаются.

Непредоставление застрахованным лицом справки о сумме заработка, на что ссылался Фонд, в соответствии с п. 2 Положения № 294 от 21 апреля 2011 года также не является основанием для отказа в выплате пособия по временной нетрудоспособности.

Таким образом, решение суда по существу заявленных требований является правильным, пособие взыскано в пользу истца в соответствии с действующим порядком – за первые три дня нетрудоспособности за счет средств работодателя, начиная с четвертого дня нетрудоспособности – за счет средств бюджета Фонда.

Вместе с тем следует учесть, что ответчик в лице Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выступал в настоящем споре как распорядитель бюджета, выделенного Фонду в пределах бюджетных ассигнований из федерального бюджета на выплату гражданам пособий.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Согласно ч. 2 разд. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Обладая отдельными властными полномочиями и публичными функциями по обеспечению гарантированных государством реабилитационных мероприятий, Фонд социального страхования имеет предусмотренные налоговым законодательством льготы, поскольку на него в полной мере распространяется действие вышеприведенной нормы.

С учетом изложенного, решение суда по существу заявленных Громовой К.Е. требований является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит, а Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в сумме 1157 руб. 20 коп., взысканной судом первой инстанции в доход местного бюджета.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 04 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Освободить Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от уплаты государственной пошлины в сумме 1157 руб. 20 коп.

 

Председательствующий

 

Судьи