Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании расходов за приобретение лекарственных препаратов
Документ от 01.08.2017, опубликован на сайте 18.08.2017 под номером 67834, 2-я гражданская, о возмещении расходов и компенсации морального вреда, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                  Дело № 33-2965/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             01 августа 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 апреля 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Наумкина Виктора Васильевича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных средств, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области   в пользу Наумкина Виктора Васильевича 21 831 руб.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Наумкина В.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Наумкин В.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных средств, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что является инвалидом *** группы, по состоянию здоровья нуждается в постоянном приеме такого лекарственного препарата как «***». 09 июля 2015 года лечащим врачом ему был выписан рецепт на бесплатное получение названного лекарственного препарата, однако лекарством он обеспечен не был по причине неверного указания врачом источника финансирования. Поскольку данный препарат ему жизненно необходим, он был вынужден приобрести его за счет собственных средств. Также ввиду несвоевременного оформления рецептов, отсутствия лекарственного препарата в аптечной сети он за счет собственных средств приобретал препарат в период с июля по декабрь 2015 года, в апреле, июне, октябре, ноябре и декабре 2016 года, в январе 2017 года, всего на общую сумму 21 831 руб. Необеспечение его лекарственным препаратом причинило ему имущественный ущерб и нравственные страдания. Просил взыскать с ответчика расходы на приобретение лекарственного препарата в размере 21 831 руб., денежную компенсацию морального вреда – 5000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «УльяновскФармация» (далее – АО «УльяновскФармация»), негосударственное учреждение здравоохранения «Отделенческая больница на станции Ульяновск» ОАО «РЖД» (далее – НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск») и, рассмотрев спор  по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение. Указывает, что согласно сведениям Региональной информационной системы, Наумкин В.В. обеспечен лекарственным препаратом «***» по рецептам от 19 января, 15 февраля, 14 марта, 19 мая, 08 июля, 15 августа, 13 сентября 2016 года, 19 января, 20 февраля, 16 марта 2017 года. Обращает внимание, что Наумкин В.В. по своему усмотрению приобретал лекарственный препарат «***» в объеме, превышающем назначение лечащего врача. Кроме того, считает, что надлежащим ответчиком по делу является АО «УльяновскФармация», которое не исполнило обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенных контрактов.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Наумкин В.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы по ***, инвалидность установлена истцу 18 июня 2015 года на срок до 16 июня 2017 года.

Материалами дела подтверждено, что в связи имеющимся заболеванием Наумкин В.В. нуждается в постоянном приеме лекарственного препарата «***», согласно назначению лечащего врача в объеме 250 мг три раза в день.

09 июля 2015 года лечащим врачом НУЗ «Отделенческая больница на ст.Ульяновск» Наумкину В.В, был выписан рецепт на приобретение лекарственного препарата «***» 250 мг № 100, однако данный рецепт обеспечен не был, в связи с чем истец приобрел указанный препарат стоимостью 878 руб. 90 коп. за счет собственных средств.

Истец не был обеспечен лекарственным препаратом «***» по льготным рецептам от 12 апреля, 10 июня, 12 октября, 14 ноября,  19 декабря 2016 года, в связи с чем, также был вынужден приобретать необходимый ему лекарственный препарат самостоятельно.

В отдельные периоды в аптечной сети необходимый истцу лекарственный препарат отсутствовал, рецепты на его приобретение не оформлялись.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении требований, заявленных к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Вывод суда по существу является правильным, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного  закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Правительство Российской Федерации утверждает Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с данным Перечнем правом на бесплатное получение всех лекарственных средств обладают инвалиды первой группы.

Лекарственный препарат «***» включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года № 2782-р, от 26 декабря 2015 года № 2724-р, от 28 декабря 2016 года № 2885-р соответственно на 2015, 2016, 2017 годы.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушенное право Наумкина В.В., являющегося инвалидом первой группы, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами подлежит защите и восстановлению в данном случае путем взыскания в пользу истца денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата «***».

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец приобретал лекарственное средство по своему усмотрению, в объеме, превышающем назначение врача, несостоятельны.

Как было указано выше и подтверждено материалами дела, лекарственный препарат «***» истцу назначен лечащим врачом в объеме 250 мг три раза в день.

Вопреки доводам жалобы, количество приобретенного истцом за счет собственных средств препарата «***» (преимущественно в упаковках по 20 таблеток) не превысило объема, назначенного истцу врачом.

Вместе с тем, из представленных истцом документов (кассовых и товарных чеков) следует, что на приобретение лекарственного препарата «***» истцом затрачено 16 817 руб. 70 коп., в том числе в 2015 году: 10 июля – 878 руб. 90 коп., 23 сентября – 1298 руб. 70 коп., 06 ноября – 432 руб. 90 коп., 15 ноября – 432 руб. 90 коп., 17 ноября – 1839 руб. 20 коп., 19 декабря – 1780 руб. 80 коп.; в 2016 году – 16 января – 445 руб. 20 коп., 22 апреля – 399 руб. 50 коп., 29 апреля – 399 руб. 50 коп., 05 мая – 399 руб. 50 коп., 12 мая – 1670 руб., 09 июля – 463 руб. 20 коп., 15 июля – 1770 руб., 08 ноября – 1770 руб., 07 декабря – 464 руб. 90 коп., 13 декабря – 474 руб. 50 коп., 20 декабря – 474 руб. 50 коп.; в 2017 году – 03 января – 474 руб. 50 коп., 10 января – 474 руб. 50 коп., 17 января – 474 руб. 50 коп.

Требований о взыскании с ответчика расходов, понесенных на приобретение лекарственного препарата «***», также назначенного истцу врачом, Наумкиным В.В. в рамках рассмотрения настоящего спора заявлено не было, в связи с чем, в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, они не были предметом проверки и исследования суда первой инстанции и не могут быть предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Кроме того, в заявленную сумму иска 21 831 руб. вошли расходы истца на приобретение иных лекарственных препаратов и средств, которые Наукину В.В. врачом не назначались.

Таким образом, взысканная судом в пользу Наумкина В.В. с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия сумма понесенных расходов на приобретение лекарственного препарата «***» подлежит уменьшению до 16 817 руб. 70 коп.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не является в настоящем споре надлежащим ответчиком,  несостоятельны.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Наумкин В.В.

На основании изложенного, ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит изменению,  взысканная с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Наумкина В.В. сумма понесенных расходов на приобретение лекарственного препарата «***» уменьшению до 16 817 руб. 70 коп.

В остальной части решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 апреля 2017 года изменить, уменьшить взысканную с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Наумкина Виктора Васильевича сумму понесенных расходов на приобретение лекарственного препарата «***» до 16 817 руб. 70 коп.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи