Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании суммы пенсии
Документ от 01.08.2017, опубликован на сайте 18.08.2017 под номером 67833, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кизирбозунц Т.Т.                                              Дело № 33-2960/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             01 августа 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 05 апреля 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» к Петрику Валерию Васильевичу о взыскании выплаченной пенсии за период с 14 июля 2003 года по 31 октября 2015 года в размере 1 583 229 руб. 17 коп. для возвращения в федеральный бюджет Российской Федерации – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» Лаврухина В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Петрика В.В., его представителя – адвоката Николаева Ю.Г., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» (далее – ФКУ ВК Ульяновской области) обратилось в суд с иском к Петрику В.В. о взыскании денежных средств. В обоснование иска указало, что 14 июля 2004 года в военный комиссариат Железнодорожного района города Улья­новска с заявлением о назначении пенсии обратился Петрик В.В., при­бывший в Российскую Федерацию на пенсионное обеспечение из Кыргызской Респуб­лики, уволенный приказом Министра обороны Кыргызской Республики № 0137 от 06 сентября 2002 года. Петрик В.В. представил своё личное дело с выписками из приказа Министра оборо­ны Кыргызской Республики № 0137 от 06 сентября 2002 года об увольнении с военной службы по собственному желанию и приказ начальника секретариата Министерства обороны Кыргызской Республики № 181 от 27 сентября 2002 года об исключении из списков личного состава с 27 сентября 2002 года.  В личном деле Петрика В.В. имелся подсчёт выслуги лет на пенсию, составленный 08 августа 2002 года на­чальником центрального финансового управления Министерства обороны Кыргызской Республики, заверенный печатью и подписью. На основании представленных документов с 14 июля 2003 года, то есть за 12 месяцев, предшествующих дню подачи заявления, Петрику В.В. была назначе­на пенсия за выслугу лет, которая выплачивалась по 31 октября 2015 года. С 01 ноября 2015 года выплата пенсии Петрику В.В. была прекращена в связи с тем, что из Управления кадров Кыргызской Республики поступили сведения, согласно которым полков­ник Петрик В.В. на тот момент времени числится в списках личного состава Министер­ства обороны Кыргызкой Республики и находился в розыске. Так же сообщалось, что 23 мая 2002 года полковник Петрик В.В. был зачислен в распоряжение Министра обороны Кыргызской Республики в связи с возбуждением уголовного дела по факту недостачи (хищения) горюче-смазочных материалов. Расследование было приос­тановлено в связи с самовольным оставлением Петриком В.В. места служ­бы. По состоянию на 02 октября 2015 года Петрик В.В. не был уволен с военной службы, а состоял в списках лич­ного состава Министерства обороны Кыргызской Республики и числился в розыске. 22 декабря 2016 года в военный комиссариат Ульяновской области из Управления кадров Генерального штаба Воору­жённых Сил Кыргызской Республики поступило личное дело № П-16 полковника запаса Петрика В.В. с расчетом выслуги лет, заверенным печатью. В этот расчет выслуги лет включен период, когда Петрик В.В. самовольно оставил место службы и находился в розыске, включая также период, когда он по­лучал пенсию за выслугу лет в военном комиссариате Ульяновской области. 02 августа 2016 года Петрик В.В. повторно обратился с заявлением о назначении ему пенсии с учётом вновь поступившего личного дела и вновь поступивших выписок из приказов об увольнении, тем самым Петрик В.В. не отрицал, что до 2016 года находился на военной службе в Вооруженных Силах Кыргызстана, хотя в период с 14 августа 2003 года по настоящее время прожи­вал в г. Ульяновске. С 25 апреля 2016 года Петрику В.В. назначена пенсия в размере 29 147 руб. 30 коп. ежемесячно. В период с 14 июля 2003 года по 31 октября 2015 года Петрик В.В. получал пенсию незаконно, всего за указанный период ему было выплачено 1 583 229 руб. 17 коп. из средств фе­дерального бюджета Российской Федерации. Просили взыскать с Петрика В.В. выплаченную ему за период с 14 июля 2003 года по 31 октября 2015 года пенсию в сумме 1 583 229 руб. 17 коп.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Кроме того, считает необоснованным признание судом преюдициального значения приговора Железнодорожного суда г.Ульяновска от 20 апреля 2004 года, решений Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 октября 2015 года и от 04 августа 2014 года, так как указанными судами не рассмат­ривался вопрос о причинах и основаниях увольнения ответчика со службы, а также подлинности изданных в 2002 году приказов. Судом не учтены положения статьи 56 Закона № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», которой установлена ответственность за предоставление недостоверных сведений, содержащихся в заявлениях о назначении и выплате пенсии. Предоставление ответчиком недостоверных сведений повлекло причинение ущерба государству.

В возражениях на апелляционную жалобу Петрик В.В. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 14 июля 2004 года Петрик В.В. обратился в ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» с заявлением о назначении пенсии.

Согласно материалам личного дела, представленного истцу Петриком В.В., последний уволен со службы в Вооруженных Силах Кыргызской Республики приказом Министерства обороны Кыргызской Республики № 0137 от 06 сентября 2002 года с должности начальника отдела горюче-смазочных материалов управления тыла Министерства обороны Кыргызской Республики; приказом министра обороны Кыргызской Республики от 27 сентября 2002 года № 181 Петрик В.В. исключен из списков личного состава, снят со всех видов довольствия и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат г.Ульяновска Российской Федерации.

На основании подсчета выслуги лет по состоянию на 08 августа 2002 года Петрику В.В. с 14 июля 2003 года была назначена пенсия за выслугу лет, которая выплачивалась исходя из данного расчета выслуги лет по 31 октября 2015 года.

С 01 ноября 2015 года выплата пенсии за выслугу лет Петрику В.В. была прекращена в связи с поступившими из Управления кадров Кыргызской Республики сведениями о том, что Петрик В.В. не был уволен с военной службы 27 сентября 2002 года, числится в розыске.

22 декабря 2016 года в ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» из Управления кадров Генерального штаба Вооруженных Сил Кыргызской Республики поступило личное дело полковника запаса Петрика В.В., содержащее приказы председателя государственного комитета по обороне Кыргызской Республики № 045 от 25 апреля 2016 года об увольнении Петрика В.В., состоящего в распоряжении председателя государственного комитета  по делам обороны Кыргызской Республики, с военной службы; от 10 мая 2016 года № 82 – об исключении Петрика В.В. из списков личного состава с 25 апреля 2016 года.

По вновь поступившему делу Петрику В.В. назначена пенсия с 26 апреля 2016 года.

Полагая, с учетом приведенных выше обстоятельств, что в период с 14 июля 2003 года по 31 октября 2015 года, Петрик В.В. незаконно получал пенсию за выслугу лет за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, ФКУ ВК Ульяновской области, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы сторон и, руководствуясь законом, подлежащим применению, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФКУ ВК Ульяновской области и взыскании с ответчика заявленной суммы денежных средств.

Вывод суда мотивирован, оснований е соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих установлены в Российской Федерации Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон № 4468-1),

Статьей 4 Закона № 4468-1 установлено, что пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Согласно статье 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного законодательства от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальными соглашениями.

Статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

В соответствии со ст. 52 Закона № 4468-1 заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 названного Закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Статьей 53 Закона № 4468-1 установлено, что пенсии в соответствии с данным Законом назначаются лицам, указанным в статье 1 Закона, - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.

При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

Согласно ст. 54 Закона № 4468-1 днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.

В случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой данной статьи.

Статья 56 Закона № 4468-1, определяющая общий порядок выплаты пенсий и органы, их выплачивающие, устанавливает, что лица, указанные в статье 1 данного Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Петрик В.В. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с  14 июля 2003 года, в период с 01 августа 1978 года по 27 сентября 2002 года Петрик В.В. проходил военную службу, в том числе в период с 06 сентября 1994 года по 27 сентября 2002 года – в Вооруженных Силах Кыргызской Республики.

Данные обстоятельства были установлены вступившими в законную силу решениями Ленинского районного суда г. Ульяновска от 31 октября 2012 года, 04 августа 2014 года, 11 ноября 2014 года по искам Петрика В.В. к ФКУ ВК Ульяновской области об установлении и перерасчете размера пенсии.

В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно принял во внимание обстоятельства, установленными перечисленными выше и вступившими в законную силу судебными решениями.

Назначение истцу пенсии за выслугу лет с 14 июля 2003 года, исходя из расчета такой выслуги по состоянию на 08 августа 2002 года, не противоречит общему правилу, установленному ст. 53 Закона № 4468-1, о назначении пенсии со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого военнослужащему было выплачено денежное довольствие при увольнении.

Из материалов дела следует, что с 2002 года Петрик В.В. в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела числился в распоряжении Министра обороны Кыргызской Республики. Начисление Петрику В.В. денежного довольствия производилось по момент его пребывания в должности (по 23 июня 2002 года), а после зачисления в распоряжение каких-либо выплат ответчику не производилось.

Согласно информации Управления кадров Генерального штаба Вооруженных Сил Кыргызской Республики от 17 января 2017 года издание приказа об увольнении Петрика В.В. с военной службы в Кыргызской Республике с 25 апреля 2016 года произведено с момента официального поступления в названное Управление информации о вынесении окончательного решения по возбужденному в отношении Петрика В.В. уголовному делу.

Вместе с тем, приговор в отношении Петрика В.В. был вынесен Железнодорожным районным судом г. Ульяновска еще 20 апреля 2007 года, вступил в законную силу 03 мая 2007 года, гражданским истцом по делу являлось Министерство обороны Кыргызской Республики, представители которого о судебном разбирательстве были извещены, но в суд не прибыли; данным приговором суда за названным гражданским истцом было признано право на предъявление иска в порядке гражданского судопроизводства.

Судом установлено, и Петриком В.В. не оспаривается, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 14 июля 2003 года, с сентября 2002 года военную службу не проходил, с 24 марта 2004 года постоянно зарегистрирован и проживает в г. Ульяновске.

Включение ответчику в расчет выслуги лет соответствующим органом Кыргызской Республики периода с 27 сентября 2002 года по 25 апреля 2016 года не может являться основанием для взыскания с Петрика В.В. суммы пенсии, полученной за период с 14 июля 2003 года по 31 октября 2015 года.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 05 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи