Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание постановления главы города-установление красных линий
Документ от 01.08.2017, опубликован на сайте 22.08.2017 под номером 67742, 2-я гражданская, о признании постановления об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома недействительным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Бирюкова О.В.                                                        Дело № 33а-2987/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           01 августа 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П.  и Смирновой Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновск на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 марта 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 02 июня 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Майорова Сергея Александровича удовлетворить.

Признать Постановление главы МО «Город Ульяновск» от 07 июля 2009 года №5294 «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск» в части утверждения границ красной линии, проходящей по земельному участку и жилому дому, расположенным по адресу: г.У***, ул. К***, д.***. недействительным.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя администрации г.Ульяновска Четвергова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснение представителя Майорова С.А. – Царёвой В.Г., просившей решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Колгановой Е.А. о законности решения суда первой инстанции, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Майоров С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска о признании недействительным постановления главы МО «Город Ульяновск» от 07 июля 2009 года №5294 «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск» в части прохождения красных линий по принадлежащему ему земельному участку.

В обоснование иска указал, что является собственником недвижимого имущества – двухэтажного жилого дома с пристроями общей площадью 189,35 кв. м, расположенного по адресу: г.У***, ул. К***, ***, на основании договоров купли-продажи от 18 апреля 2006 года и от 14 августа 2009 года. Земельный участок под домом площадью 1407 кв. м, кадастровый номер ***, принадлежит ему на праве аренды на основании договора аренды земельного участка №24-1-756 от 29 марта 2011 года. Границы участка установлены в соответствии с действующим законодательством. 26 ноября 2004 года земельный участок поставлен на кадастровый учет.

В 2010 году ему было выдано уведомление о переводе жилого помещения в нежилое. 01 июля 2015 года он - Майоров С.А., получил градостроительный план земельного участка № RU73304000-537, был разработан проект реконструкции жилого дома под офисное здание. Однако 05 октября 2016 года ему было отказано в выдаче разрешения на реконструкцию дома в связи с тем, что не учтены требования градостроительного плана земельного участка, а именно: объект выходит за границы зоны допустимого размещения объекта и за красную линию по ул. К***.

Администрация города Ульяновска при разработке и утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района г.Ульяновска нарушила положения Градостроительного кодекса РФ и нормативные правовые акты  РФ в области градостроительства, в результате чего установленная красная линия проходит не только через ранее сформированный в установленном порядке земельный участок, но и через существующий жилой дом 1995 года постройки, что является недопустимым. Постановление главы МО «Город Ульяновск» от 07 июля 2009 года №5294 «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск» в части утверждения границ красных линий по адресу: г.У***, ул. К***, *** не соответствует Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 02 августа 1999 года №18, Конституции РФ, ст. 209 ГК РФ.

В связи с  этим истец просил признать недействительным Постановление главы МО «Город Ульяновск» от 07 июля 2009 года №5294 «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск» в части утверждения границы красной линии, проходящей по земельному участку и жилому дому, расположенным по адресу: г.У***, ул. К***, д.***.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Глава МО «Город Ульяновск».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, считает его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и отказать истцу в удовлетворении требований.

В обосновании указывает, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий, предоставленных Главе администрации города Ульяновска.  Оспариваемое постановление вступило в законную силу с момента его официального опубликования в газете «Ульяновск сегодня» №50 от 08 июля 2009 года. В соответствии с проектом планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск», земельный участок с кадастровым номером *** по ул. К***, ***, площадью 1237,2 кв м, частично расположен за пределами утвержденной в составе проекта красной линии, на территории общего пользования – на территории городских магистральных улиц и дорог районного значения. По смыслу п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, сам по себе факт утверждения красной линии не придает участку статус участка общего пользования. Красные линии лишь отграничивают территории, которые либо уже являются землями общего пользования, либо могут стать ими в перспективе. Утверждение красных линий никак не отражается на правовом режиме земельного участка, и заявитель в связи с установлением красных линий не лишен прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Майорова С.А. – Царева В.Г., прокурор Ленинского района города Ульяновска не соглашаются с доводами апелляционной жалобы, считают решение суда законным и обоснованным.

В судебное заседание не явились Майоров С.А., представители администрации Железнодорожного района г.Ульяновска,  Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Управления муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска, Махов В.Ю., Гордеева Э.Ю. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Майоров С.А. является собственником недвижимого имущества – двухэтажного жилого дома с пристроями общей площадью 189,35 кв. м, расположенного по адресу: г.У***, ул. К***, ***, на основании договоров купли-продажи от 18 апреля 2006 года и от 14 августа 2009 года.

Земельный участок с разрешенным использованием: для реконструкции нежилого помещения под офисное здание, площадью 1237,2 кв. м, кадастровый номер ***, предоставлен Майорову С.А. мэрией г.Ульяновска на основании договора  аренды  №24-1-756 от 29 марта 2011 года сроком до 31 марта 2054 года.

Границы участка установлены в установленном законодательством РФ порядке, дата постановки земельного участка на кадастровый учет – 26 ноября 2004 года.

Постановлением мэрии г.Ульяновска № 5388 от 13 октября 2010 года Майорову С.А. разрешено перевести принадлежащий ему жилой дом по ул. К***, *** в г.У*** в нежилое помещение с проведением работ по реконструкции, для последующего использования вышеуказанного помещения под офисное здание.

01 июля 2015 года Майоровым С.А. получен градостроительный план земельного участка с целью проведения реконструкции жилого дома под офисное здание. При этом в разделе 2.2.4 плана указано о необходимости учета при проектировании и строительстве красной линии по ул. Кирова.

Также в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что в соответствии с проектом планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск», утвержденного Постановлением главы МО «Город Ульяновск» от 07 июля 2009 года №5294 «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск»,  земельный участок с кадастровым номером *** по ул. К***, ***, площадью 1237,2 кв. м, частично расположен за пределами утвержденной в составе проекта красной линии, на территории общего пользования – на территории городских магистральных улиц и дорог районного значения.

Из технического паспорта на принадлежащее Майорову С.А. домовладение (л.д. 17), а также из чертежа градостроительного плана земельного участка (л.д. 45) следует, что красная линия проходит не только по части земельного участка, но и по части пристроя лит. А2 и крыльца домовладения.

05 октября 2016 года Майорову С.А. было отказано в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома по офисное здание по ул. К***, *** в Ж*** районе г.У*** со ссылкой на то обстоятельство, что не учтены требования градостроительного плана земельного участка от 01 июля 2015 года, а именно: объект выходит за пределы зоны допустимого размещения объекта и за красную линию по ул. К***.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца в части признания недействительным постановления Главы города Ульяновска от 07 июля 2009 года № 5294 «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск»,  в части утверждения красной линии, проходящей по земельному участку и жилому дому по ул.К***, *** в г.У***.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ (часть 4 статьи 3 Градостроительного кодекса  РФ).

Согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования с установлением границ территориальных зон. Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, сложившейся планировки территории и существующего землепользования и должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (подпункты 1 и 4 части 1 статьи 34, часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ). Градостроительные регламенты, каждый из которых действует в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования, определяют правовой режим земельных участков равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (части 1 и 3 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3 статьи 85 ЗК).

Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно подпункту «б» пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ,  статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ). Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ) и утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа (часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 1998 года № 18-30 «РДС 30-201-98», проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7 и 4.8 Инструкции).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 25 февраля 2016 года № 242-О, разъяснил, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30).

Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.

В данном случае красная линия установлена без учета существующего жилого дома и установленных в предусмотренном законом порядке границ земельного участка по ул.К***, *** в г.У***.

Доводы апелляционной жалобы представителя администрации г.Ульяновска о том, что установление красной линии не нарушает прав истца, поскольку не препятствует ему в использовании земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования – для реконструкции жилого помещение под офисное, является несостоятельным. Как было указано выше, именно несоблюдение требований градостроительного плана земельного участка от 01 июля 2015 года в части выхода объекта за пределы зоны допустимого размещения  объекта и за красную линию по ул. К***,  утвержденную Постановлением главы МО «Город Ульяновск» от 07 июля 2009 года №5294 в составе Проекта планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск», явилось основанием для отказа Майорову С.А.  в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома по офисное здание.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьям 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 марта 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 02 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: