Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О приостановлении осуществления государственного кадастрового учета
Документ от 01.08.2017, опубликован на сайте 22.08.2017 под номером 67640, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                       Дело № 33а-3093/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          01 августа 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Королёвой А.В.,

судей Смирновой Ю.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре  Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Ялаловой  Лилии Шарифзяновны  - Ханнанова Марата Рифовича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 апреля 2017 года, с учетом  определение того же суда  об исправлении описки от 14 июня 2017 года,  по которому постановлено:

 

в удовлетворении административного иска  Ялаловой Лилии  Шарифзяновны о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от  02.02.2017 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и  от 10.03.2017  об  отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения  представителя               Ялаловой Л.Ш. -  Ханнанова М.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» -  Тазетдиновой Э.Р.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ялалова  Л.Ш.  обратилась  в суд с административным иском  о признании незаконными  решений Управления Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от  02.02.2017  о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и  от 10.03.2017  об  отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета.

В обоснование  требований указала, что 01.02.2017 она обратилась в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением об изменении  вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: У***  область, У*** район, с «под производственные нужды» на «индивидуальные жилые дома».

Рассмотрев данное заявление, Управление Росреестра по Ульяновской области приостановило осуществление государственного кадастрового  учета, в обоснование сославшись на то, что форма и заявление представленного документа не соответствуют требованиям Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации  недвижимости», а именно в сведениях единого государственного реестра прав на недвижимое имущество  отсутствуют сведения о принадлежности земельного участка с кадастровым номером *** к определенной территориальной зоне градостроительного зонирования, представление  которых является обязанностью органов  местного самоуправления при принятии ими решений (актов)  об утверждении правил землепользования и застройки, имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных  заявителем документах и сведениями ЕГРН о таком  объекте недвижимости.

В целях устранения препятствий, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета, она  получила в Управлении архитектуры и градостроительства  администрации г. Ульяновска сведения  о принадлежности земельного участка  к территориальным зонам Ж1 (зона застройки индивидуальными  жилыми домами), Ц3 (зона размещения объектов социального и коммунально-бытового  назначения), П1 (размещение производственных  объектов IV и  V классов вредности), Р2 (зеленые насаждения общего пользования) и представила их административному ответчику.

Рассмотрев представленные документы, Управление Росреестра по Ульяновской области  10.03.2017 решением № 73/17-7478 отказало в снятии  приостановления осуществления государственного кадастрового учета со ссылкой на п. 49 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указав, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в ЕГРП и в документах, представленных  административным истцом, а именно: в заявлении  содержится  просьба  об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «под производственные нужды» на «индивидуальные жилые дома», в то время как  согласно сведениям  ЕГРП объект капитального строительства «индивидуальный  жилой дом» на указанном земельном участке отсутствует.

По смыслу уведомлений от 02.02.2017 и от 10.03.2017 препятствием в изменении вида разрешенного использования земельного участка является отсутствие на указанном участке объекта капитального строительства (индивидуального жилого дома).

Указанное препятствие является неустранимым, поскольку  она  на земельном участке объект капитального строительства не возводила, следовательно,  доказательств иного представить не возможно.

Иное свидетельствовало бы о возведении ей  самовольной постройки. Доводы административного ответчика, изложенные  в уведомлениях от 02.02.2017 и от 10.03.2017, не соответствуют требованиям законодательства, а именно                        п. 4 ст. 37 ГрК РФ, требованиям Градостроительного регламента.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Ялаловой Л.Ш. – Ханнанов М.Р. не соглашается с решением, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В  обоснование  жалобы указывает, что оспариваемые  уведомления  не содержат указание на расположение земельного участка в территориальных зонах Ж1, Ц3, П1, Р2, как  основание для приостановления кадастрового учета. Оно было заявлено Управлением лишь в ходе рассмотрения дела.   При этом суд не принял во внимание, что решением Ульяновской Городской Думы № 91 от 23.07.2014 внесены изменения в Правила землепользования и застройки  города Ульяновска, в его карты градостроительного зонирования и фрагмент карты градостроительного  зонирования территории города Ульяновска, на основании которого земельный участок с кадастровым номером ***, поставленный на государственный кадастровый учет 08.06.2012, оказался в нескольких территориальных зонах, приняты в нарушение действующего законодательства, и не могут  применяться при рассмотрении настоящего дела.

Согласно карте градостроительного зонирования и фрагмента карты градостроительной территории г.Ульяновска, Ленинский район, которые были утверждены ранее действовавшим решением Ульяновской Городской Думы № 69 от 29.07.2011, земельный участок с кадастровым номером *** находился в одной территориальной зоне Ж6, предусматривающей в качестве основного вида разрешенного использования – индивидуальные жилые дома. Вывод суда о постановке  земельного участка на  государственный кадастровый учет 21.01.2017 не соответствует фактическим обстоятельствам дела и является ошибочным.

Не согласен с выводом суда о невозможности определения выбора вида разрешенного использования земельного участка в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о принадлежности земельного участка к определенной территориальной зоне. Необходимые сведения были получены ею в Управлении архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска и представлены в Управление Росреестра по Ульяновской области.

Полагает несостоятельной ссылку суда на ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, СП 42.13330.2011, как не влияющие на существо спорных правоотношений.

Указывает на то, что предусмотренное п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации право выбора правообладателя земельного участка основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка не ставится законом в зависимость от наличия утвержденных органами местного самоуправления проектов планировки территорий, проектов межевания территорий и градостроительных планов земельных участков.

Считает несостоятельным довод Управления Росреестра по Ульяновской области о необходимости представления доказательств наличия на земельном участке объекта капитального строительства соответствующего назначения – индивидуального жилого дома либо разрешительной документации на его строительство для изменения вида разрешенного использования земельного участка. В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации  несоответствие вида разрешенного использования земельного участка является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. Таким образом, строительство индивидуального жилого дома без предшествующего строительству изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** с «под производственные нужды» на «индивидуальные жилые дома» и без получения соответствующего разрешения на строительство запрещено законом (ст. 222 ГК РФ). Указанное обстоятельство исключает возможность предоставления в Управление Росреестра по Ульяновской области разрешительной документации на строительство индивидуального жилого дома, а также доказательств наличия на указанном земельном участке индивидуального жилого дома.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Ульяновской области и ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской области» просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ялалова  Л.Ш., представитель администрации г.Ульяновска в судебное  заседание не явились,   извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё,  судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Судом первой инстанции установлено, что Ялалова  Л.Ш. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***,  площадью 240 659 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - под производственные нужды, расположенный по адресу: У*** область, г.У***, Л*** район. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет  08.06.2012.

01.02.2017  представитель  Ялаловой  Л.Ш.  обратился в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «под производственные нужды» на «индивидуальные жилые дома». 

Рассмотрев указанное заявление, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области уведомлением от 02.02.2017 приняло решение № 73/17-2820 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии   с п.7 ч.1 ст.26, п.49 ч.1 ст.26 Федерального закона  от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации  недвижимости».

В уведомлении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений № 73/17-2820 от 02.02.2017 указаны  следующие причины:  в сведениях Единого государственного реестра  недвижимости  (далее ЕГРН) отсутствуют сведения о принадлежности  земельного участка к определенной территориальной  зоне градостроительного зонирования;  имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в  представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН  о таком объекте недвижимости, а именно   отсутствие  на земельном участке  капитального строительства (индивидуального жилого дома).

В целях устранения препятствий, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета,  Ялалова  Л.Ш.  получила в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска сведения (исх. № 01-13/953 от 14.02.2017) о принадлежности земельного участка с кадастровым номером *** к территориальным зонам Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), ЦЗ (зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения), П1 (зона размещения  производственных объектов IV и  V  классов  вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м) и Р2 (зона  зеленых насаждений общего пользования)социального и коммунально-бытового назначения) и  представила их в Управление Росреестра в соответствии с заявлением № 73-0-1-69/3004/2017-553 от 03.03.2017.

Рассмотрев представленные дополнительные документы, Управление Росреестра уведомлением от 10.032017 № 73/17-7478 отказало в снятии приостановления осуществления кадастрового учета со ссылкой на п.49 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015  № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указав, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости, а именно: в заявлении содержится просьба об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** с «под производственные нужды» на «индивидуальные жилые дома», в то время, как согласно сведениям ЕГРН объект капитального строительства (индивидуальный жилой дом) на указанном земельном участке отсутствует.

Принимая решение, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, верно применил материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, и на основании полной и объективной оценки представленных в деле доказательств пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ  «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений осуществляется путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ  «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с ч.ч. 1 - 3 ст. 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

К таким сведениям относятся и сведения о виде разрешенного использования земельного участка.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Закон допускает использование земельных участков их собственниками в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 2 ст. 85  Земельного кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм права установлен общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.

Внесение в кадастр сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка должно быть связано не с произвольным его выбором, а с фактическим (реальным) использованием земельного участка.

В данном случае объект капитального строительства – индивидуальный жилой дом на  земельном участке отсутствует. Таким образом, оснований для изменения разрешенного вида земельного участка не имелось. В связи с этим решение Управления Росреестра по Ульяновской области о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка со ссылкой на п.49 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ  «О государственной регистрации недвижимости» ввиду наличия  противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости), соответствует закону.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда, и в решении им дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться.

Судебная коллегия соглашается с позицией представителей Управления Росреестра по Ульяновской области и администрации г.Ульяновска о том, что земельный участок с кадастровым номером ***, с учетом его площади 240 659 кв.м, подпадает под понятие «квартал». Согласно п.5.4 СП 42.13330.201  квартал (микрорайон) - основной планировочный элемент застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60 га. В квартале (микрорайоне) могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории.

Район, квартал (микрорайон) являются объектами документов территориального планирования и документов по планировке территории, что предусматривает  соблюдение положений ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации,  регламентирующей порядок подготовки и утверждения органом местного самоуправления  документации по планировке территории

Оспариваемые решения Управления Росреестра по Ульяновской области о приостановлении регистрационных действий не нарушают прав и законных интересов истца, ссылающегося на невозможность приступить к строительству индивидуального жилого дома. В ходе рассмотрения дела было установлено, что за получением разрешения на строительство индивидуального жилого дома                 Ялалова  Л.Ш. не обращалась,  отказ в выдаче разрешения на строительство ввиду несоответствия вида разрешенного использования земельного участка не выдавался.

Определением суда  от  14.06.2017 была  исправлена  допущенная описка в дате  постановки  земельного участка на государственный кадастровый учет, в связи с чем  доводы   апелляционной жалобы  об ошибочном выводе суда о дате постановки земельного участка на  государственный кадастровый учет 21.01.2017 являются несостоятельными.

Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 апреля 2017 года,  с учетом  определение того же суда  об исправлении описки от 14 июня 2017 года оставить без изменения,  апелляционную жалобу представителя Ялаловой  Лилии Шарифзяновны  - Ханнанова Марата Рифовича – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи