Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилого помещения вне очереди
Документ от 25.07.2017, опубликован на сайте 11.08.2017 под номером 67616, 2-я гражданская, о понуждении предоставить во внеочередном порядке отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА

Документ от 12.04.2018, опубликован на сайте 16.04.2018 под номером 72534, Президиум гражданский, , РЕШЕНИЕ суда 1ой инстанции ОТМЕНЕНО с возвращением на новое рассмотрение

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Андреева Н.А.                                                   Дело № 33-2942/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   25 июля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Стручковой Надежды Владимировны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12 мая 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Стручковой Н*** В***, действующей в интересах недееспособного Стручкова Е*** А***, к администрации муниципального образования «город Димитровград» о признании решения комиссии по жилищным вопросам незаконным, понуждении к предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Стручковой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Стручкова Н.В., действующая в интересах недееспособного Стручкова Е.А., обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования                   «город Димитровград» о признании решения комиссии по жилищным вопросам незаконным, понуждении к предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указала, что является опекуном недееспособного супруга Стручкова Е.А., инвалида *** группы по общему заболеванию. В настоящее время они с супругом, а также тремя детьми, двое из которых несовершеннолетние, проживают в жилом помещении общей площадью 44,09 кв.м, расположенном по адресу: ***, принадлежащем ей и сыну Стручкову Д.Е. в равных долях (по ½ доле в праве каждому). Ее супруг страдает заболеванием, которое входит в Перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2006 года № 378, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. В связи с имеющимся заболеванием ее супруг Стручков Е.А. имеет право на дополнительную жилую площадь. 13 февраля 2017 года она обратилась к главе администрации г. Димитровграда с заявлением о предоставлении Стручкову Е.А. отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации г. Димитровграда от 24 марта 2017 года № *** в предоставлении указанного жилого помещения отказано, с чем она не согласна. Просила признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации г. Димитровграда Ульяновской области от 24 марта 2017 года № *** в части отказа Стручкову Е.А. в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, обязать ответчика предоставить Стручкову Е.А. отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди установленных размеров с учетом права Стручкова Е.А. на дополнительную жилую площадь.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное казенное учреждение «Управление по реализации социальных программ» и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Стручкова Н.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что суд оставил без внимания тот факт, что старший сын – С*** Д.Е., достигнув совершеннолетия, перестал был членом ее семьи, кроме того, у неё и Стручкова Е.А. есть еще двое несовершеннолетних детей, за безопасность которых она опасается. Полагает, что решение суда противоречит конституционным принципам и ставит ее в неравное положение с другими категориями гражданами.

В возражениях на жалобу муниципальное казенное учреждение «Управление по реализации социальных программ» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Стручков Е.А., *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию. Инвалидность установлена Стручкову Е.А. 12 февраля 2016 года бессрочно.

Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области Стручков Е.А. признан недееспособным.

Распоряжением Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Димитровграду и Мелекесскому району № *** от *** года над недееспособным Стручковым Е.А. установлена опека, опекуном назначена его супруга – истец Стручкова Н.В.

Согласно заключению врачебной комиссии № *** от 09 февраля 2017 года Стручков Е.А. страдает заболеванием, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 (код заболевания ***).

В связи с имеющимся заболеванием Стручков Е.А. состоит на диспансерном учете с 2011 года, имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 814 от 21 декабря 2004 года.

Стручков Е.А. с 2004 года зарегистрирован и проживает  в двухкомнатной квартире по адресу: ***, общей площадью 44,09 кв.м. Указанная квартира принадлежит в равных долях его супруге Стручковой Н.В. и сыну С*** Д.Е.

В квартире зарегистрированы: собственники - Стручкова Н.В., С*** Д.Е., а также Стручков Е.А. (в качестве супруга Стручковой Н.В.) и их  несовершеннолетние дети С*** Д.Е., *** года рождения, и С*** И.Е., *** года рождения.

Стручкова Н.В. с составом семьи три человека (она, муж и сын С*** Д.Е.) с 13 августа 1988 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма.

Решением  комиссии по жилищным вопросам администрации города Димитровграда №*** от 24 апреля 2014 года Стручков Е.А. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма вне очереди, в связи с имеющимся у него заболеванием. 

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации города Димитровграда № *** от 24 марта 2017 года отказано в предоставлении Стручкову Е.А. жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Полагая отказ в предоставлении Стручкову Е.А., страдающему тяжелой формой хронического заболевания, вне очереди жилого помещения незаконным, Стручкова Н.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для предоставления Стручкову Е.А. вне очереди жилого помещения по договору социального найма не установлено.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подлежит применению в системной взаимосвязи с положениями этого же федерального закона и нормами жилищного законодательства.

Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает.

Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет. Условия предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке, этот пункт Правил не устанавливает.

Согласно пункту 6 указанных выше Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.

Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, не возникает у членов одной семьи, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения.

При этом в смысле, определенном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, соответствующая квартира может быть признана занятой несколькими семьями, если проживающие в ней лица вселялись в данную квартиру именно как члены разных семей, лица же вселенные в соответствующую квартиру как члены семьи ее собственника (нанимателя) не могут признаваться разными семьями в целях применения п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне зависимости от того ведут ли они общее хозяйство с собственником (нанимателем) или нет.

Стручковы (супруги и трое детей) проживают в квартире одной семьей, что было установлено судом, и стороной истца, по сути, не оспаривалось.

Само по себе достижение старшим сыном Стручковых возраста совершеннолетия не свидетельствует о том, что он перестал быть членом семьи истца.

Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, основанием к отмене судебного решения служить не могут.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области                          от 12 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                Стручковой Н*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи