Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О выдаче градостроительного плана земельного участка
Документ от 19.07.2017, опубликован на сайте 08.08.2017 под номером 67565, 2-я гражданская, о признании незаконными действий в выдаче градостроительного плана, возложении обязанности выдать градостроительный план, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                         Дело № 33а-2689/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                19 июля 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Лукояновой Веры Павловны, Лукоянова Анатолия Геннадьевича – Трифоновой Оксаны Васильевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 марта 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного иска Лукояновой Веры Павловны, Лукоянова Анатолия Геннадьевича к администрации г. Ульяновска о признании действий незаконными, возложении обязанности подготовить и выдать градостроительный план земельного участка с обозначением зоны допустимого размещения объекта – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Лукояновой В.П. и Лукоянова А.Г. - Трифоновой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Бошковой Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:     

 

Лукоянова В.П., Лукоянов А.Г. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска о признании действий незаконными, возложении обязанности подготовить и выдать градостроительный план земельного участка с обозначением зоны допустимого размещения объекта.

В обоснование требований указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 3467 кв.м по адресу:     *** На указанном земельном участке расположен жилой дом, построенный на основании ранее выданных разрешительных документов. Распоряжением Главы администрации Ульяновского района Ульяновской области от 17.04.1995 *** Лукоянову В.Г., Лукоянову А.Г. было разрешено строительство двухквартирного жилого дома в с. *** на   ул. *** на выделенном земельном участке площадью 0, 10 га (каждому).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» земельный участок расположен в зоне Ж8С, в которой основным видом разрешенного использования является, в том числе и строительство индивидуальных жилых домов.

Для оформления прав на жилой дом они 18.01.2017 обратились в администрацию города Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство двухквартирного жилого дома по ***. Однако административным ответчиком отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием в градостроительном плане земельного участка зоны допустимого размещения объекта. Указано, что согласно Генеральному плану города Ульяновска земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования, согласно карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды, статьи 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» земельный участок располагается в водоохраной зоне.

Считают действия администрации города Ульяновска по выдаче градостроительного плана земельного участка без обозначения зоны допустимого размещения объекта незаконными.

В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации  и подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Отображение на чертеже градостроительного плана земельного участка в соответствии с утвержденной формой минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство, и мест допустимого размещения объекта, являются обязательными. Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» имеют приоритет перед Генеральным планом города Ульяновска, поскольку в силу ч. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Расположение земельного участка согласно Генеральному плану города Ульяновска на территории зеленых насаждений не может служить основанием для выдачи градостроительного плана без зоны допустимого размещения объекта, поскольку противоречит положениям ст. 9, ст. 18, ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Генеральный план является стратегическим документом территориального планирования, а Правила землепользования и застройки – документом, устанавливающим правовой режим использования земель и объектов капитального строительства, регулирующего процесс застройки (строительства) и эксплуатации объектов капитального строительства.

Судом привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, ФГБУ ФКП Росреестра по Ульяновской области, Управление Росреестра по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Лукояновой В.П. и Лукоянова А.Г. – Трифонова О.В. просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и вынести новое решение об удовлетворении требований административных истцов в полном объеме. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в административном иске. Не соглашается с выводом суда о том, что земельный участок находится в зоне, не допускающей строительство жилых домов, в связи с чем для такого объекта не может быть определена зона его допустимого расположения. Порядок выдачи разрешений на строительство установлен ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с ч. 3 которой не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии Правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Судом не принято во внимание, что согласно ч. 12 ст. 9  Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

В силу ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков определяется в правилах землепользования и застройки путем установления градостроительного регламента для территориальных зон.

Правовой режим земельного участка по ул*** определен задолго до утверждения Генерального плана города Ульяновска, что следует из распоряжения администрации Ульяновского района Ульяновской области от 17.04.1995 о разрешении Лукоянову А.Г. и Лукоянову В.Г. строительства индивидуального двухквартирного жилого дома по ул. *** в с. ***.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской области» и Управление Росреестра по Ульяновской области оставляют решение по апелляционной жалобе на усмотрение суда.

В заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель административных истцов - Трифонова О.В. и представитель администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Бошкова Т.В. Телешева О.В.

Другие лица в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях на апелляционную жалобу.

По делу установлено, что Лукоянову А.Г. и Лукояновой В.П. принадлежат на праве общей долевой собственности (по ½ доле каждому) земельный участок с кадастровым номером *** площадью 3467 кв.м, по адресу:                ***, вид разрешенного использования – для личного подсобного хозяйства.

Право собственности Лукоянова А.Г. на данный земельный участок возникло на основании свидетельства о праве собственности на землю от 01.12.1992 *** выданного на основании решения Лаишевского сельского малого совета от 06.11.1992 *** о предоставлении земельного участка для личного подсобного хозяйства в собственность.

Право собственности Лукояновой В.П. возникло в порядке наследования по закону после смерти Л*** В.Г., которому земельный участок принадлежал также на основании свидетельства о праве собственности на землю от 25.11.1992.

Распоряжением Главы администрации Ульяновского района Ульяновской области от 17.04.1995 № *** Лукоянову В.Г., Лукоянову А.Г. было разрешено строительство двухквартирного жилого дома по *** на выделенном земельном участке площадью 0, 10 га (каждому).

Для оформления прав на жилой дом Лукоянова В.П., Лукоянов А.Г. 18.01.2017 обратились в администрацию города Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство двухквартирного жилого дома по *** на земельном участке с кадастровым номером ***

30.01.2017 администрацией города Ульяновска в выдаче разрешения на строительство отказано по причине отсутствия в градостроительном плане зоны допустимого размещения объекта.

Как усматривается из материалов дела, на основании заявления Лукояновой В.П. и Лукоянова А.Г. Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска 13.12.2016 был изготовлен градостроительный план земельного участка ***, в котором отсутствует описание допустимого места расположения на земельном участке объекта капитального строительства.

В п. 7 градостроительного плана указано, что в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № ***, земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования и на границе затопления в паводок 1% обеспеченности; согласно карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды, ст. 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» земельный участок располагается в водоохранной зоне.

Согласно представленному в материалы дела ответу ФГБУ «Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 09.01.2017 ***, чертежу градостроительного плана земельного участка, изготовленного Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска земельный участок с кадастровым номером *** с отметками *** мБС (под возведенном на участке домом)  не входит в зону подтопления водами реки ***.

Из представленных в дело документов, в том числе акта от октября 1992 года, которым произведена разбивка строений и вынос границ земельного участка в натуру, усматривается, что первоначально размеры земельного участка были установлены с учетом отступа от береговой полосы реки *** на расстоянии 50 м.

В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (ч. 1).

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч. 2).

В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия) (ч. 3).

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

Данное право собственника земельного участка ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Пунктом 3 названной статьи установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Согласно п. 9 ст. 1, п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Следовательно, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения, в том числе требований градостроительного регламента.

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90 земельный участок по адресу: *** с кадастровым номером *** находится в зоне Ж8С – зоне застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства. Индивидуальные и малоэтажные жилые дома отнесены к основным видам разрешенного использования в указанной зоне.

Представленный в материалы дела фрагмент карты градостроительного зонирования также свидетельствует о нахождении участка истца в зоне Ж8С.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, наличие у истца права собственности на земельный участок с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, выделение администрацией (исполкомом Лаишевского сельского Совета) данного земельного участка Лукояновым под строительство двухквартирного индивидуального жилого дома, соответствие градостроительного плана земельного участка (разрешенного использования земельного участка) Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», в отсутствие безусловных доказательств нахождения земельного участка на территории зеленых насаждений общего пользования у суда не имелось оснований для отказа административным истцам в удовлетворении требований о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с обозначением зоны допустимого размещения объекта.

И Генеральный план города Ульяновска, и Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» утверждаются решениями Ульяновской Городской Думы. Поскольку земельный участок предоставлен административным истцам в собственность под строительство индивидуального жилого дома в установленном порядке, Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» отнесен к зоне Ж8С, то права истца не могут быть ограничены положениями только одного генерального плана.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что предоставление Лукояновым земельного участка имело место в 1992 году, получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке - в 1995 году, то есть до утверждения генерального плана.

При этом в силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

То есть, основой правового режима земельного участка является его целевое назначение и вид разрешенного использования.

Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (ч. 12 ст. 9 ГрК РФ).

Таким образом, утверждение функциональных границ в генеральном плане, не влечет изменение правового режима земельного участка, принадлежащего административным истцам.

Отсутствие градостроительном плане зоны допустимого размещения объекта препятствует административным истцам в получении разрешения на строительство и узаконении возведенного на участке индивидуального жилого дома.

В силу изложенного, у административного ответчика не имелось оснований для изготовления градостроительного плана земельного участка без обозначения зоны допустимого размещения объекта.

Обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска Лукоянова А.Г. и Лукояновой В.П. в полном объеме.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 марта 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Лукояновой Веры Павловны, Лукоянова Анатолия Геннадьевича удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации города Ульяновска по выдаче градостроительного плана земельного участка от 13.12.2016                         *** без обозначения зоны допустимого размещения объекта.

Обязать администрацию города Ульяновска подготовить и выдать Лукояновой Вере Павловне, Лукоянову Анатолию Геннадьевичу градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** с обозначением зоны допустимого размещения объекта.

 

Председательствующий

 

Судьи