Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание действий государственной инспекции труда
Документ от 25.07.2017, опубликован на сайте 31.07.2017 под номером 67533, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Дворцова Н.В.                                                          Дело № 33а-2873/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                25 июля 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи  Королёвой А.В.,                        

судей Трифоновой Т.П. и Смирновой Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Якунина Виталия Александровича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 07 апреля 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного иска Якунина Виталия Александровича к государственной инспекции труда в Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести действия отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения Якунина В.А. и его представителя – Тонкова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Якунин В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к государственной инспекции труда в Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести действия.

В обосновании иска указал, что 03.10.2016 ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов со стороны Государственной инспекции труда в Ульяновской области. Нарушение выразилось в следующем.

31.08.2016 Государственная инспекция труда в Ульяновской области выдала Областному государственному казенному учреждению «Управление делами Ульяновской области» предписание ***, пунктом 4 которого организации предписывалось внести запись в трудовую книжку Якунина В.А. о приеме его на работу в соответствии с приказом от 09.08.2016 № *** на основании ч.2 ст. 66 ТК РФ. Срок исполнения предписания - до 30.09.2016. Об  исполнении указанного предписания Областное государственное казенное учреждение «Управление делами Ульяновской области» обязано было сообщить в Государственную инспекцию в срок до 30.09.2016 с приложением документов, подтверждающих надлежащее его исполнение. Однако по состоянию на 29.12.2016 предписание Государственной инспекции труда в Ульяновской области Областным государственным казенным учреждением «Управление делами Ульяновской области» исполнено не было. Вместе с тем Государственная инспекция труда не приняла никаких предусмотренных законом мер по пресечению неправомерного бездействия организации.

В связи с этим Якунин О.В. просил признать незаконным бездействие Государственной инспекции труда в Ульяновской области и обязать её принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений его – Якунина В.А. прав, свобод и законных интересов.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Якунин В.А. не соглашается с решением, просит его отменить, указывая на неправильное применение судом норм материального права, а также на то, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. При рассмотрении дела суд не применил Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с указанным законом Государственная инспекция труда в Ульяновской области обязана была проконтролировать устранение Областным государственным казенным учреждением «Управление делами Ульяновской области» нарушений, указанных в предписании.  Однако этого Государственной инспекцией труда сделано не было. Не предприняты государственной инспекцией труда и меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Период незаконного бездействия Государственной инспекции труда в Ульяновской области составил с 30.09.2016 по 04.04.2017.

В возражениях на апелляционную жалобу ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» просит оставить решение суда без изменения, указывая на то, что предписание государственной инспекции труда в Ульяновской области *** от 31.08.2016 признано незаконным и отменено решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 01.12.2016, вступившим в законную силу 04.04.2017.

В судебное заседание не явились представители Государственной инспекции труда в Ульяновской области, ОГКУ «Управление делами Ульяновской области». О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в  отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, исследовав дополнительно представленные по запросу судебной коллегии документы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 31.08.2016 Государственная инспекция труда в Ульяновской области выдала Областному государственному казенному учреждению «Управление делами Ульяновской области» предписание *** об устранении нарушений трудового законодательства. В п. 4 указанного предписания на Областное государственное казенное учреждение «Управление делами Ульяновской области» возлагалась обязанность  внести запись в трудовую книжку Якунина В.А. о приеме его на работу в соответствии с приказом от 09.08.2016 *** Основание: ч. 2 ст. 66 ТК РФ.  Об исполнении предписания Областное государственное казенное учреждение «Управление делами Ульяновской области» обязано было сообщить в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области в срок до 30.09.2016 с приложением документов, подтверждающих его надлежащее исполнение.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В соответствии со ст. 360 ТК РФ по истечении срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе провести внеплановую проверку деятельности юридического лица.

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 утверждено Положение  о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с п. 7 указанного Положения федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 12 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

Пунктом 4 ст. 21 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено право руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица при проведении проверки обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Воспользовавшись своим правом, ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» обжаловало выданное в его адрес предписание государственного инспектора труда. Решением Врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Ульяновской области – главного государственного инспектора труда в Ульяновской области О.А. Самохина от 07.10.2016 жалоба была оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» обратилось с административным иском в районный суд, направив его почтой 14.10.2016 (л.д*** Исковое заявление поступило в суд 19.10.2016 и было возвращено заявителю 31.10.2016 в связи с истечением срока, предоставленного для исправления недостатков. Повторно административный иск ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» об оспаривании предписания ГИТ поступил в Ленинский районный суд г.Ульяновска 01.11.2016, был принят к производству суда, рассмотрен по существу и решением суда от 01.12.2016 требования ОГК «Управление делами Ульяновской области» удовлетворены. Предписание Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 31.08.2016 было признано незаконным и отменено. Указанное решение суда вступило в законную силу 04.04.2017.

Таким образом, в связи с оспариванием ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» предписания ГИТ от 31.08.2016, и последующим признанием указанного предписания незаконным и его отменой, отсутствовали основания для проверки его исполнения и привлечения лиц, виновных в его неисполнении, к ответственности.

При таких обстоятельствах оснований говорить о бездействии ГИТ не имеется, в связи с  чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Якунина В.А.

Заявленный в суде апелляционной инстанции Якуниным В.А. довод о том, что подтверждением незаконности бездействия ГИТ является частное определение Ульяновского областного суда от 16.05.2017, вынесенное в адрес директора ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», является несостоятельным.

Указанное частное определение было вынесено Ульяновским областным судом в адрес ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» в ходе рассмотрения апелляционной жалобы Якунина В.А. на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21.12.2016 года, которым Якунину В.А. было отказано в удовлетворении требований к ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании утраченного заработка и компенсации морального вреда. Решение суда было оставлено без изменения.  Частным определением Ульяновского областного суда директору ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» указано на нарушение норм трудового законодательства при оформлении трудовой книжки Якунина В.А.

Таким образом, указанное частное определение никоим образом не подтверждает доводы истца о незаконности бездействия ГИТ, выразившегося в непроведении проверки исполнения выданного в адрес ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» предписания от 31.08.2016, которое, как указано выше, было отменено судом.

То обстоятельство, что в решении суда первой инстанции отсутствует ссылка на положения Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не свидетельствует о его незаконности.

Основания для отмены решения суда, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Якунина Виталия Александровича  – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи: