Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение
Документ от 19.04.2017, опубликован на сайте 17.07.2017 под номером 67309, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-14/2017

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

19 апреля 2017 года                                                             город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Нефёдова О.Н.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством «Симбирский дом» о признании не действующим приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 24 октября 2016 г. № 06-207 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области»,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством «Симбирский дом» (далее – НП СРО «Симбирский дом») обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 24 октября 2016 г. № 06-207
«Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области».

Заявление мотивировало тем, что при расчете указанных нормативов потребления коммунальных услуг был применен расчетный метод, который в соответствии с пунктом 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, (далее – Правила № 306) применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области незаконно использовало расчетный метод при установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тем самым установило заниженные нормативы, применение которых приведет к нарушению баланса между потребляемым объемом коммунальных ресурсов и объемом ресурсов, подлежащих оплате, когда потребляемый объем превышает объем, определенный по заниженным нормативам.

Согласно официальным данным общий процент оснащенности многоквартирных домов приборами учета составляет 81,6 %, что свидетельствует о достаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах. Административный ответчик имел возможность получить все необходимые данные показаний приборного учета от ресурсоснабжающих и управляющих организаций, которые ежемесячно составляют акты о потребленных коммунальных ресурсах по каждому многоквартирному дому.

Представители административного истца Анисимова Л.И. и Ильина О.А. в судебных заседаниях поддержали требования, дав пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Настаивали на отсутствии у административного ответчика оснований для применения расчетного метода, поскольку оно не предприняло всех достаточных мер для сбора необходимых и достаточных данных по показаниям общедомовых приборов учета. Нарушен порядок расчета нормативов, установленный Правилами № 306, предусматривающий определенную последовательность действий для получения сведений, при наличии которых рассчитывается норматив. План проведения измерений и снятия показаний приборов учета должен составляться после формирования объема выборки домов, тогда как административный ответчик сначала составил план снятия показаний приборов учета, а затем формировал объем выборки. Нарушение порядка расчета нормативов повлекло искажение объема выборки домов; количество домов, участвующих в выборке, было завышено. Необоснованно была отклонена значительная часть актов снятия показаний приборов учета, содержащих необходимые сведения для расчета нормативов методом аналогов. Форма акта снятия показаний приборов учета не предусматривает пункт о наличии или отсутствии в нежилом помещении индивидуального прибора учета, тогда как многоквартирные дома, в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета, в представительную выборку не включаются. Министерство, не обладая такой информацией, необоснованно исключало из выборки все акты, содержащие сведения о наличии в многоквартирном доме нежилых помещений, а также акты, не имеющие подписей и печатей.

Дополнительно указали на наличие ошибок как на стадии формирования объема выборки, так и при выполнении расчетов. В частности, в расчет с применением метода аналогов по категории домов с центральным горячим водоснабжением без наружной сети ГВС включено не менее пяти домов с наружной сетью ГВС, из расчетов нормативов по категориям домов не исключены многоквартирные дома, в которых значения расхода коммунальных ресурсов отличаются от средних расходов по выборке более чем на 20 %. При определении объема генеральной совокупности использовано не общее количество многоквартирных домов, а количество фактически оставшихся после отбора актов снятия показаний приборов учета.

Представитель Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области (далее – Минконкуренции Ульяновской области)
Катрачева С.И. просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемый приказ принят в соответствии с полномочиями и с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования. В письменных возражения и в пояснениях в судебных заседаниях указала на соответствие приказа положениям Правил № 306. Расчетный метод был использован в связи с тем, что методом аналогов подсчитать нормативы не имелось возможности. Количество представленных управляющими организациями актов снятия показаний общедомовых приборов учета, принятых к расчету (857 из 2767), не позволило произвести расчет нормативов методом аналогов. Общий анализ представленной органами местного самоуправления информации показал, что на территории области имеется только 4 дома с закрытой системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и без полотенцесушителей, что исключало возможность проведения в отношении данной категории домов предварительной выборки. В этой связи утверждение нормативов методом аналогов было исключено, поскольку в отношении всех категорий домов должен использоваться единый метод. Для дальнейшего определения представительной выборки были исключены многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета. При анализе актов снятия показаний приборов учета было отклонено большинство актов в связи с тем, что они не содержали информацию для установления нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Большинство актов не были подписаны представителем управляющей организации и не заверены печатью. Для дальнейших расчетов использовано 857 актов, в том числе по группам с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства. Количество принятых к обработке актов позволило произвести расчет объема выборки лишь по нескольким группам многоквартирных домов, поэтому при определении нормативов потребления использован расчетный метод.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Колгановой Е.А., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила № 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Пунктом 3 названных Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

24 октября 2016 г. Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области был принят Приказ № 06-207 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области» (далее – Приказ), которым установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области.

Указанные нормативы введены в действие с 1 ноября 2016 года (пункт 3 Приказа).

Оспариваемый Приказ был официально опубликован в газете «Ульяновская правда» 28 октября 2016 года (№ 125 (23.958)).

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

В соответствии с Положением о Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. № 8/125-П, предусмотрено такое полномочие, как утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2.2.8).

Правомочность органа, принявшего оспариваемый Приказ, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Рассматривая доводы административного истца о несоответствии Приказа требованиям Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 в части использования расчетного метода вместо метода аналогов, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 11 Правил № 306 (здесь и далее положения Правил № 306 приведены в редакции, действовавшей на момент принятия Приказа) нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к данным Правилам.

Согласно пунктам 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул приложения
№ 1 к Правилам № 306.

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил № 306).

В соответствии с пунктом 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Таким образом, при определении нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Согласно пункту 2 Приказа от 24 октября 2016 г. № 06-207 нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определены с применением расчетного метода.

В соответствии с пунктом 31 Правил № 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.

Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил № 306.

В силу пункта 32 Правил № 306 уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными данными Правилами требованиями.

Представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил № 306).

Пунктом 34 Правил № 306 предусмотрено, что количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения № 1 к Правилам № 306. Согласно формуле 2 приложения № 1 к Правилам № 306 объем предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен быть не менее 10 домов.

В силу пункта 36 Правил № 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.

В отношении горячего водоснабжения показания приборов учета снимаются первого и последнего числа отопительного периода (пункт 37 Правил № 306).

При снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируются: а) показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг; б) адрес многоквартирного дома или жилого дома; в) число проживающих жителей; г) количество квартир; д) общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или жилого дома; е) дата и время снятия показаний приборов учета; ж) количество этажей;
з) температура и давление природного или сжиженного углеводородного газа, измеряемые в точке, расположенной перед прибором учета, фактическое барометрическое давление – при определении расхода природного или сжиженного углеводородного газа (пункт 38 Правил № 306).

Из совокупности перечисленных норм права следует, что деятельность по определению нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, которое состоит из нескольких этапов: уполномоченный орган должен дифференцировать нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов; произвести предварительную выборку по каждой группе с аналогичными конструктивными и техническими параметрами.

В обоснование невозможности применения метода аналогов Минконкуренции Ульяновской области указало, что на территории области имеется только 4 дома с закрытой системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и без полотенцесушителей, что исключает возможность проведения в отношении соответствующей категории домов предварительной выборки и, как следствие, применение единого метода для всех категорий многоквартирных домов. Также ссылается на отсутствие необходимого количества допустимых актов снятия показаний приборов учета в многоквартирных домах, в связи с чем объем информации по принятым актам не позволил произвести расчет объема выборки по всем группам многоквартирных жилых домов, так как количество домов не достигало объема выборки, необходимого для проведения соответствующих измерений.

Между тем, порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в разделе V Правил № 306.

2 апреля 2015 г. Губернатором Ульяновской области был утвержден План организации работ по снятию показаний приборов учета по установлению нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, нормативов расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях с применением метода аналогов (далее – План).

Реализуя положения указанного Плана, Минконкуренции Ульяновской области запросило к 1 сентября 2015 г. у органов местного самоуправления информацию по перечню многоквартирных и индивидуальных жилых домов, оборудованных и не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, холодной и горячей воды, тепловой энергии по форме, предусматривающей разбивку многоквартирных домов на группы; а также у органов местного самоуправления и ресурсоснабжающих организаций информацию о показаниях общедомовых приборов учета холодной и горячей воды на начало отопительного периода и на конец отопительного периода.

Однако в полном объеме и в установленной последовательности действия, предусмотренные разделом V Правил № 306, Минконкуренции Ульяновской области не осуществлены.

Как указывалось выше, в пункте 36 Правил № 306 установлено, что составлению плана проведения измерений и снятия показаний приборов учета предшествует формирование объема выборки многоквартирных домов или жилых домов.

При формировании объема выборки многоквартирных домов подлежит определению количество многоквартирных домов, на основании данных об объеме потребления коммунальных ресурсов которых будут определены нормативы потребления для всех домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства.

В пунктах 1, 2 Приложения № 1 к Правилам № 306 указано, каким образом определяется объем выборки (формула 1), и что он определяется на основе предварительной выборки в 2 этапа: 1) определение дисперсии выборочной совокупности (формула 2), 2) определение дисперсии генеральной совокупности (формула 4). Согласно указанным формулам значение n' (количество предварительно отобранных многоквартирных домов или жилых домов) не должно быть не менее 10 домов.

Только после определения объема выборки проводится работа по измерению и снятию показаний приборов учета (пункт 36 Правил № 306), по результатам которой определяется среднемесячная величина потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных или жилых домов.

В нарушение порядка определения нормативов, установленного разделом V Правил № 306, объем выборки был сформирован административным ответчиком на основании актов снятия показаний приборов учета коммунальных ресурсов, то есть формирование объема выборки произведено не на начальном этапе, а на завершающем этапе деятельности по определению норматива. Данное нарушение привело к неверному определению административным ответчиком объема выборки и, как следствие, невозможности рассчитать нормативы методом аналогов при имеющейся достаточной оснащенности домов приборами учета.

Доводы представителя Минконкуренции Ульяновской области о том, что определение объема выборки осуществлялось на основании представленных органами местного самоуправления перечней многоквартирных домов и изначально количество домов по одной из категорий не позволяло провести выборку, опровергаются пояснительной запиской к проекту приказа, из которой следует, что расчет объема выборки производился не на основании информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями, предоставляемой органами местного самоуправления (как это предусмотрено пунктом 32(2) Правил № 306),
а на основании актов, причем предварительно отобранных (857 актов из 2767 предоставленных ресурсоснабжающими организациями).

Более того, сам План, утвержденный Губернатором Ульяновской области
2 апреля 2015 г., изначально не предусматривал проведения измерений и снятия показаний приборов учета после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов и предполагал осуществление расчетов по ранее представленной информации о показаниях приборов учета.

Из установленной Правилами № 306 последовательности действий для применения метода аналогов следует, что снятие показаний приборов учета производится после формирования выборки, а недостаточность данных приборного учета связана с условиями представительности выборки и обнаруживается в случае, если выборка данных приборов учета не является показательной для использования метода аналогов.

Согласно пункту 32 Правил № 306 уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными настоящими Правилами требованиями.

Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, устанавливается с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители;
в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей (пункт 32(1) Правил № 306).

Пунктом 11 Правил № 306 предусмотрено, что при наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении № 2 к данным Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.

В нарушение указанных предписаний Минконкуренции Ульяновской области, определяя объем выборки и в последующем рассчитывая нормативы, дополнило указанные в пункте 32(1) Правил № 306 категории дифференциацией в зависимости от наличия (отсутствия) наружной сети горячего водоснабжения без принятия об этом отдельного решения.

При этом, как следует из формы запроса и представленных органами местного самоуправления перечней многоквартирных и индивидуальных жилых домов, оборудованных и не оборудованных общедомовыми приборами учета горячей воды, указание упомянутых выше сведений о наличии (отсутствии) наружной сети горячего водоснабжения в них не предусматривалось.

В этой связи, поскольку объем выборки производился с учетом дополнительной дифференциации и на основании только части актов снятия показаний приборов учета (менее 1/3 от общего количества), не могут быть достоверными данные об отсутствии достаточного количества домов отдельных категории для объема предварительной выборки.

Равным образом не могут быть признаны объективными результаты определения объема выборки по другим группам домов, поскольку при расчете по формуле 1 Приложения № 1 к Правилам № 306 в качестве значения N (объем генеральной совокупности), использовалось количество отобранных актов, а не фактическое количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома по каждой группе домов.

Оценивая действия административного ответчика по проверке возможности применения метода аналогов, суд полагает необходимым отметить, что для этого не было предпринято всех необходимых и достаточных мер, так как Минконкуренции Ульяновской области ограничилось направлением запросов в органы местного самоуправления и ресурсоснабжающие организации, не запросив необходимую информацию у управляющих организаций.

Как указывалось выше, согласно пункту 33 Правил № 306 в представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета. Такими сведениями Минконкуренции Ульяновской области при определении объема выборки не располагало и их не запрашивало. Из пояснений представителя административного ответчика следует, что при наличии в актах снятия показаний приборов учета сведений о наличии нежилых помещений эти акты отклонялись без проверки данных, оборудованы ли нежилые помещения индивидуальными приборами учета. При этом в запрошенной форме отражение этого параметра не требовалось.

В обоснование исключения из представительной выборки актов без подписей уполномоченных лиц и печатей организаций административный ответчик сослался на их несоответствие установленной приказом Минэкономразвития Ульяновской области от 2 сентября 2014 г. № 06-373 форме. Однако указанный приказ утверждает перечень и содержание документов, представляемых в Министерство экономического развития Ульяновской области для установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению для населения Ульяновской области по инициативе ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений. Инициатором установления оспариваемым Приказом нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области перечисленные ресурсоснабжающие и управляющие организации не являлись.

Учитывая, что после формирования объема выборки измерения и снятия показаний приборов учета должны проводиться в отношении отобранных объектов наблюдения, на этапе определения представительности выборки отклонение уполномоченным органом по приведенным выше основаниям актов снятия показаний приборов учета представляется необоснованным.

Доказательств соблюдения установленного порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг с применением метода аналогов административным ответчиком не представлено.

Получение ненадлежащим образом оформленной информации (актов снятия показаний приборов учета) при том, что многоквартирные дома оснащены приборами учета, не свидетельствует о невозможности применения метода аналогов, который имеет приоритет над расчетным методом, и переход к последнему не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным применение метода аналогов.

При определении нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов.

Учитывая положения Правил № 306, сделать вывод о невозможности применения метода аналогов при установлении нормативов потребления коммунальных услуг можно только после проведения последовательной работы по определению объема представительности выборки, проведения измерений и снятия показаний приборов учета.

В рассматриваемом же случае Минконкуренции Ульяновской области не предприняты достаточные меры для установления факта невозможности применения метода аналогов, не обоснованы причины применения расчетного метода.

При таких обстоятельствах установление нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области произведено в оспариваемом Приказе расчетным методом в отсутствие к тому оснований, предусмотренных пунктом 22 Правил № 306.

Поскольку Нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области, утвержденные приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 24 октября 2016 г. № 06-207, применялись и были реализованы права граждан и организаций, то в соответствии со статьей 215 КАС РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября
2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд полагает, что указанный
нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня вступления решения в законную силу.

Согласно статье 111 КАС РФ с Минконкуренции Ульяновской области в пользу НП СРО «Симбирский дом» следует взыскать в счет возмещения расходов по уплате при подаче заявления в суд государственной пошлины 4500 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административный иск некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством «Симбирский дом» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 24 октября 2016 г. № 06-207 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области».

Взыскать с Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области в пользу некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством «Симбирский дом» в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4500 рублей.

В течение месяца со дня вступления в законную силу решение (сообщение о его принятии) подлежит опубликованию в газете «Ульяновск сегодня».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     Нефёдов О.Н.