Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание нормативного правового акта
Документ от 13.04.2017, опубликован на сайте 17.07.2017 под номером 67308, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-15/2017

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

13 апреля 2017 года                                                                       город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Скале П.А.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» о признании недействующим приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 24 декабря 2015 года № 99 «Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области»,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Минприроды Ульяновской области) от 24 декабря 2015 года № 99, опубликованным 14 января 2016 года в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов Ульяновской области - газете «Ульяновская правда», утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области (далее - Порядок).

Порядок устанавливает механизм взимания названной платы, определяя в пункте 1.2 перечень платежей, из которых состоит плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации.

В пунктах 2.3 - 2.5, 2.18 Порядка приведены формулы определения размера платы за сброс в сточные воды загрязняющего вещества с концентрацией, не превышающей временно согласованные абоненту нормы допустимой концентрации (временно согласованная концентрация или временные условия приема), размера платы за сброс в сточные воды загрязняющего вещества с концентрацией, превышающей временно согласованные абоненту нормы допустимой концентрации (соответственно временно согласованная концентрация или временные условия приема) (формула 2), размера платы абонента за сброс в систему канализации загрязняющих веществ, влияющих на режим работы сетей и сооружений канализации, в концентрациях, превышающих установленные нормативные показатели состава и свойств сточных вод; загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих максимально допустимые для биологической очистки, а также веществ, по которым не установлены нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты (формула 3), размера платы за сточные воды в случае сброса в систему канализации концентрированных растворов (отходы пищевых предприятий, жидкие отходы и т.п.) (формула 4) соответственно.

Согласно пункту 2.6 Порядка размер платы за установленный факт залпового сброса всех видов загрязняющих веществ определяется по формуле 2 с применением повышающего коэффициента к базовым нормативам платы в пределах установленных лимитов сброса, равного 25; за объем сточных вод принимается общий объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за один расчетный период.

Способы определения объема фактически сброшенных абонентом сточных вод указаны в пунктах 2.11, 2.12 и 2.13 Порядка.

ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», осуществляющее деятельность по сбору, транспортировке и передаче сточных вод на очистные сооружения, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Минприроды Ульяновской области от 24 декабря 2015 года № 99 (далее - приказ), мотивируя заявленные требования тем, что Порядок утвержден Минприроды Ульяновской области в отсутствие полномочий. На момент принятия оспариваемого приказа изменения, наделяющие административного ответчика полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере указанного правового регулирования, в силу не вступили.

Кроме того, по мнению административного истца, приведенные региональные нормы противоречат статьям 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системе канализации населенных пунктов», поскольку не предусматривают корректировку (уменьшение) объема сточных вод, участвующих в определении платы, на объемы сточных вод, отведенных лицами, освобожденными от внесения данной платы.

Пункт 2.5 Порядка, определяющий плату абонента за сброс в систему канализации загрязняющих веществ, влияющих на режим работы сетей и сооружений канализации, кроме того, принят Минприроды Ульяновской области в отсутствие полномочий, так как правовое регулирование порядка определения платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения в соответствии с частью 10 статьи 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» осуществлено на федеральном уровне.

В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Правительство  Ульяновской области.

Представитель ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» Беседин С.А. в судебном заседании поддержал требования, дав пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Дополнительно в письменных пояснениях представитель административного истца Кызьюрова А.А. указала, что границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ООО «Экопром» и ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» является стена приемной камеры городских очистных сооружений, где установлены приборы учета, которые фиксируют общий (валовый) объем всех сточных вод, прошедших по сетям водоотведения и переданных ООО «Экопром» для очистки, что согласуется с пунктом 3 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2013 года № 776. Данный учет сточных вод применим только для целей определения платы за услугу по водоотведению по установленному тарифу. Оспариваемый Порядок устанавливает, что плата за превышение в переданных на очистку сточных водах предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ должна определяться исходя из объемов сточных вод, определенных в соответствии с Правилами коммерческого учета, имеющими иную правовую природу и цель регулирования. Это приводит к возникновению у ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» обязанности по внесению некомпенсируемой платы за объемы сточных вод, отведенных населением и жилищными организациями. В Правилах холодного водоснабжения и водоотведения (пункты 120, 123) предусмотрен принцип недопустимости взимания платы с организаций, осуществляющих водоотведение и передающих сточные воды другой организации, в части объемов хозяйственно-бытовых сточных вод, сбрасываемых собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, что согласуется с положениями статей 15, 16, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), запрещающими издавать акты и совершать действия, причиняющие убытки.

Оспариваемые положения Порядка противоречат статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», как создающие дискриминационные условия для организаций ВКХ, эксплуатирующих отдельные элементы системы водоотведения без владения очистными сооружениями, и преимущественное положение для владельцев очистных сооружений.

Кроме того, по одному и тому же предмету – по вопросу установления платы за сброс в систему канализации загрязняющих веществ, влияющих на режим работы сетей и сооружений канализации, осуществлено правовое регулирование на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации, что является недопустимым. Согласно части 10 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочиями по определению размера платы  при сбросе сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения,  наделены федеральные органы исполнительной власти – Правительство РФ.

Несмотря на признание приказа утратившим силу Приказом Минприроды Ульяновской области от 02 декабря 2016 года № 111, производство по делу прекращению не подлежит, так как применение оспариваемого приказа в период его действия привело к нарушению прав административного истца.

Приказ Минприроды Ульяновской области от 24 декабря 2014 года № 99 подлежит признанию недействующим с момента его принятия.

Представитель Минприроды Ульяновской области Лисов Е.С. полагал, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку оспариваемый приказ признан утратившим силу. Дополнительно пояснил, что приказ был принят в соответствии с наделенными полномочиями, установленные процедуры принятия и опубликования соблюдены. Полагает, что оспариваемый приказ соответствует указанным в административном иске нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Пункт 120 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, на который ссылается административный истец, определяет размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в то время как плата за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод, установленных в целях охраны водных объектов от загрязнения, имеет иную правовую природу. Указал также, что плата за сброс в систему канализации загрязняющих веществ, влияющих на режим работы сетей и сооружений канализации, установленная пунктом 2.5 Порядка, является, по сути, платой за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренной Правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

Представитель заинтересованного лица – Правительства Ульяновской области – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя Правительства Ульяновской области.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Колгановой Е.А., полагавшей административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (статья 210 КАС РФ).

ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей деятельность по сбору, транспортировке и передаче сточных вод западной части города Димитровграда Ульяновской области на очистные сооружения ООО «Экопром».

Вопросы владения, пользования, распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности пунктами «в» и «д» статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В целях экологической безопасности населения Правительством Российской Федерации издано постановление от 31 декабря 1995 года № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», пунктом 1 которого установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области утверждён приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 24 декабря 2015 года № 99, опубликованным в газете «Ульяновская правда» (№2 (23.835)) 14 января 2016 года.

Система исполнительных органов государственной власти Ульяновской области утверждена Законом Ульяновской области от 30 декабря 2005 года № 158-ЗО «О системе исполнительных органов государственной власти Ульяновской области».

В соответствии со статьей 1 указанного Закона эту систему составляют Правительство Ульяновской области и возглавляемые им органы исполнительной власти Ульяновской области.

Согласно статье 3 Закона Ульяновской области от 30 декабря 2005 года
№ 158-ЗО органы исполнительной власти области формируются Правительством Ульяновской области на основании Устава Ульяновской области, данного Закона, иных законов Ульяновской области и в соответствии с их структурой, утвержденной Губернатором Ульяновской области. Функции органов исполнительной власти области, права и обязанности, необходимые для их осуществления, определяются Правительством Ульяновской области и включаются в положения о соответствующих органах исполнительной власти.

Согласно части 2 статьи 7 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2016 года     № 164-ЗО «О Правительстве Ульяновской области» Правительство Ульяновской области распределяет функции между исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, утверждает положения об исполнительных органах государственной власти Ульяновской области и их территориальных органах, устанавливает предельную штатную численность и фонд оплаты труда их государственных гражданских служащих (работников).

Постановлением Губернатора Ульяновской области от 7 июля 2005 г. № 161 (утратило силу 9 декабря 2016 г. в связи с изданием постановления Губернатора Ульяновской области от 2 декабря 2016 г. № 112) утверждена структура исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, возглавляемых Правительством Ульяновской области, в состав которой входит Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 02 октября 2013 года  № 452-П утверждено Положение о Минприроды Ульяновской области (далее - Положение о Минприроды Ульяновской области).

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» Правительство Ульяновской области постановлением от 06 июня 2006 года № 180 утвердило Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области.

После признания постановлением Правительства Ульяновской области от 11 августа 2015 года № 386-П поименованного нормативного правового акта утратившим силу с 13 августа 2015 года в Положение о Минприроды Ульяновской области внесены изменения, согласно которым утверждение порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области с 01 января 2016 года является полномочием Минприроды Ульяновской области (постановление Правительства Ульяновской области от 26 октября 2015 года № 544-П).

Как следует из пункта 2 оспариваемого приказа Минприроды Ульяновской области, он вступает в силу также с 01 января 2016 года.

Таким образом, на момент утверждения Порядка, положения которого оспариваются, и на момент введения его в действие имелся региональный нормативный правовой акт уполномоченного органа исполнительной власти, предоставляющий Минприроды Ульяновской области такое право.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах компетенции, с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования. Поэтому доводы административного истца об отсутствии у административного ответчика полномочий по принятию оспариваемого приказа подлежат отклонению.

Рассматривая доводы административного истца о несоответствии пунктов 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 и 2.18 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 2.3 Порядка  плата за сброс в сточные воды загрязняющего вещества с концентрацией, не превышающей временно согласованные абоненту нормы допустимой концентрации (временно согласованная концентрация или временные условия приема), определяется по формуле 1:

 

 

ПВСС - плата за сброс загрязняющего вещества в пределах временно согласованных норм допустимой концентрации, руб.;

Кдопер. - временно согласованная норма допустимой концентрации загрязняющего вещества в сбрасываемых в систему канализации сточных водах абонента (соответственно временно согласованная концентрация или временные условия приема), г/куб. м;

Кдоп. - утвержденная норма допустимой концентрации загрязняющего вещества в сбрасываемых в систему канализации сточных водах (предельно допустимая концентрация), г/куб. м;

N - норматив платы за сброс загрязняющего вещества в поверхностные и подземные водные объекты в пределах установленных лимитов сброса, утвержденный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации руб./тн;

Кэ - коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов). По Ульяновской области Кэ равен 1,31;

10-6 - коэффициент перевода единиц измерения из г/куб. м в тн/куб. м;

 - удельная величина, характеризующая отношение установленного управлением по технологическому и экологическому надзору по Ульяновской области лимита размещения осадков предприятия водопроводно-канализационного хозяйства к общему годовому объему сточных вод, отведенных через канализационные очистные сооружения в водный объект (согласно данным статистического отчета об использовании воды по форме 2-ТП водхоз), тн/куб. м;

 - удельная величина, характеризующая отношение установленного норматива предельного размещения осадка, образующегося на канализационных очистных сооружениях, к общему годовому объему сточных вод, отведенных через канализационные очистные сооружения в водный объект, тн/куб. м;

N0 - базовый норматив платы за размещение 1 тонны вывозимых осадков IV класса опасности в пределах установленных лимитов, руб./тн;

Кэп - коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние почвы). Для Ульяновской области К равен 1,9;

Кинд - коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год;

Кк - компенсационный коэффициент, учитывающий дополнительные затраты водопроводно-канализационного хозяйства по вынужденному приему сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в системы канализации. Для Ульяновской области Кк равен 1,0;

Q - общий объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, куб. м.

Как указано в пункте 2.4 Порядка, плата за сброс в сточные воды загрязняющего вещества с концентрацией, превышающей временно согласованные абоненту нормы допустимой концентрации (соответственно временно согласованная концентрация или временные условия приема), определяется по формуле 2:

 

 

ПСЛК - плата за сброс загрязняющего вещества сверх временно утвержденный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации руб./тн;

Кэ - коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов). По Ульяновской области Кэ равен 1,31;

10-6 - коэффициент перевода единиц измерения из г/куб. м в тн/куб. м;

 - удельная величина, характеризующая отношение установленного управлением по технологическому и экологическому надзору по Ульяновской области лимита размещения осадков предприятия водопроводно-канализационного хозяйства к общему годовому объему сточных вод, отведенных через канализационные очистные сооружения в водный объект (согласно данным статистического отчета об использовании воды по форме 2-ТП водхоз), тн/куб. м;

 - удельная величина, характеризующая отношение установленного норматива предельного размещения осадка, образующегося на канализационных очистных сооружениях, к общему годовому объему сточных вод, отведенных через канализационные очистные сооружения в водный объект, тн/куб. м;

N0 - базовый норматив платы за размещение 1 тонны вывозимых осадков IV класса опасности в пределах установленных лимитов, руб./тн;

Кэп - коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние почвы). Для Ульяновской области К равен 1,9;

Кинд - коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год;

Кк - компенсационный коэффициент, учитывающий дополнительные затраты водопроводно-канализационного хозяйства по вынужденному приему сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в системы канализации. Для Ульяновской области Кк равен 1,0;

Q - общий объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, куб. м.

В соответствии с пунктом 2.5 Порядка  плата абонента за сброс в систему канализации загрязняющих веществ, влияющих на режим работы сетей и сооружений канализации, в концентрациях, превышающих установленные нормативные показатели состава и свойств сточных вод; загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих максимально допустимые для биологической очистки, а также веществ, по которым не установлены нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, определяется по формуле 3:

 

 

Кф - фактическая концентрация загрязняющего вещества или фактический показатель общих свойств сточных вод по данным аналитических измерений в контрольных пробах сточных вод абонента, отобранных предприятием водопроводно-канализационного хозяйства, г/куб. м;

ДК - норматив допустимой концентрации загрязняющего вещества или нормативный показатель общих свойств сточных вод, установленных предприятием водопроводно-канализационного хозяйства абоненту;

Т - тариф за услуги по водоотведению для потребителей, руб./куб. м;

Q - общий объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, куб. м.

Как указано в пункте 2.6 Порядка, плата за установленный факт залпового сброса всех видов загрязняющих веществ определяется по формуле 2 с применением повышающего коэффициента к базовым нормативам платы в пределах установленных лимитов сброса, равного 25; за объем сточных вод принимается общий объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за один расчетный период. При этом общий объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.

Пунктом 2.18 Порядка установлено, что в случае сброса в систему канализации концентрированных растворов (отходы пищевых предприятий, жидкие отходы и т.п.) плата за сточные воды определяется по формуле 4:

 

П = ТК x VЕО + ТЕС x VЕС, где:

 

ТК - тариф за услуги по водоотведению для потребителей, руб.;

VЕО - объем водоотведения сточных вод абонента принимается равным объему водопотребления из всех источников, куб. м;

ТЕС - тариф за услуги по водоснабжению для потребителей, руб.;

VЕС - объем водоснабжения, необходимый для разбавления сточных вод, принимается равным объему водоотведения абонента (VЕС = VЕО) согласно п. 13 СП от 10.01.1975 «Санитарные правила устройства и содержания сливных станций».

В обоснование своих требований административный истец ссылается на несоответствие пунктов 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.18 Порядка статьям 153 и 154 ЖК РФ, однако указанные нормы устанавливают обязанность граждан и организаций по своевременной и полной оплате жилищно-коммунальных услуг и структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая в том числе включает в состав платы за коммунальные услуги плату за отведение сточных вод и не определяет меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в связи с отведением сточных вод сверх установленных нормативов по их составу.

Указанной норме ЖК РФ оспариваемые ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» формулы расчета платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод не противоречат.

Тот факт, что статьей 154 ЖК РФ в состав платы за коммунальные услуги не включена плата за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод, не устанавливает обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации определять для организаций, осуществляющих водоотведение или очистку сточных вод и принимающих сточные воды от других организаций, плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод с учётом уменьшения на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.

Несоответствия оспариваемого Порядка Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 1995 года № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» суд также не находит.

Как следует из материалов дела, ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» и
ООО «Экопром» владеют отдельными инженерными сооружениями, предназначенными для водоотведения, являющимися отдельными частями централизованной системы водоотведения (канализации).

ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» владеет канализационными сетями и канализационными насосными станциями (приложение № 2 к договору аренды имущества от 1 апреля 2013 г. № 8400/13-09), ООО «Экопром» владеет городскими очистными сооружениями.

При этом канализационные сети ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», в которые осуществляется прием канализационных стоков в западной части г.Димитровграда и их транспортировка до очистных сооружений, присоединены к очистным сооружениям ООО «Экопром».

Товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, собственники и пользователи жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов являются абонентами ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», а последнее, в свою очередь, является абонентом ООО «Экопром».

Непосредственно от населения и управляющих организаций сточные воды ООО «Экопром» не принимает, следовательно, применение в правоотношениях между ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» и ООО «Экопром» установленных пунктами 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 и 2.18 Порядка формул не образует взимания платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, в системы канализации с населения и управляющих организаций.

Таким образом, статьям 153, 154 ЖК РФ и Постановлению Правительства РФ
от 31 декабря 1995 года № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» оспариваемые положения Порядка соответствуют, поскольку устанавливают взимание платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, только с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в централизованные системы водоотведения населенных пунктов.

Ссылки административного истца на то, что Правилами холодного водоснабжения и водоотведения (пункты 120, 123) при определении платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения предусмотрено уменьшение значение Q организации, осуществляющей водоотведение или очистку сточных вод, принимающей сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов, подлежат отклонению.

Порядок взимания платы с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод, утверждаемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно Постановлению № 1310, и порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, регулируют разные правоотношения и между собой напрямую не взаимосвязаны.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений Порядка статьям 15, 16, 1064 ГК РФ, как устанавливающим запрет на издание актов, причиняющих убытки, подлежат отклонению, поскольку предписания Порядка в оспариваемой части основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере водоснабжения. Рассматриваемые в данном деле правоотношения статьями 15, 16, 1064 ГК РФ не урегулированы.

При этом возникновение у ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» убытков не является следствием начисления платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод по тем формулам, которые утверждены Минприроды Ульяновской области.

Согласно пункту 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод.

Повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ представляет собой дифференцированный подход к определению размера тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, а также меру экономического стимулирования абонентов на строительство своих локальных очистных сооружений и выполнение требований по охране природы и оздоровлению окружающей природной среды.

Средства, получаемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства, являются платой за услуги по гражданско-правовым договорам, оказываемые данной организацией, и по своей правовой природе отличаются от платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Данные средства, подлежащие оплате абонентом, являются компенсацией владельцу очистных сооружений расходов по очистке и не могут расцениваться для абонента как убытки.

Иными словами, в отношениях с административным истцом
ООО «Экопром» получает плату в рамках договорных отношений, а механизм компенсации владельцу очистных сооружений расходов, связанных с очисткой сточных вод сверх нормативного сброса, не может рассматриваться как противоречащий гражданскому законодательству и нарушающий право лица на возмещение убытков.

При этом следует отметить, что, несмотря на отсутствие у
ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» собственных очистных сооружений, данной организации водопроводно-канализационного хозяйства в состав тарифа по водоотведению включены расходы по очистке в пределах установленных нормативов.

В случае, если бы ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» владело собственными очистными сооружениями и не пользовалось услугами сторонней организации, оно также не получало бы платежей за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, от населения и управляющих организаций.

По приведенным выше основаниям суд не может согласиться также с доводами административного истца о несоответствии оспариваемых положений Порядка статье 15 Федерального закона 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающей запрет на ограничивающие конкуренцию акты и, в частности, на создание дискриминационных условий.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу по отношению к оспариваемому в части Порядку,  которые бы устанавливали иной порядок определения платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод, не имеется.

Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Основываясь на положениях федерального законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые по доводам иска нормы Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области, приняты в пределах полномочий Минприроды Ульяновской области, не противоречат требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают, поэтому в удовлетворении требований ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» в этой части следует отказать.

Вместе с тем заслуживают внимания доводы административного истца о превышении полномочий административным ответчиком при принятии пункта 2.5 Порядка, суд приходит к выводу, что в данной части требования административного истца подлежат удовлетворению.

Исходя из оспариваемого административным истцом пункта 2.5 Порядка, можно сделать вывод о том, что положения пункта 2.5 нормативного правового акта направлены на защиту систем канализации и водных объектов от воздействия загрязняющих веществ, при том что Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1995 года № 1310 на органы исполнительной власти субъектов РФ возложена обязанность определить порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, предусматривающий меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде.

В соответствии с частью 10 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определение порядка и размера расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, устанавливается правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (раздел VII Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»), то есть данный вопрос урегулирован федеральным законодательством на федеральном уровне.

Оспариваемая норма – пункт 2.5 Порядка – фактически воспроизводит содержание вышеуказанного нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, что не оспаривал и представитель административного ответчика в ходе судебного разбирательства.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что пункт 2.5 Порядка принят Минприроды Ульяновской области с превышением предоставленных указанному органу полномочий в данной сфере и данная норма противоречит действующему федеральному законодательству.

В связи с этим у суда имеются основания для удовлетворения в части заявленного административным истцом требования о признании недействующим пункта 2.5 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области.

Приказом Минприроды Ульяновской области от 02 декабря 2016 года № 111 оспариваемый Приказ от 24 декабря 2015 года № 99 признан утратившим силу с 14 декабря 2016 года.

Принимая во внимание, что Приказ № 99 на момент обращения ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» в суд являлся действующим, при реализации оспариваемого пункта 2.5 Порядка не исключается двойное взыскание платы за негативное воздействие на ЦСВ, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, судом в соответствии с положениями части 11 статьи 213 КАС РФ дело было рассмотрено по существу, оснований для прекращения производства по делу в связи с признанием оспариваемого Приказа утратившим силу не имеется.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что пункт 2.5 Порядка принят административным ответчиком с превышением полномочий, суд считает необходимым признать его не действующим с момента принятия.

В силу статьи 111 КАС РФ с Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в пользу ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» следует взыскать в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины при подаче административного иска в суд 4500 рублей.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня принятия пункт 2.5 приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 24 декабря 2015 года № 99 «Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области».

В удовлетворении остальной части требований общества с ограниченной ответственностью  «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» отказать.

Взыскать с Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью  «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ»  в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4500 рублей.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                            Н.А. Пулькина