Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении в Список для предоставления жилья
Документ от 11.07.2017, опубликован на сайте 21.07.2017 под номером 67295, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, его отмене,обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                 Дело № 33-2701/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       11 июля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 апреля 2017 года, по которому постановлено:

Исковые требования Семенова Данилы Васильевича удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области включить Семенова Данилу Васильевича, *** года рождения, в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Семенова Данилы Васильевича расходы за услуги представителя в размере 5000 руб., расходы по оформлению доверенности 1700 руб., расходы по оплате госпошлины 300 руб.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Семенов Д.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обязании включить его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указал, что родился *** в ***, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать К*** О.Н. умерла ***, отец С*** В.Н. решением Куйбышевского районного суда г. Донецка от *** лишен родительских прав. В 2007 году он был переведен в школу-интернат на полное государственное обеспечение без закрепления за ним жилой площади. В связи с военной обстановкой в г. Донецке был вынужден переехать на постоянное место жительство в г. Ульяновск, получил свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации с 24.12.2014 по 06.11.2015. В апреле 2016 года приобрел гражданство Российской Федерации, получил паспорт гражданина Российской Федерации.

С 22.06.2016 зарегистрирован по адресу: ***, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Ш*** О.Н. В настоящее время обучается в ФГБОУ ВО «***». На территории Ульяновской области жилых помещений в собственности не имеет.

20.12.2016 он обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением на включение его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Решением координационного совета от ***.2016 ему отказано во включении в Список, так как по достижении возраста 18 лет он не приобрел права на получение жилого помещения на территории Ульяновской области. Считает отказ незаконным и необоснованным, поскольку он относится к соответствующей категории лиц, которые подлежат обеспечению государством жилыми помещениями.

Просил признать незаконным решение координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от ***.2016, обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области включить его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области судебные расходы в размере: 20 000 руб. – расходы на оплату услуг представителя, 1700 руб. – расходы на оформление нотариальной доверенности на представителя, 300 руб. – расходы по оплате госпошлины.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что в документах, представленных Семеновым Д.В. на включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отсутствовала информация о том, был ли он обеспечен жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Украины. Сведений о наличии либо отсутствии у Семенова Д.В. в собственности либо по договору социального найма жилых помещений на территории Украины также не имеется.

Не соглашается с выводом суда о том, что факт отсутствия сведений об обеспечении истца жилым помещением на территории Украины не является основанием для отказа во включении его в Список, поскольку он является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает на территории Российской Федерации и жилым помещением на территории Российской Федерации не обеспечен.

Обращает внимание, что в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны являться нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений только на территории Российской Федерации.

Указывает, что Семенову Д.В. были даны разъяснения о возможности получения им в ГКУ «Государственное юридическое бюро Ульяновской области» бесплатной юридической помощи в составлении искового заявления в суд и представления интересов в суде, от чего он отказался.

Также указывает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Семенов Д.В., *** года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца К*** О.Н. умерла ***, отец С*** В.Н. решением Кубышевского районного суда г. Донецка Украины от *** лишён в отношении сына родительских прав.

Решением Куйбышевского районного Совета исполнительного комитета в г.Донецке от 08.08.2007 № *** малолетний Семенов Д.В., определён в школу-интернат на полное государственное обеспечение, в пункте 2 решения указано на невозможность закрепления за Семеновым Д.В. жилой площади ввиду отсутствия таковой.

С 20.09.2014 Семенов Д.В. обучался в ОГБПОУ «***».

27.04.2016 Семенов Д.В. получил паспорт гражданина Российской Федерации.

С 22.06.2016 он зарегистрирован по адресу: ***, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Ш*** О.Н.

В настоящее время Семенов Д.В. обучается в ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова».

На территории Ульяновской области Семенов Д.В. жилых помещений в собственности не имеет.

20.12.2016 Семенов Д.В. обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением на включение его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Решением Координационного совета от ***.2016 Семенову Д.В. отказано во включении в Список, так как по достижении возраста 18 лет он не приобрел права на получение жилого помещения на территории Ульяновской области (в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия).

Не согласившись с данным решением, Семенов Д.В. обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Семенова Д.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 №15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота соответственно), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

При этом право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ ответчика во включении истца в Список является необоснованным, поскольку Семенов Д.В. относится к соответствующей категории лиц, которые обеспечиваются государством жилыми помещениями (лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет), жилья для постоянного проживания у него не имеется и какое-либо жилье за ним не закреплялось в установленном законом порядке, он в настоящее время является гражданином РФ, ему на момент обращения с заявлением о включении в Список еще не исполнилось 23 года, отсутствие сведений об обеспечении истца жилым помещением на территории Украины не является основанием для отказа во включении его в Список.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку в настоящее время истец является гражданином РФ, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживает на территории РФ и на территории РФ каким-либо жильем не обеспечивался.

Доводы жалобы ответчика об отсутствии информации о том, был ли истец обеспечен жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Украины, а также о наличии либо отсутствии у истца в собственности либо по договору социального найма жилых помещений на территории Украины, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Ссылка в жалобе на разъяснение истцу его права на обращение в ГКУ «Государственное юридическое бюро Ульяновской области» с целью получения бесплатной юридической помощи в составлении искового заявления в суд и представления интересов в суде не является основанием для отмены решения суда, поскольку обращение истца в указанный орган является его правом, а не обязанностью.

Довод апелляционной жалобы о неосновательном взыскании в пользу истца расходов по госпошлине, поскольку государственные органы, органы местного самоуправления в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, является ошибочным, вследствие неправильного толкования норм процессуального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Принятое судом первой инстанции решение в части взыскания судебных расходов отвечает приведенному выше законоположению. Действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона, в силу закона, освобождена от уплаты государственной пошлины.

В связи с тем, что исковые требования Семенова Д.В. удовлетворены, районный суд имел основания для взыскания с ответчика судебных расходов, понесенных истцом по данному делу.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: