Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пособия по уходу за ребенком исходя из редней заработнйо платы по последнему месту работы
Документ от 11.07.2017, опубликован на сайте 01.08.2017 под номером 67251, 2-я гражданская, о признании права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в связи с увольнением в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                 Дело № 33-2684/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   11 июля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску и Министерства здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 апреля 2017 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Тудаковой Е*** В*** удовлетворить частично.

Признать за Тудаковой Е*** В*** право на ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», как матери уволенной в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

Обязать Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску назначить                   Тудаковой Е*** В*** ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком Т*** ***лисой!% ***!ергеевной!%, *** года рождения, на основании абз. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в размере, установленном абз. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с ***.2016 до достижения ребенком возраста полутора лет.

Обязать Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску произвести перерасчет Тудаковой Е*** В*** ежемесячного пособие по уходу за вторым ребенком Т*** ***!% ***,!% *** года рождения, на основании абз. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с ***.2016 по ***.2017 с учетом произведенных за данный период выплат и удержаний.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика  Департамента  Министерства  здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Военковой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истицы Тудаковой Е.В., ее представителя  Чащиной  И.В.,  возражавших против доводов жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Тудакова Е.В. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, Министерству здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в связи с увольнением в период отпуска по уходу за ребенком по ликвидации организации, назначении и перерасчете пособия.

В обоснование исковых требований указано, что с ***.2003 Тудакова Е.В. замещала должность главного специалиста-эксперта отдела материально-технического обеспечения *** (Управление ***).

Приказом Управления ФСКН России по Ульяновской области от ***.2016 № *** ей был предоставлен отпуск по беременности и родам в связи с рождением второго ребенка с ***.2016 по ***.2016.

Приказом от ***.2016 № *** отпуск по беременности и родам продлен с ***2016 по ***.2016.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» *** упразднена.

11.04.2016 Тудакова Е.В. была уведомлена о предстоящем увольнении в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Приказом от ***.2016 № *** освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с упразднением государственного органа ***.2016.

***.2016 она обратилась в Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску (Засвияжский район) с заявлением о назначении и выплате ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с рождением второго ребенка в связи с ликвидацией организации, начиная с ***2016.

***.2016 органами социальной защиты - Департаментом Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску и Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску был дан письменный ответ, согласно которому, основания для назначения ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком в связи с упразднением государственного органа отсутствуют, с ***.2016 выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком как лицу, уволенному в связи с ликвидацией организации, прекращена. Также указано, что с ***.2016 по предоставленным документам произведен перерасчет и назначено ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком в размере 5817,23 руб. в соответствии с п.п. «д» п. 39 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1012 н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

За период с ***2016 по ***.2016 излишне выплаченные денежные средства в размере 26271,54 руб. будут удержаны в размере 30% от размера текущих выплат с ***.2016.

Основанием прекращения выплаты пособия, назначенного с ***.2016, указано то, что истица была уволена не в связи с ликвидацией организации, а в связи с упразднением государственного органа, следовательно, не подлежала обязательному социальному страхованию.

Кроме того, без письменного согласия в одностороннем порядке стали удерживать якобы излишне начисленные денежные средства за 4,5 месяца, а это более 26 000 рублей путем удержания из начисляемого в минимальном размере пособия более 30%.

Считает решение ответчиков незаконным.

Просила суд признать незаконным решение ответчиков выраженное в письменном виде ***.2016 за исх. № *** исх об изменении ей с ***2016 основания назначения и размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком в минимальном размере как матери, фактически осуществляющей уход за ребенком и не подлежащей обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании абз. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», п.п. «д» п. 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1012н. Признать за ней право на ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком, в связи с увольнением в период отпуска по уходу за ребенком по ликвидации организации в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», п.п. «в» п. 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1012н, начиная с 16.07.2016 до достижения им возраста полутора лет. Обязать ответчиков назначить ей ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком, Т*** *** ***, *** года рождения в размере 40% от среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам с ***.2016 до достижения им возраста полутора лет, обязать выплатить ей незаконно удержанные суммы от ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 29809,94 руб. с последующим перерасчетом задолженности на день вынесения решения суда. Взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 400 руб.

 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены УМВД России по Ульяновской области, УФСКН России по Ульяновской области.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционных жалобах Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску и Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия по Ульяновской области  не соглашаются с решением суда, просят его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что упразднение государственного учреждения не может рассматриваться как ликвидация организации, так как данное мероприятие сопровождается обязательной передачей функций и полномочий упраздненного органа другому юридическому лицу, тогда как ликвидация организации происходит без правопреемства.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156                           «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена ***. Функции и полномочия упраздняемого органа перешли к Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Полагают, что Тудакова Е.В., уволенная в связи с упразднением ***,  относится к категории лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Считают, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком должно быть назначено органом социальной защиты в минимальном размере.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителя ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, представителей третьих лиц Управления МВД России по Ульяновской области, ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации  устанавливаются Федеральным  законом  от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».

Судом установлено, что Тудакова  Е.В. с ***.2003   замещала должность главного специалиста-эксперта отдела материально-технического обеспечения ***.

На основании приказа № *** от ***.2016 истица в период с ***.2016 по ***.2016 находилась в отпуске по беременности и родам в связи с рождением второго ребенка.

Приказом  Управления *** № *** от ***.2016 отпуск по беременности и родам истице был продлен до ***.2016.

11.04.2016 Тудакова  Е.В. была уведомлена о предстоящем увольнении в связи с упразднением *** на основании Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов и в сфере миграции».

В соответствии с п.8.3 ч.1 ст.77 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации ***.2016 Тудакова Е.В. была освобождена  от замещаемой должности государственной гражданской службы на основании приказа Управления № *** от ***.2016 в период нахождения в отпуске по беременности и родам.

***.2016  истица обратилась в Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску (Засвияжский район) (далее - Департамент) с заявлением о назначении и выплате с ***.2016  ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с рождением второго ребенка в связи с ликвидацией организации.

Решением Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску от ***.2016 Тудаковой Е.В. назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком с ***.2016 по ***.2017, как матери уволенной в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации, в размере 11 634 руб. 50 коп.

Основанием прекращения выплаты пособия, назначенного с ***.2016, указано то, что истица была уволена не в связи с ликвидацией  организации, а в связи с упразднением государственного органа, следовательно, не подлежала обязательному социальному страхованию.

На основании распоряжения от ***.2016 с ***.2016 выплата указанного пособия ей прекращена, и решением  от ***.2016 назначено пособие в размере 5 817 руб. 23 коп, как лицу, не подлежащему обязательному социальному страхованию.

В последующем из суммы вновь назначенного пособия производились удержания, в связи с образовавшейся, по мнению ответчика, переплатой за период с ***.2016 до  ***.2016.

Разрешая заявленные требования Тудаковой Е.В.  о признании данного решения незаконным и  назначении ей пособия исходя из средней заработной платы по последнему месту работы  суд первой инстанции  в соответствии с абз.5 ч.1 ст.13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и п.п. «в» п.39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей,  пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении в отношении ответчика  Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску.

Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на правильном применении норм материального права.

Положениями Федерального закона от 19.05.1995  N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В силу абз. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе, матери, либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004  N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона).

В силу п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа.

Федеральным законом от 05.04.2013 N 57-ФЗ в ст. 31 Закона N 79-ФЗ внесены изменения: с 08.04.2013 гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в связи с упразднением государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы, если он отказывается от иной должности гражданской службы, предложенной ему для замещения (в том числе в другом государственном органе). До указанной даты данная статья предусматривала прекращение действия служебного контракта с гражданским служащим в случае сокращения должностей гражданской службы, ликвидации либо реорганизации государственного органа. Таким образом, была изменена лишь редакция данной статьи.

Доводы ответчиков в апелляционных жалобах о том, что упразднение государственного органа не влечет его ликвидации как юридического лица, не состоятельны. Упразднение государственного органа влечет передачу функций государственного управления другому органу и ликвидацию этого государственного органа как юридического лица. Следовательно,  правопреемником становится новый орган только в части переданных ему полномочий в сфере государственного управления, в данном случае только в части тех полномочий, которые определены Указом Президента РФ от 05.04.2016 №156.  Следовательно, универсального правопреемства, т.е. передача всех прав и обязанностей юридического лица новому юридическому лицу в данном случае не происходит.

Пунктом 9 Указа № 156 внесены  изменения в Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в части исключения *** из перечня федеральных органов  исполнительной власти (нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности и иные виды деятельности, определенные Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О систем е и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

То обстоятельство, что в данном случае произошла ликвидация юридического лица -  *** также  подтверждается как созданием ликвидационной комиссии, проводимой процедурой ликвидации, так и  выпиской из единого государственного реестра юридических лиц.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 2896-р срок завершении ликвидационных мероприятий  по упразднению *** продлен от 01.07.2017.

Основание увольнения в связи с ликвидацией организации не предусмотрено Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе российской Федерации».

В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на истицу распространяются гарантии женщин уволенных по ликвидации предприятий и она не может быть отнесена к категории лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию.

Исходя из этого, суд обоснованно признал за Тудаковой Е.В. право на ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет в соответствии с абз.5 ч.1 ст.13 Федерального закона  от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим  детей», обязав  назначить и выплачивать истице указанное пособие с 16.07.2016 и до достижения им возраста полутора лет в размере, предусмотренным абз.4 ч.1 ст.15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также произвести перерасчет  пособия за период с 16.07.2016 по 05.04.2017 с учетом произведенных за данный период выплат и удержаний.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Департаментом Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску и Министерством здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционных жалобах, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                        от 05 апреля 2017 года - оставить без изменения, а апелляционные жалобы Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску и Министерства здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                     Судьи: