Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости
Документ от 27.06.2017, опубликован на сайте 11.07.2017 под номером 67053, 2-я гражданская, о включении период работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Николаева Н.Д.                                                Дело № 33-2447/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   27 июня 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города  Ульяновска от 04 апреля 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Ишкиняева Ш*** И*** к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении период работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска Ульяновской области зачесть Ишкиняеву Ш*** И*** в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с работой по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации  период работы с 18.10.1993 по 18.11.1999, а периоды: с 01.02.1994 по 30.04.1994 – 51 день, с 01.03.1995 по 31.12.1995 – 170 дней, с 01.01.1996 по 31.12.1996 – 200 дней, с 01.01.1997 по 30.09.1997 – 161 день, с 01.10.1997 по 31.12.1997 – 47 дней, с 01.01.1998 по 31.12.1998 – 191 день, с 01.01.1999 по 18.11.1999 – 178 дней по фактической продолжительности  в должности авиационного техника по ПиД в авиационно-технической базе в цехе № 485 *** г. Ульяновска, в цехе № 285 Авиакомпании «***»; с 19.11.1999 по 29.02.2000 – в должности бортоператора ВС АН-12 в цехе № 285 ООО «***»  с учетом налета часов; с 01.03.2000 по 28.12.2001 – в должности бортоператора грузовых самолетов в летно-транспортном отряде ООО «***» с учетом налета часов; с 14.09.1999 по 31.10.2000, с 25.03.2002 по 23.12.2002 – в должности бортоператора ВС АН-12 в ЗАО «***» с учетом налета часов; с 24.12.2002 по 14.09.2004  в должности бортоператора ВС АН-12 в ОРО «***» с учетом налета часов; с 02.05.2012 по 30.12.2015 – в должности инженера по эксплуатации ЛАиД инженерно-авиационной службы в ООО «***» г. Химки Московская область  без учета нахождения в отпуске  без сохранения заработной платы в период с 18.05.2012 по 25.05.2012, с 17.09.2012 по 10.11.2012, с 01.02.2013 по 06.02.2013, с 07.02.2013 по 30.12.2013, с 17.03.2014 по 30.04.2014, с 20.05.2014 по 11.08.2014, с 24.02.2015 по 14.04.2015, с 15.06.2015 по 31.07.2015, с 31.08.2015 по 11.09.2015, с 21.09.2015 по 04.12.2015, а также периода нахождения на обучение с отрывом от производства в период с 14.05.2012 по 17.05.2012 и назначить досрочную страховую пенсию в связи с работой по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации                        с 17 мая 2016 года.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Ишкиняева Ш.И., его представителя Петровой М.Ю., возражавших против доводов жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ишкиняев Ш.И. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области (ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе города Ульяновска) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой  пенсии по старости.

В обоснование иска указал, что ***.2016 обратился в УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе города Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи летной работой. Решением комиссии УПФ РФ в Заволжском районе города  Ульяновска от ***.2016 № *** ему отказано в назначении такой пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию. При этом, пенсионным органом не были включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды его работы: с 18.10.1993 по 18.11.1999 – в должности авиатехника по ПиД в авиационно-технической базе в цехе № 485 авиакомпании «***» в связи с отсутствием подтверждающих документов о полной, постоянной занятости на работах по оперативному и периодическому обслуживанию воздушных судов. Кроме того, в указанные периоды Ишкиняев Ш.И. работал с сокращением объема производства на условиях неполной рабочей недели; с 19.11.1999 по 29.02.2000 – в качестве бортоператора самолета (цех № 285) Авиакомпании «***» УАПК; с 01.03.2000 по 28.12.2001 – в должности бортоператора грузовых самолетов в летно-транспортном отряде ООО «***»; с 14.09.1999 по 31.10.2000 и с 25.03.2002 по 23.12.2002 – в должности бортоператора ЗАО «***»; с 24.12.2002 по 14.09.2004 – в должности бортоператора ВС АН-12 в ООО «***», поскольку право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеет летный состав гражданской авиации (летный экипаж). Должность бортоператора относится к кабинному экипажу. Кроме того, в летной книжке  налет часов отражен с искажением и льготно-уточняющие справки работодателями не представлены. Не зачтены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости также периоды: с 29.11.2004 по 30.12.2010 - в должности инженера по эксплуатации ЛаиД инженерно-авиационной службы ООО «***» г. Ульяновск, так как Ишкиняев Ш.И. находился в отпуске без сохранения заработной платы, часть периода работы отсутствует на лицевом счете; с 01.01.2011 по 01.05.2012 – в должности руководителя технического отдела в ООО «***», так как руководитель технического отдела не поименован в списках должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет; с 02.05.2012 по 30.12.2015 – в должности инженера по эксплуатации ЛаИд в ООО «***», так как в спорный период не усматривается постоянная и полная занятость Ишкиняева Ш.И. на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на перронах аэродрома. Кроме того, часть периода работы Ишкиняев Ш.И. находился в отпуске без сохранения заработной платы.

С указанным  решением комиссии УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска истец не согласен частично, поскольку в оспариваемые периоды, за исключением периода работы в должности руководителя технического отдела в ООО «***», работал в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в гражданской авиации.

Ишкиняев Ш.И. просил суд обязать УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе                     города  Ульяновска включить в специальный стаж периоды работы с 18.10.1993 по 18.11.1999, а периоды: с 01.02.1994 по 30.04.1994, с 01.03.1995 по 31.12.1995, с 01.01.1996 по 31.12.1996, с 01.01.1997 по 30.09.1997, с 01.10.1997 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 31.12.1998, с 01.01.1999 по 18.11.1999 по фактической продолжительности в должности авиационного техника по ПиД в авиационно-технической базе в цехе № 485 ***, в цехе № 285 Авиакомпании «***»; с 19.11.1999 по 29.02.2000 – в должности бортоператора ВС АН-12 в цехе № 285 ООО «***»; с 01.03.2000 по 28.12.2001 – в должности бортоператора грузовых самолетов в летно-транспортном отряде ООО «***»; с 14.09.1999 по 31.10.2000, с 25.03.2002 по 23.12.2002 – в должности бортоператора ВС АН-12 в ЗАО «***»; с 24.12.2002 по 14.09.2004 в должности бортоператора ВС АН-12 в ООО «***»; с 02.05.2012 по 30.12.2015 – в должности инженера по эксплуатации ЛАиД инженерно-авиационной службы в ООО «***» г. Химки Московская область без учета нахождения в отпуске  без сохранения заработной платы в периоды с 18.05.2012 по 25.05.2012, с 17.09.2012 по 10.11.2012, с 01.02.2013 по 06.02.2013, с 07.02.2013 по 30.12.2013, с 17.03.2014 по 30.04.2014, с 20.05.2014 по 11.08.2014, с 24.02.2015 по 14.04.2015, с 15.06.2015 по 31.07.2015, с 31.08.2015 по 11.09.2015, с 21.09.2015 по 04.12.2015, а также периоды нахождения на обучение с отрывом от производства с 14.05.2012 по 17.05.2012 и назначить пенсию с 17.05.2016.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда  РФ  в Заволжском районе города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить в части включения в стаж периодов работы истца с 19.11.1999 по 29.02.2000 в должности бортоператора ВС АН-12 ООО «***», с 01.03.2000 по 28.12.2001 в должности бортоператора грузовых самолетов в летно-транспортном отряде ООО «***», с 14.09.1999 по 31.10.2000, с 25.03.2002 по 23.12.2002 в должности бортоператора ВС АН-12 ЗАО «***», с 24.12.2002 по 14.09.2004 в должности бортоператора ВС АН-12 ООО «***» и назначении досрочной страховой пенсии в связи с работой по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации с 17.05. 2016, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обосновании жалобы указывает, что должность бортоператора не относится к летному составу экипажа воздушного судна. Полагает, что бортовые операторы воздушных судов гражданской авиации не имеют права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суммирование стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, считает невозможным. Обращает внимание, что данные налета часов в летной книжке истца не согласуются с данными отраженными в выписке из его индивидуального лицевого счета. Полагает, что указанные обстоятельства не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, поскольку ставят под сомнение подлинность сведений содержащихся как в летной книжке, так и в выписке из индивидуального лицевого счета.

В возражении на апелляционную жалобу Ишкиняев Ш.И. просит решение оставить без изменений, а жалобу ответчика - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика ГУ – УПФ РФ в заволжском районе города Ульяновска, представителем третьих лиц ООО «***», ООО «***», ООО «***», ООО «***», АО «***», извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Ишкиняев Ш.И., *** года рождения, обратился в ГУ - УПФ РФ в Заволжском районе города Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой   пенсии в связи с летной работой.

Решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе города Ульяновска №  *** от ***2016  Ишкиняеву Ш.И.  было отказано в назначении вышеуказанной пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа.

Отказ мотивирован тем, что у Ишкиняева Ш.И. отсутствует специальный стаж, необходимый для назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку на момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истца составляет 8 лет 07 месяцев 18 дней,   страховой стаж в гражданской авиации составляет 30 лет 2 месяца 19  дней.

При этом  комиссией в специальный стаж истца не были зачтены следующие периоды: с 18.10.1993 по 18.11.1999 – в должности авиатехника по ПиД в авиационно-технической базе в цехе № 485 авиакомпании «***» в связи с отсутствием подтверждающих документов о полной, постоянной занятости на работах по оперативному и периодическому обслуживанию воздушных судов. Кроме того, в указанные периоды Ишкиняев Ш.И. работал с сокращением объема производства на условиях неполной рабочей недели; с 19.11.1999 по 29.02.2000 – в качестве бортоператора самолета (цех № 285) Авиакомпании «***» УАПК; с 01.03.2000 по 28.12.2001 – в должности бортоператора грузовых самолетов в летно-транспортном отряде ООО «***»; с 14.09.1999 по 31.10.2000 и с 25.03.2002 по 23.12.2002 – в должности бортоператора ЗАО «***»; с 24.12.2002 по 14.09.2004 – в должности бортоператора ВС АН-12 в ООО «***», поскольку право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеет летный состав гражданской авиации (летный экипаж). Должность бортоператора относится к кабинному экипажу. Кроме того, в летной книжке  налет часов отражен с искажением и льготно-уточняющие справки работодателями не представлены. Не зачтены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости также периоды: с 29.11.2004 по 30.12.2010 - в должности инженера по эксплуатации ЛаиД инженерно-авиационной службы ООО «***» г. Ульяновск, так как Ишкиняев Ш.И. находился в отпуске без сохранения заработной платы, часть периода работы отсутствует на лицевом счете; с 01.01.2011 по 01.05.2012 – в должности руководителя технического отдела в ООО «***», так как руководитель технического отдела не поименован в списках должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет; с 02.05.2012 по 30.12.2015 – в должности инженера по эксплуатации ЛаИд в ООО «***», так как в спорный период не усматривается постоянная и полная занятость Ишкиняева Ш.И. на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на перронах аэродрома. Кроме того, часть периода работы Ишкиняев Ш.И. находился в отпуске без сохранения заработной платы.

Федеральный закон РФ ФЗ №400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», устанавливая основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства.

Досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного настоящим Федеральным законом мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации  соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет (ст. 30 ФЗ № 400).

В соответствии с п.п. «з» ч.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 при исчислении специального стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.

Согласно Списку должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459 правом на льготное пенсионное обеспечение по данному Списку пользуются:

- авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; инженеры всех наименований.

Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается справками, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Согласно записи в трудовой книжке истца, 18.10.1993 года он был  принят на должность авиатехника  по ПиД АО «***», 01.10.1997 переведен в филиал АО «***» Авиакомпания «***» цех 285 авиационным техником по ПиД, где работал до 18.11.1999. В период с 02.05.2012 по 30.12.2015 работал инженером по эксплуатации ЛАиД в ООО «***».

Дав правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности. В том числе архивной справе № *** от 12.01.2016, подтверждающей работу истца  в особых (вредных) условиях труда, сведениям ООО «***», данным личной карточки Ишкиняева Ш.И., суд пришел к выводу о том, что периоды работы истца  по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации  период работы с 18.10.1993 по 18.11.1999, а периоды: с 01.02.1994 по 30.04.1994 – 51 день, с 01.03.1995 по 31.12.1995 – 170 дней, с 01.01.1996 по 31.12.1996 – 200 дней, с 01.01.1997 по 30.09.1997 – 161 день, с 01.10.1997 по 31.12.1997 – 47 дней, с 01.01.1998 по 31.12.1998 – 191 день, с 01.01.1999 по 18.11.1999 – 178 дней по фактической продолжительности  в должности авиационного техника по ПиД в авиационно-технической базе в цехе № 485 ***, в цехе № 285 Авиакомпании «***»; с 02.05.2012 по 30.12.2015 – в должности инженера по эксплуатации ЛАиД инженерно-авиационной службы в ООО «***» г. Химки Московская область  без учета нахождения в отпуске  без сохранения заработной платы в период с 18.05.2012 по 25.05.2012, с 17.09.2012 по 10.11.2012, с 01.02.2013 по 06.02.2013, с 07.02.2013 по 30.12.2013, с 17.03.2014 по 30.04.2014, с 20.05.2014 по 11.08.2014, с 24.02.2015 по 14.04.2015, с 15.06.2015 по 31.07.2015, с 31.08.2015 по 11.09.2015, с 21.09.2015 по 04.12.2015, а также периода нахождения на обучение с отрывом от производства в период с 14.05.2012 по 17.05.2012, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, обязав ответчика включить указанные периоды в специальный стаж истца.

Решение суда в данной части не оспаривается.

Разрешая спор в части удовлетворения исковых требований Ишкиняева Ш.И. в части признания за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости как работнику летного состава гражданской  авиации суд первовй инстанции со ссылкой на пункт 13 части 1  статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» пришел к выводу о том, что пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретшим  право на досрочное  назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, на какой должности они работают, поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, в том числе и бортоператоры.

Поскольку  истец работал бортоператором в периоды с 19.11.1999 по 29.02.2000 – самолета (цех № 285) Авиакомпании «***; с 01.03.2000 по 28.12.2001 – грузовых самолетов в летно-транспортном отряде ООО «***»; с 14.09.1999 по 31.10.2000 и с 25.03.2002 по 23.12.2002 – ЗАО «***»; с 24.12.2002 по 14.09.2004 –  ВС АН-12 в ООО «***» , то есть являлась членом кабинного экипажа, который в совокупности с  летным экипажем образует экипаж воздушного судна, принимал непосредственное участие в выполнении полетов, суд признал за ним право на назначение пенсии по пункту 13 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Судебная коллегия полагает, что указанные выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отно9шения.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в законную силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигши6е возраста 60 лет, и женщ0ины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.201 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальносте5й и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с часть. 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительством РФ в рамках предоставленного ему законом полномочия  16.07.2014 было принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей  право на досрочное пенсионное обеспечение».

Этим постановлением правительства РФ, вступившим в законную силу с 01.01.2015, установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в  летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный  постановлением Совета   Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459.

Статьей 79 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в российской Федерации», утратившего силу с 01.01.2002 в связи с введением в действие  Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», было определено, что пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам – не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам – не менее 15 лет.  Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.

Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется министерством гражданской авиации.

Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2008  N 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна. Бортоператоры не входят в летный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу.  Такое разделение правовых оснований досрочного назначения страховой пенсии по старости между бортоператорами  и лицами, входящими в летный экипаж воздушного судна, связано с тем, что их функциональные обязанности различны по своей специфике и характеру, психофизиологические нагрузки, испытываемые ими во время полета, не идентичны.

Положения изложенных выше норм материального права судом первой инстанции при разрешении спора учтены не были, а вывод суда первой  инстанции о том, что пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретшим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, на какой должности они работают, основан на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Ссылка суда в обоснование вывода о наличии у  Ишкиняева Ш.И.  права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в том числе и  как работнику летного состава гражданской авиации на Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, несостоятельна, поскольку данным нормативно-правовым актом определен перечень должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), к которым Ишкиняев Ш.И., работавший в должности бортоператора, не относится.

Наличие у Ишкиняева Ш.И. летной книжки с указанием количества налета часов, на что указал суд, удовлетворяя иск, само по себе не влечет возникновения у истца права на назначение досрочной пенсии по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013  N 400-ФЗ.

С учетом приведенных обстоятельств обжалуемое судебное решение в данной части нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела.

Таким образом, решение суда в части  включения в специальный стаж  с учетом налета часов периодов работы в должности бороператора и назначении досрочной трудовой пенсии по старости подлежит отмене.

В удовлетворении исковых требований Ишкиняева Ш.И. в части включения в специальный стаж с учетом налета часов периодов работы: с 19.11.1999 по 29.02.2000 – в должности бортоператора ВС АН-12 в цехе № 285 ООО «***»; с 01.03.2000 по 28.12.2001 – в должности бортоператора грузовых самолетов в летно-транспортном отряде ООО «***»; с 14.09.1999 по 31.10.2000, с 25.03.2002 по 23.12.2002 – в должности бортоператора ВС АН-12 в ЗАО «***»; с 24.12.2002 по 14.09.2004  в должности бортоператора ВС АН-12 в ОРО «***» отказать.

Поскольку без учета указанных периодов специальный стаж истца на дату обращения в пенсионный орган составит менее установленного законом – 25 лет, в том числе и с учетом включенных судом периодов, правовых основания для  также назначения досрочной страховой пенсии по старости с  17.05.2016 не имеется, соответственно в данной части исковые требования Ишкиняева Ш.И. также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда города  Ульяновска от 04 апреля 2017 года  в части включения в льготный стаж Ишкиняева Ш*** И*** периодов работы  в должности бортоператора  с учетом налета часов и назначении досрочной страховой пенсии по старости отменить.

Принять по делу в данной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Ишкиняева Ш*** И***  к  Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении в специальный стаж с учетом налета часов  периодов работы:  с 19.11.1999 по 29.02.2000 – в должности бортоператора ВС АН-12 в цехе № 285 ООО «***»; с 01.03.2000 по 28.12.2001 – в должности бортоператора грузовых самолетов в летно-транспортном отряде ООО «***»; с 14.09.1999 по 31.10.2000, с 25.03.2002 по 23.12.2002 – в должности бортоператора ВС АН-12 в ЗАО «***»; с 24.12.2002 по 14.09.2004  в должности бортоператора ВС АН-12 в ОРО «***», назначении досрочной страховой пенсии по старости с 17 мая 2016 года  отказать.

В остальной части  решение Заволжского районного суда города  Ульяновска от 04 апреля 2017 года оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи: