Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обжалование отказа в выдаче акта освидетельствования проведения работ по строительству
Документ от 27.06.2017, опубликован на сайте 03.07.2017 под номером 66999, 2-я гражданская, о признании действий (бездействия) незаконными, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

                    У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Гришин П.С.                                                                            Дело № 33а-2195/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             27 июня  2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Зуевой Н.В.,

судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.,

при секретаре  Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 10 марта 2017 года, по которому постановлено:

 

административные исковые требования Солдатовой Е*** В*** к администрации Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, Агентству архитектуры и градостроительства Ульяновской области о признании отказа незаконным, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.

Признать отказ Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства незаконным.

Обязать Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области провести осмотр объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала ***, кадастровый номер земельного участка ***, и выдать акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства.

В удовлетворении административных исковых требований Солдатовой Е*** В*** к администрации Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области о признании отказа незаконным, обязании устранить допущенные нарушения отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области – Аквиляновой Е.Ю.,  поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя   администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области - Хузеевой Г.А., полагавшей решение  суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Солдатова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к администрации Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области о признании отказа незаконным, обязании устранить допущенные нарушения.

Требования мотивировала тем, что  её муж  Солдатов  В.И.  с 01.09.2004  является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными участками, общей  площадью 600 кв.м,  расположенного по адресу: ***, в южной части кадастрового квартала ***

04.08.2015 Департаментом архитектуры и градостроительства Ульяновской области выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

В июне 2016 года с целью привлечения средств  материнского  капитала  для строительства индивидуального жилого дома  она направила в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вешкаймском районе Ульяновской области заявление о распоряжении средствами  материнского капитала на улучшение жилищных условий на оплату строительства объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации в сумме не более 50 % средств  материнского капитала с  приложением необходимых документов.

В августе 2016 года денежные средства были перечислены на  её расчетный счет и в последующем направлены на приобретение, доставку строительных материалов, выполнение строительных и иных работ по возведению жилого дома.

В целях использования оставшихся средств материнского капитала и дальнейшего осуществления строительства индивидуального жилого дома в органы Пенсионного фонда необходимо предоставить соответствующее заявление и приложить к нему акт освидетельствования проведения основных работ по   строительству (реконструкции) объекта, который выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство.

27.10.2016  она направила  в Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области  заявление о подготовке и выдаче акта освидетельствования проведения основных выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта.

09.11.2016  ей было отказано в связи с отсутствием полномочий  и рекомендовано обратиться в администрацию муниципального образования «Чердаклинский район».

22.11.2016 она обратилась с аналогичным заявлением в администрацию            МО  «Чердаклинский район», 13.12.2016 ей  было отказано  в связи с   передачей полномочий и рекомендовано обратиться в  Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области.

Просила суд признать отказ надлежащего административного ответчика в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства незаконным. Обязать надлежащего административного ответчика провести осмотр объекта индивидуального жилищного строительства и выдать акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства.

Суд привлек в качестве административного соответчика  Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области (в настоящее время Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд  принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней  Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области не соглашается с решением, просит его отменить, вынести новое решение об обязании администрацию МО «Чердаклинский район» выдать Солдатовой Е.В. акт освидетельствования.

В обоснование жалобы указывает, что решение является незаконным, необоснованным. Судом неправильно применены нормы материального права, имеющие значение для дела. В соответствии со ст. 54, ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, ст. 2 Закона Ульяновской области от 18.12.2014 № 210-ЗО «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» у Агентства отсутствуют функции по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию без проведения экспертизы, функции по выдаче актов освидетельствования. Истцом пропущен трехмесячный срок  обращения в суд, что является  основанием для отказа в иске.

В возражениях на  апелляционную жалобу  Солдатова  Е.И. и МУ комитет  по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям                          МО  «Чердаклинский район» Ульяновской области просят  решение оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции  не явились Солдатова Е.В., представитель  МУ комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений  на неё,  судебная коллегия приходит  к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из  ч. 3 ст.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-03 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе в целях улучшения жилищных условий.

В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат (пункт 2 части 1). Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 вышеназванного Закона указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при предоставлении определенных документов (часть 1.1 статьи 10). Часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 данной статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1.2).

Таким образом, из указанных положений следует, что при строительстве или реконструкции жилья за счет средств материнского капитала обладатели соответствующего сертификата получают денежные средства по частям. Одна часть перечисляется после того, как получено разрешение на строительство (реконструкцию) жилья. Другую часть можно получить, только документально подтвердив, что строительство действительно ведется и при этом площадь жилья, причитающегося семье, увеличивается.

Форма документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) утверждена Приказом Минрегиона России от 17.06.2011 № 286, а Правила выдачи этого документа - Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 №  686.

В соответствии с п. 2 Правил акт  освидетельствования выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство (далее - уполномоченный орган), на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя. К заявлению может быть приложен документ, подтверждающий факт создания объекта индивидуального жилищного строительства (кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или кадастровая выписка об объекте недвижимости).

Уполномоченный орган организует в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в присутствии лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителя. При проведении осмотра могут осуществляться обмеры и обследования освидетельствуемого объекта (п.3).

Из материалов дела усматривается, что  Солдатов  В.И.  является собственником  земельного участка  общей площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: ***, южная часть кадастрового квартала ***

Солдатов  В.И. и Солдатова  (до брака Сергеева) Е.В. состоят в браке с ***, имеют двоих сыновей:  *** года рождения и  *** года рождения.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Вешкаймском районе Ульяновской области от  17.07.2013  истцу Солдатовой  Е.В.  выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

04.08.2015  Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области выдал  Солдатову В.И.  разрешение на строительство индивидуального жилого дома, срок  действия  разрешения до 04.08.2025.

27.10.2016 истец обратился  в Департамент  архитектуры  и градостроительства  Ульяновской области   с заявлением о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, 09.11.2016  был получен ответ,  в котором Солдатовой Е.В. было рекомендовано  обратиться в администрацию МО «Чердаклинский район» с  данным заявлением ввиду отсутствия полномочий  по выдаче акта освидетельствования и осмотру у Департамента архитектуры и градостроительства Ульяновской области.

13.12.2016  МУ Комитет по управлению  муниципальным имуществом и земельным отношениям  МО «Чердаклинский район»  на обращение             Солдатовой Е.В. от 08.12.2016 рекомендовал с заявлением о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства обратиться в Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области.

Органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство  согласно  Закону Ульяновской области от 18.12.2014  № 210-ЗО «О перераспределении полномочий в области  градостроительной деятельности между  органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной  власти Ульяновской области»,  является  Агентство  архитектуры и градостроительства Ульяновской области.

Установив данные обстоятельства, суд обоснованно  пришел к выводу  о том, что  именно  Агентство архитектуры  и градостроительства  Ульяновской области  является надлежащим ответчиком по делу.

Доводы апелляционной  жалобы  о том, что выдача акта согласования выходит за пределы полномочий  не могут повлечь  отмену решения суда, поскольку  именно на орган,  уполномоченный на выдачу разрешения на строительство  возложена обязанность  по выдаче акта освидетельствования. Разрешение на  строительство истцу было выдано  Департаментом архитектуры и  градостроительства Ульяновской области.

Также является несостоятельным довод апелляционной жалобы  Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области о пропуске административным истцом срока оспаривания  отказа  в выдаче  акта освидетельствования, поскольку   ответ  от 09.11.2016 на обращение Солдатовой  Е.В.  был направлен ей только 15.11.2016 простой почтой, 09.12.2016  дополнительно был дан ответ истцу. С административным исковым заявлением  Солдатова  Е.В.  обратился в суд  17.02.2017, направив по почте исковое заявление 15.02.2017,  в пределах трехмесячного срока, установленного ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как указывалось выше акт согласования  выдается лицу после соблюдения определенного порядка, установленного   Правилами  направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий,  утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862, Правилами  выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому  с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденными  Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 № 686.

Суд не вправе подменять установленную законом процедуру  выдачи акта согласования и предрешать вопросы, которые относятся к компетенции соответствующих органов или должностных лиц.

С учетом изложенного решение суда в части обязания выдать акт освидетельствования  подлежит изложению в  новой редакции, об обязании Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области рассмотреть заявление  Солдатовой  Е.В.  о выдаче  акта освидетельствования  проведения основных работ по строительству  (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства в установленном законом порядке и сроки.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение  Чердаклинского районного суда Ульяновской  области от 10 марта 2017 года изменить, изложив абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции: «Обязать  Агентство архитектуры  и градостроительства  Ульяновской  области   рассмотреть заявление  Солдатовой  Е*** В***  о выдаче  акта освидетельствования  проведения основных работ по строительству  (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: *** земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала ***, кадастровый номер земельного участка *** в установленном законом порядке и сроки.

В остальной части решение оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи: